3

Три коротких истории из моей практики, ничем вроде бы между собой не связанные. ⭐ История первая Лерочка — умненькая, симпатичная, из хорошей семьи. Скоро Лерочке исполнится три года. Родители и бабушки с дедушками просто в отчаянии. Вот уже полгода у Лерочки прогрессивно ухудшается поведение. А в последнее время девочка начала помаргивать глазами, писаться во время дневного и ночного сна два-три раза в неделю («сухой» период был больше года) и часто облизывать губы. В перинатальном и раннем анамнезе никаких проблем по части неврологии у девочки не отмечалось. За последние два месяца посетили уже трех неврологов. Один прописал глицин и пантогам, другой порекомендовал знакомого остеопата, третий посоветовал попробовать гомеопатию. Попробовали все — изменений к лучшему не увидели. Кажется, становится только хуже. Родители грамотные, читают психологические сайты в интернете и соответствующую, как им кажется, литературу. Вот их рассказ: — Мы понимаем, что ребенок — личность. Стараемся не давить, все объяснять, договариваться. Но сейчас это все практически невозможно. Она орет и истерит по любому поводу и даже уже, кажется, без повода. «Надеть эту кофточку! Не буду эту кофточку! Не пойду в ботиночках! Пойду в ботиночках! Сама налью водичку! Ты мне налей! Уйди отсюда! Иди сюда!» Никакой последовательности в требованиях. Когда мы ей на это указываем, кричит: да, я плохая! В последнее время появилась даже аутоагрессия — несколько раз сама себя ударила, мы ужасно испугались. Прошу родителей описать типичный вариант взаимодействия с ребенком, приводящий к конфликту. — Вечер. Мы ей четко говорим: давай сейчас посмотрим два мультика и пойдем спать. Два (показываем пальцами, она умеет считать до десяти). Ты поняла? Хорошо? Она отвечает: поняла, хорошо, два, папа, включай. Включаем. Смотрит. Два мультика заканчиваются. Я подхожу, говорю спокойно: все, два мультика закончились, теперь, как мы с тобой договаривались, выключаем компьютер, моемся и спать. Она кричит: нет, еще! Я говорю: мы договаривались на два мультика. Два уже было. Крик, может что-нибудь кинуть, как-нибудь меня обозвать. Я пытаюсь переключить ее внимание, как психологи рекомендуют: давай ты сейчас успокоишься, я дам тебе книжку посмотреть, выпьем кефиру… Ничего не помогает, орет как резаная: мульти! Мульти! А потом уже просто: ааааа! Может валяться на полу. Объясняем подробно, на ее уровне: много мультиков для тебя вредно, глазки будут болеть, завтра рано вставать… Как об стенку горох. Пытались говорить с ней о чувствах, как написано в книжках — садиться на корточки на ее уровень, смотреть в глаза, говорить: ты сейчас очень расстроена и злишься… Продолжает орать, кажется, еще сильнее заходится. Мой вопрос: — А как вы сами себя при этом чувствовали? Ну, объясняя про глазки или сидя на корточках перед истошно орущим ребенком? — Честно? Да по-идиотски я себя чувствовала. Ну и беспомощность, конечно, еще страх. Что же это с ней такое происходит? Она чем-то больна? ⭐ История вторая Виталик учится в третьем классе. Учится хорошо. Способный, любознательный, подвижный мальчик. Мама на грани нервного истощения. А все из-за приготовления уроков. — Понимаете, если бы не школа, у нас с сыном вообще никаких проблем не было: он ласковый мальчик, с ним интересно поговорить, всегда готов по хозяйству помочь, любит пылесосить. Но ведь нельзя же не учиться. За два с половиной года школы мать с сыном перепробовали полдюжины методик: составляли расписание занятий и вешали его на стену, ставили будильник, заключали договор и подписывали его — ничего не помогает. Виталик, по утверждению матери, сам все понимает и готов решать проблему. Но решить ее не получается. Как только дело доходит до приготовления уроков, алгоритм всегда один и тот же: — Виталик, ты помнишь, как мы с тобой договаривались? — Да, я поиграю в лего, а в четыре часа сажусь за уроки. — Вот, уже четыре часа. Пора. — Сейчас я сяду. Через пятнадцать минут. — Виталик! — Ну мама! Через восемь повторений. — Немедленно за уроки! Иначе я за себя не отвечаю! — Ну почему обязательно надо уроки… Со стороны раздраженной матери сыплются всем известные банальности: «Учеба — это твое дело! Я работаю, а ты должен…», «Человек без образования не может достичь…» и прочее. Садится с кислой рожицей, и начинается: попить, пописать, я машинку из лего не убрал, собака уронит и сломает, я не понимаю, как это решить, скажи мне как, у меня не получается, мне надоело, не буду переписывать, Марья Петровна не говорила это правило повторять… Кончается тоже одинаково: Виталик горько плачет, мать пьет на кухне валерьянку. Оба чувствуют, что ненавидят друг друга. Учитывая, что вообще-то они друг друга горячо любят, получается явный диссонанс. ⭐ История третья Мирославу 13, он занимается в аэроклубе и хочет стать летчиком. Мать Мирослава: — Да к вам, наверное, сейчас все с этим приходят. Компьютерная зависимость, ага. Мы ему не запрещали этого никогда, чтобы прямо взять и провода отрезать или там телефон разбить. Нам кажется, это глупо, в нынешнее-то время. Я же сама из дома без смартфона не выхожу, чего же от него требовать? Но надо же границы понимать. Любая самая лучшая вещь хороша в меру. Большой ведь уже парень, должен своей головой думать. Причем, когда мы с ним разговариваем, он вроде все понимает, сам говорит: «Я когда долго в эту игру играю, делаюсь как зомби какой-то. И