Не уверена, что я знаю своих детей. Когда-то казалось, что знаю, но чем дальше, тем больше тает моя уверенность.
Позавчера Сережа (муж) зашел к Соне в комнату. У нее в компьютере торчит переходник для наушников, ваккурат разрезанный в двух местах.
— Сонь, — в недоумении спрашивает он Соню, — а кто это разрезал?
— Не знаю, — отвечает Соня.
Сережа теми же ногами к Даниле. Тот тоже не сном не духом. В общем, понимаю я, что сложно мне будет, но я подошла и к Соне, и к Даниле и посмотрела им в глаза. Тут же возник ответ: разрезал Данила.
— Данила и Соня, — начала я, предварительно посоветовавшись с Сережей, — Дело плохо. Нам надо узнать, кто разрезал провод. Дело в том, что это очень опасное занятие. Если мы до завтрашнего вечера не выясним, кто это сделал, то придется убрать компьютеры. Если это сделал кто-то из вас, то мы поговорим об этом, мы с папой убедимся, что вы все поняли, и компьютеры оставим. Но вам нужно сказать нам, кто из вас это сделал. Если это не вы, то будем выяснять кто это, чтобы этого впредь не повторилось.
Будучи уверенной, что разрезал Данила, я все-таки спросила Соню, когда укладывала ее, не она ли это сделала. Соня отвернулась от меня. Сколько я не намекала ей, что надо признаться, она твердила, что не она. При этом она плакала, и не смела посмотреть мне прямо в глаза. Когда я уходила от нее, я была уверена, что это она.
«Да», — думала я себе, — «Она подросла и начала проявлять свою инициативу, могла и разрезать по каким-то своим причинам.»
Я попросила Сережу не вмешиваться в это дела, надеясь, что завтра вечером докопаюсь все-таки до истины.
— Мам, — шепчет мне с утра Соня, — Мне кажется, что это и не я, и не Данила.
— А кто тогда, Сонь? Тогда тем более надо убирать компьютеры, а то так и до беды не далеко. – С опаской произнесла я, надеясь, что то, что я уберу компьютер, сподвигнет ее на признание.
— Мам, но может быть это Данила? – пробует наугад Соня.
Я продолжаю делать вид, что не знаю, что это Соня. Мне нужно, чтобы она сама призналась.
— Дочь, ты должна отвечать только за себя. Не надо сваливать на другого, это не хорошо.
На работу я пошла с тяжелым сердцем. Как мне не хотелось вечером давить на детей, чтобы получить признание. Я уже смирилась с тем, что уберем компьютеры, хотя половину уроков им надо делать на компьютере. Я грустила, но в душе жила надежда на чудесное разрешение этого дела. Пока пришлось просто смириться.
Вечером, как только я пришла за Данилой с Соней в школу, Данила тут же промолвил:
— Мам, это я разрезал шнур.
Я оторопела. Я была уверена, что это Соня. Не подавая вида, я проговорила:
— Данила, молодец, что признался. Теперь мы оставим компьютеры. Но скажи мне, зачем ты его разрезал?
— Мам, я не заметил. Я резал бумагу, и случайно разрезал.
— Данил, а почему ты вчера мне не сказал? — уже полюбопытствовала я.
— Не был готов, мам. Мне нужно было время...
Я сомневалась во всем сказанном, но промолчала. Почему-то сразу подумалось, что он выгораживает Соню. Но я снова засомневалась, и снова стала прокручивать все в голове, и их взгляд, и поведение, и слова и знаете, что? Я до сих пор не знаю, кто это на самом деле сделал!!
В который раз я убедилась, что нельзя обвинять детей, даже если, как нам кажется, у нас имеются все доказательства. Будем сверх тактичными, сверх осторожными в подобных делах, так как за любым обвинение ребенка кроется трагедия, а может быть и крах всего его хрупкого и очень сложного мира….
Собственно, наверное не стоит и во взрослой жизни спешить с выводами и обвинениями...
У нас договор, что за честность наказания не будет.пока работает.
