наказывать ребенка в момент, когда он в сильных переживаниях, ему чего-то хочется и не дают или, наоборот, не хочется, а заставляют, это усугубление ситуации. Ему и так плохо, он и так лишен желаемого, или принуждаем, а тут еще и по попе. ?!
Наказать за что? По ассоциации (по месту и времени) получается за наличие желания, за несогласие, за способ выражения.
Как отделить одно от другого в детской голове…
Я-высказывание, мое мнение, сможет это разделить. «Я очень зла, когда меня не слушают… Мне стыдно, что все на нас смотрят… »
Уточняю, что это не метод воздействие. Это обнаружение своего мнения по поводу.
Мама-эмоциональный робот и присутствие рядом — разные состояния. Первое, для меня, это отстранение от ребенка, отвержение что ли. Второе — показатель того, что мама может пережить и не убежать и когда ребенок зол на нее. Это признак стабильности. Признак того, что злость ( или обида, отчаяние) не запрещена и может существовать в ребенке, ее можно чувствовать. Она никого не «убьет».
Не представляю как МГНОВЕННО выключить робота и включить добрую маму. Равно и наоборот. Мама — тоже человек. Игнорировать свое отношение к ситуации трудно. Особенно, если такие ситуации часто повторяются. На это тратится много сил и энергии. По мне лучше ее направить в «мирное русло» — сказать о своем отношении и быть рядом.
считаю наказание — самым неэффективным способом воздействия на поведение ребенка (да и кого бы то ни было). Чтобы сразу определиться с понятиями, объясню, что я подразумеваю под наказанием в данном случае.
Итак, наказание — это любое физическое воздействие (в том числе шлепки, подзатыльники и пр.), угрозы, лишение чего бы то ни было, принуждение к чему бы то ни было (например, стоять в углу), оскорбление и крики, вызывание чувства стыда или вины.
Теперь конкретно про шлепки.
Мы с Вами говорим об истерике как о следующем поведении.
Чаще всего истерика возникает как протест против очевидного обоим действия (бездействия). Ребенок не хочет идти домой. Ребенок хочет новую игрушку в магазине.
Так вот, отчего бы ни возникла истерика, цель ее одна — испробовать этот способ манипуляции на другом человеке (чаще — на родителе). Я убежден, что любые самые убедительные, красноречивые или пропитанные душевным теплом речи в этот момент аффекта — абсолютно не будут восприняты ребенком в нужном ключе. Это только «масло в огонь». Это будет восприниматься только как достижение эффекта, пусть даже не того, что планировался. Но мама обратила на него внимание.
То есть в момент истерики ребенок старается сманипулировать родителем (окружающими), проявляя демонстративное поведение. Что же он получает взамен? Демонстративный шлепок. Таким образом, на свою манипуляцию он получает манипуляцию со стороны родителя, который реагирует демонстрацией на демонстрацию.
Что же получается в таком случае? А получается, что либо родитель «опускается» на уровень ребенка, либо пытается «дотянуть» ребенка до своего взрослого уровня.
В связи с этим возникает еще один вопрос: что пытается донести до ребенка родитель таким шлепком (какой психологический смысл придает ситуации и поведению) и что он ждет в ответ от ребенка?
В качестве примера попробую описать психологический смысл шлепков по отношению к детям со стороны родителей, как я это понимаю.
Итак, когда я тебя шлепаю, я хочу этим сказать:
— Я тебя сильнее, а значит ты должен подчиняться мне.
— Я бессилен как-либо по-другому совладать с ситуацией, и поэтому расстроен, раздражен и зол. Я выплескиваю свои эмоции на тебя и от этого мне становится легче.
— Меня не волнуют твои проблемы, мне сейчас важнее привлечь твое внимание к моим.
— Я боясь, что ты будешь мной манипулировать всегда, поэтому сам стремлюсь манипулировать тобой.
Еще хотелось бы сказать в отношении шлепков вот что.
Предположим, что малыш «не приучен» к шлепкам, как к способу воздействия на его поведение. Он чем-то недоволен, начинает «скандалить» — получает от родителя шлепок — но воспринимает это как игру и начинает смеяться. Что делать?