голова такая, как будто из поролона сделана. А вот тут я ролики в ютубе смотрел, так сам удивился — посмотрел потом на часы, а уже два часа прошло, я и не заметил, они как будто провалились куда-то…» Ну вот же — все понимаешь, так сделай выводы и организуй себе все по-умному, чтобы и учеба, и общение, и увлечения всякие, а когда и поиграть можно, и «Вконтакте» посидеть… Мы с ним так договорились: сделал уроки и полтора часа играй, пожалуйста. И перед сном еще полчаса с друзьями поболтать. А в выходные и в каникулы и больше, конечно, можно. Но что получается? Я ночью в туалет встаю, а у него экран светится. А утром встать не может, с отцом, который его будит, скандалит, в школу опаздывает и на первом уроке засыпает. Я говорю: мы же с тобой по-хорошему договаривались, где твоя ответственность? А он: вы меня никогда не понимаете, вам вообще на меня наплевать! Мы с отцом прямо обомлели. У него вообще с головой все в порядке — такие выводы делать?! Уважаемые читатели, остановитесь здесь на минутку и попробуйте сообразить, что общего в этих историях? Разные семьи, разные проблемы, дети разного возраста. Где сходство? Догадались? Общее слово — «договоримся». И еще одно общее — родительское вранье. Где же оно? Думаю, далеко не все его разглядели. Давайте посмотрим. Родители почти всегда врут, когда говорят, что «договариваются» с ребенком. И чем меньше ребенок, тем масштабнее это вранье. Родители Лерочки изначально ведут себя так, как будто трехлетняя девочка может что-то решать: «Давай мы с тобой… Хорошо?» Это иллюзия. На самом деле ничего она решать не может, и это папа, а вовсе не они вместе, решил, что мультфильмов будет два, а не один и не пять. Но потом все подается так, что это их совместное решение и ответственность тоже общая. Раз можно, Лерочка пытается «сама решать» абсолютно все. У нее, конечно, ничего не получается. Но про «договор» продолжают говорить. Лерочка чувствует в этой постоянной родительской позиции какую-то нестыковку — и протестует против нечестно и неэффективно возлагаемой на нее ответственности, чем дальше, тем сильнее, вплоть до истощения адаптационных механизмов и появления невротических симптомов. То же происходит в истории с Виталиком: мама считает, что она с ним «договаривается». Да ничего подобного! Виталик — не трехлетняя Лерочка, здесь уже действительно возможно две позиции: 1) уроки — это твоя ответственность, как сделаешь, так и будет. Но тогда мать совершенно свободна от темы «усаживания за уроки и контролирования, чтоб сидел». Хвалит за пятерки, ругает за двойки и помогает решить задачу, если ее попросят. 2) Твои уроки — это моя зона ответственности. Мы ни о чем не договариваемся. Я решила, что в четыре ты сядешь, я сяду рядом и буду контролировать, чтоб тебя «не унесло». Четыре пробило — пошли. Выбирает родитель, но Виталик имеет право знать, в какое именно обустройство ситуации он попал, и уже в зависимости от этого будет использовать имеющиеся у него резервы концентрации и прочего. В случае Мирослава — та же ситуация: «Мы с ним договорились!» Хотя родители просто проинформировали сына, как им хотелось бы обустроить его взаимодействие с виртуальным миром (совершенно, кстати, разумное желание — и по форме, и по содержанию). Но ответственность за исполнение их хотения они возложили на самого Мирослава, а потом еще и предъявляют ему претензии в «нарушении договора», которого, в сущности, никогда не было. Подростки особенно чутко улавливают подобные «нестыковки», всегда истолковывают их в свою пользу и начинают чувствовать себя хронически обиженными. Что же делать? Перестать «договариваться». Лерочкины родители сменили форму императивного общения с дочкой с «давай вот так… Хорошо?» на «сейчас будет вот что…» — и все невротические симптомы ушли в течение месяца. Мать Виталика так устала от их ежедневной корриды, что решила рискнуть и выбрала первый вариант с уроками. Первым ее порывом было «договориться» с Виталиком, но я напомнила ей о сути проблемы, она засмеялась, приняла решение и сказала о нем Виталику. Тот сначала не поверил: «Все равно будет говорить: давай за уроки!» Потом занервничал: «А я сам справлюсь?» — и получил уверения в том, что по его запросу любая помощь в приготовлении уроков будет оказана. Тогда он приободрился и почти с воодушевлением принял новый порядок своей жизни. Через месяц успеваемость существенно ухудшилась. Честолюбивый Виталик сказал: мам, что-то троек многовато, может, назад вернем? Мать сказала: слушай, я уже не могу, у меня только-только экзема на руках утихла… Виталик вздохнул и продолжал попытки. К прежнему уровню оценки уже не вернулись, хотя и стали получше, чем в переходный период, но атмосфера в семье улучшилась кардинально. Родители Мирослава не согласились «отпустить ситуацию». По их мнению, интернет слишком похож на всякие другие штуки, которые вызывают зависимость, поэтому для детей его надо контролировать. Так и сказали Мирославу: договариваться больше не будем, а пока можем, будем контролировать. Теперь в 11 часов вечера телефон Мирослава перекочевывает в родительскую спальню и возвращается утром, когда все расходятся по делам. Мирослав ворчит, что ни у кого из его приятелей такие драконовские меры в семье не принимаются, но недавно признался, что наконец-то стал высыпаться и теперь уже не чувствует себя «вареным» в школе и на тренировках. ®Катерина Мурашова, для