, хороший договор. И хорошо, что он работает:)
На самом деле правильно, что не нападаете на детей. Я когда была маленькая, привезли нас с сестрой к бабушке.Вечер. Мы с сестрой смотрели телевизор. Бабуля ушла доить корову. Не заметно сестра сходила на кухню и разрезала скатерть на столе. Ну и тихо вернулась в зал смотреть телевизор. Ну а я слыша как бабушка возвращается со двора побежала на кухню ждать с кружкой молока. Ну и бабуля подумала, что это я растригла. И все меня заставляли признаться в том, что я не делала. Иак мне уже 30 лет, а помню этот случай как вчера.
, даже когда нас справедливо обвиняют, и то помнится всю жизнь, а когда так вот, с потолка берутся обвинения только потому, что взрослым так кажется, это остается навсегда с нами..
Они могли оба, в разное время, порезать этот провод. Сын поступил по-мужски
Странное желание у мамы в детективов играть. Не могут спокойно пояснить, что случилось и почему — это они что, боятся наказания? Какая причина врать и друг друга выгораживать? Может, друзей привели? Я бы решила, что никому наушники не нужны, раз такие пироги.
, не рано. Надо очень спокойно и методично объяснять. Причем объяснение должно быть простым. Я обычно говорю: «признаться в своих делах сложно, многим, даже взрослым это не под силу, но мы живем для того, чтобы научиться этому. Если не можешь сказать, что это ты, то просто молчи».
Так я объясняла Даниле, как раз лет с трех. Вот, видите, через 6 лет увидела результат:)
Практика ?? спасибо… Вам!
Вот маленькие партизаны) мы с сестрой так же оставались относительно безнаказанными, брали вину друг друга… Веселое это дело — двоих воспитывать)
Приятно читать мудрые и спокойные мысли. Спасибо.
, спасибо, Люб! А ведь это величайшая детская мудрость — брать вину на себя. Хотя, погодите, не этому ли нас Христос учил?:)
И мудрость и хитропопость одновременно) мы с сестрой знали, что если взять вину на себя так, что это заметно, то не попадет сильно ни одной из нас) мама была бессильна)
, вполне понимаю вашу маму. Я, если вижу взаимовыручку, таю...
Я вообще не умею такие вопросы решать. Я срываюсь и поплыли на волнах моих криков и гнева… я иногда смотрю на себя-это я, серьёзно?
, Насть, года через три поменяется все. Но пока — держись!!:)
прям мою травму детства описали. До сих пор меня обвиняют в том, что я коту усы отрезала, а я этого не делала… но уже больше 20 лет мне говорят, что я это сделала. В детстве было до слез и истерик обидно, что меня наказали ни за что… да и до сих пор неприятно. Потому теперь стараюсь всегда разобраться прежде чем наказывать ребенка… Вроде мелочь, а на всю жизнь эти глупые обвинения откладываются в мозгу(
, грустно то, что не верят до сих пор!
О, у меня было другое. Но тоже наказали жёстко. Я должна была учительнице отдать деньги в школе, за учебники. А я их потеряла. Но родители мне почему то не поверили и я знатно получила по заднице. Правда врушкой я не была, не знаю, почему досталось
Может последние деньги были?)
У меня у мужа так. Они с братом сидели за столом и брат (младше на 2 года, где то 4 и 2 им было) на себя чашку с какао опрокидывает горячую, с руки потом кожа слезала… мужу до сих пор обидно, мне кажется, что это ему тогда ох как попало, дескать он облил брата.
, вот, поистине, все наши проблемы и обиды — из детства:)))
У кошек усы сами обламываться могут. Выкиньте обиду из головы и, главное, из сердца
У меня тоже самое, вырасли и поменялись, а ведь в детстве совсем другие были.
Нда
… Я уже с ужасом жду момента, когда придется подобные вопросы разрешать. Хотя у нас пока попроще. Один ребенок и сразу будет понятно кто и что)
, тоже не всегда очевидно, хотя, с одним все равно проще в подобных вопросах:)
у меня один ребенок. Кто-то разбил планшет. Муж говорит не я, ребенок говорит не я. Кто разбил?? Пришла к выводу, что один из двух случайно придавил и реально не знают, кто это был. С одним не всегда проще) Часто делает гадость и не замечает