Получается, родитель потерпел воспитательное фиаско? Или надо усиливать силу и частоту шлепков, чтобы ребенок наконец-то понял их смысл? Или может быть надо как-то специально готовить, «тренировать» ребенка на шлепки?
Наказать за что? По ассоциации (по месту и времени) получается за наличие желания, за несогласие, за способ выражения.
Как отделить одно от другого в детской голове…
Я-высказывание, мое мнение, сможет это разделить. «Я очень зла, когда меня не слушают… Мне стыдно, что все на нас смотрят… »
Уточняю, что это не метод воздействие. Это обнаружение своего мнения по поводу.
Мама-эмоциональный робот и присутствие рядом — разные состояния. Первое, для меня, это отстранение от ребенка, отвержение что ли. Второе — показатель того, что мама может пережить и не убежать и когда ребенок зол на нее. Это признак стабильности. Признак того, что злость ( или обида, отчаяние) не запрещена и может существовать в ребенке, ее можно чувствовать. Она никого не «убьет».
Не представляю как МГНОВЕННО выключить робота и включить добрую маму. Равно и наоборот. Мама — тоже человек. Игнорировать свое отношение к ситуации трудно. Особенно, если такие ситуации часто повторяются. На это тратится много сил и энергии. По мне лучше ее направить в «мирное русло» — сказать о своем отношении и быть рядом.
считаю наказание — самым неэффективным способом воздействия на поведение ребенка (да и кого бы то ни было). Чтобы сразу определиться с понятиями, объясню, что я подразумеваю под наказанием в данном случае.
Итак, наказание — это любое физическое воздействие (в том числе шлепки, подзатыльники и пр.), угрозы, лишение чего бы то ни было, принуждение к чему бы то ни было (например, стоять в углу), оскорбление и крики, вызывание чувства стыда или вины.
Теперь конкретно про шлепки.
Мы с Вами говорим об истерике как о следующем поведении.
Чаще всего истерика возникает как протест против очевидного обоим действия (бездействия). Ребенок не хочет идти домой. Ребенок хочет новую игрушку в магазине.
Так вот, отчего бы ни возникла истерика, цель ее одна — испробовать этот способ манипуляции на другом человеке (чаще — на родителе). Я убежден, что любые самые убедительные, красноречивые или пропитанные душевным теплом речи в этот момент аффекта — абсолютно не будут восприняты ребенком в нужном ключе. Это только «масло в огонь». Это будет восприниматься только как достижение эффекта, пусть даже не того, что планировался. Но мама обратила на него внимание.
То есть в момент истерики ребенок старается сманипулировать родителем (окружающими), проявляя демонстративное поведение. Что же он получает взамен? Демонстративный шлепок. Таким образом, на свою манипуляцию он получает манипуляцию со стороны родителя, который реагирует демонстрацией на демонстрацию.
Что же получается в таком случае? А получается, что либо родитель «опускается» на уровень ребенка, либо пытается «дотянуть» ребенка до своего взрослого уровня.
В связи с этим возникает еще один вопрос: что пытается донести до ребенка родитель таким шлепком (какой психологический смысл придает ситуации и поведению) и что он ждет в ответ от ребенка?
В качестве примера попробую описать психологический смысл шлепков по отношению к детям со стороны родителей, как я это понимаю.
Итак, когда я тебя шлепаю, я хочу этим сказать:
— Я тебя сильнее, а значит ты должен подчиняться мне.
— Я бессилен как-либо по-другому совладать с ситуацией, и поэтому расстроен, раздражен и зол. Я выплескиваю свои эмоции на тебя и от этого мне становится легче.
— Меня не волнуют твои проблемы, мне сейчас важнее привлечь твое внимание к моим.
— Я боясь, что ты будешь мной манипулировать всегда, поэтому сам стремлюсь манипулировать тобой.
Еще хотелось бы сказать в отношении шлепков вот что.
Предположим, что малыш «не приучен» к шлепкам, как к способу воздействия на его поведение. Он чем-то недоволен, начинает «скандалить» — получает от родителя шлепок — но воспринимает это как игру и начинает смеяться. Что делать?
Получается, родитель потерпел воспитательное фиаско? Или надо усиливать силу и частоту шлепков, чтобы ребенок наконец-то понял их смысл? Или может быть надо как-то специально готовить, «тренировать» ребенка на шлепки?