НаТаша
827384

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Лидия

мдяяяя… взрослые тетеньки не осилили пол-страницы текста… при4ем не одна, не две! 4его же мы от детей хотим? ?

Пожаловаться
Евгения
Лидия 

Что бы читали с удовольствием, а как же иначе)

Пожаловаться
Лидия
Евгения 

?

Пожаловаться
НаТаша
Лидия 

?всем бы сразу выводы, инструкции читать

Пожаловаться
Ана

У меня сын старший с неврозом, как в первой истории. Тоже раньше пыталась договориться. Когда стала говорить четко, что будем делать так и вот так, ситуация изменилась в лучшую сторону, но не особенно. Мы все же гомеопатией лечимся ?

Пожаловаться
Ольга

осилила только первую историю ???много читать ? вообще по первой истории, сложилось мнение, что очень много внимания девочке, избалованная одним словом. Если бы у меня валялся ( а у меня было несколько раз так) я просто не обращаю на это внимание и быстро отшибло эту затею, нельзя быть полностью на поводу у ребёнка, тем более маленького

Пожаловаться
Роня

Статья хорошая. Единственно, что для меня осталось непонятным, где эта грань перехода от полного детского подчинения в случае с Лерочкой ( где родители решаю, как быть и жить полностью за ребёнка). До полной ответственности Виталика за подготову к урокам. Как то нет промежуточного этапа, т.е сперва мы всё за ребёнка решаем, а потом такие бац и давайка сам. Может как раз в случаях с " договоримся" родители своеобразно прощупывают почву может ли ребёнок брать на себя часть ответственности, готов ли он у этому.

Пожаловаться
Евгения
Роня 

Тогда это должно быть договором, а не "я подумала и мы решили" ?

