Упражнение 1. Сосновая шишка.
1. Вращение основанием шишки на тыльной стороне рук по часовой и против часовой стрелки /длительность 1 минута /.
2. Шишки крутить между ладонями как колесо в разных направлениях
/длительность 3 минуты /.
3. Подбрасывать шишку вверх, ловить двумя руками, затем одной рукой левой, правой /длительность 2 минуты /.
Упражнение 2. Еловая шишка.
1. Сначала движения выполняются с одной шишкой, затем двумя шишками и вращать их между ладонями /длительность от 1-ой до 3-х минут/.
2. Катать шишку на тыльной стороне правой, левой рук /длительность 3 минуты /.
3. Круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук /длительность от 1-ой до 3-х минут/.
Упражнение 3.
Те же упражнения можно делать с грецкими орехами.
Упражнение 4.
Сосновые, еловые и кедровые шишки перекатить по тарелке круглой, затем квадратной, тарелки разной тяжести и из разного материала (пластмассовые, глиняные, картонные). Катать по кругу слева направо, сверху вниз. Сначала по одной, затем по две, три /длительность до 3-х минут/.
Подбрасывание шишек на тарелке /длительность 2 минуты/.
Упражнение 5.) Орехи фундук.
1. Насыпать горсть орехов на поднос, катать ладонями и тыльной стороной кисти рук.
2. Пересыпать горсточку орехов из одной руки в другую /длительность 1 минута/.
Упражнение 6. Бобы, фасоль, горох, семечки, зерно пшеницы, овес, крупа (гречка, пшено, манка).
С этими “Дарами природы” делать различные вращательные движения: сжатие в кулачки, пересыпание с одной руки в другую, перемешивание различными вращательными движениями в корзинах /длительность движений на каждый вид по минуте/.
Упражнение 7.Упражнение с перьями птиц.
1. Водить пером по поверхности ладони и тыльной стороне рук /длительность 3 минуты/.
2. Протягивание пера между пальцами /длительность 1-2 минуты/.
3. Вытягивание перьев из кулачка /длительность 1-2 минуты/.
Весь материал расположен в речевой группе, эстетически оформлен и доступен ребенку.
Эмоциональность и яркость настроя детей на лечебный массаж с природным материалом придает то, что это все живое и настоящее, а, самое главное, это все нас окружает как в сельской местности, так и в городской. Природа настолько разнообразна, что, прикасаясь к ней, мы обогащаем тактильную чувствительность рук, но реальный мир малыша, организованный взрослыми, для познавательных процессов, заполирован, гладок, однообразен по ощущению.
Именно с обогащения тактильной чувствительности руки, особенно пальцев, улучшается кинестетическая (двигательная) память артикулярных органов, она необходима для эффективности работы с детьми дошкольного возраста.