Пожаловаться
Счастливая

Хорошая статья

Пожаловаться
МамаКатя

Спасибо)

Пожаловаться
ТеперьЯМамаДвух Школьников

А Лерочке, видимо, всё же глицинчик подавали, раз у неё нервишки успокоились, ну и параллельно правильный подход нашли. Не верю в возрастные кризисы, верю в неврологию, как медицину))) у нас и Виталик и Мирослав в одном лице сына)) но я телефон отбираю на ночь всегда, иначе никак. А вот второй случай спорный, на мой взгляд и непростой. А что если некогда с ним сидеть, да и большой уже, а ответственность за учебу отсутствует, на двойки пофиг, у меня весь пятый класс не делал домашнем по русскому, упорно, вот если я поймаю на этом, значит будет делать, а так "я всё уроки сделал" если я поверила значит опять запись в дневнике "нет дз 2" и пофиг!!! Ни о какой ответственности речи нет, только тотальный контроль.

Пожаловаться
Лидия
ТеперьЯМамаДвух Школьников 

про возрастные кризисы — это вы зря, Выгодский все-таки мужик был умный! 

Пожаловаться
ТеперьЯМамаДвух Школьников
Лидия 

Сейчас много придумывают ранних кризисов, ой кризис 6 месяцев, ой кризис 1 года, про кризис 3х лет все трезвонят. Я у своих ждала этих кризисов, так и не дождалась, моя мама говорит, что никакого кризиса 3х лет у меня небыло, я всегда была достаточно уравновешенным ребенком. Единственный кризис в который я верю это подростковый, когда гормоны начинают бушевать в организме.

Пожаловаться
Лидия
ТеперьЯМамаДвух Школьников 

в 6 месяцев действительно нет кризиса. Есть кризис новорожденности (понятно, 4то связан с изменением жизненной ситуации), 1 года (связан с прямохождением), 3 лет (кризис самоидентификации), 7 лет (связан с поступлением в школу), подростковый (кризис взросления), юношеский (кризис самоопределения). Это то, 4то касается детей. У взрослых кризисы тоже есть. Их предназна4ение — дать тол4ок к изменению жизненной ситуации (на4ать ходить, а не ползать, стать самостоятельным, развиваться в социуме и т.д.). Кризисы (потребность изменить ситуацию) есть у всех. Вот реакция на кризисы может быть разная: от протестов и негативизма в слу4ае, когда окружающим неудобны ваши желания (вспомните подростков), до практи4ески невидимых для окружающих реакций в слу4ае, когда ваши желания совпали с желаниями окружающих (например, желание покинуть  детсад и пойти в школу). То, 4то вы спокойно пережили кризис 3 лет — скорее всего заслуга ваших родителей, которые поощряли вашу самостоятельность) Ну и темперамент тоже надо у4итывать: флегматики, например, любые кризисы (не только возрастные) переживают о4ень спокойно и рассудительно, а холерик будет истерить по всякому, даже ни4тожному поводу.

Пожаловаться
ГоршочекСМёдом

Хорошая статья, мне понравилось)

Пожаловаться
Евгения
Во мне умер педагог. После фразы «что же объединяет эти три истории» в голове однозначно прозвучало: «нехватка волшебной родительской звездюлины!»? Видимо, я склонна к авторитаризму.
Пожаловаться
Роня
Евгения 

Об этом же подумала.

Пожаловаться
Лидия
Евгения 

так ведь и Мурашова пишет о ней же, только другими словами! Звездюлина не только в подзатыльниках и шлепках по попе)

Пожаловаться
Алёнка

Спасибо большое. Все узнаю. Все истории знакомы. Скоро 3х летний кризис не за горами… А у старшей 1 класс. Будем практиковать!

Пожаловаться
Ася

У нас похоже все на 1ю историю((

Пожаловаться
НаТаша
Ася 

У нас 2(((

Пожаловаться
Елена
Ася 

И у нас 1. Только я так и не поняла какой выход из этого состояния.

Пожаловаться
Ася
Елена 

Типо перестать договариваться, а начать говорить: сейчас будет то-то…

Пожаловаться
Евгения
Елена 

Выход в том, что ребёнок-это ребенок, а решения должны принимать взрослые. А не перекладывать ответственность на ребёнка

Пожаловаться
Елена
Евгения 

У нас это не работает?

Пожаловаться
Мария

?

Пожаловаться
Светлана

Ну слишком много текста, я не осилила. Ради интереса может позже почитаю