Автор списка (составлен в 2011 году) — Марина Озерова, психолог, руководитель творческих кружков для детей и взрослых, мама 4-х детей, закончила магистратуру на кафедре детской литературы (Российский государственный педагогический университет им. Герцена).
Мой выбор основных 10-ти книг для совместного чтения с детьми ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (помимо фольклора – русского и разных народов мира – он обязателен по умолчанию). У нас, за исключением Экзюпери и Лагерлеф, уже всё прочитано, и не по одному разу (дочке 5.5).
1. К.С. Льюис «Хроники Нарнии» (7 книг)
(в настоящий момент заканчиваем пятый раз перечитывать, первый раз прочли все книги в 4,5).
2. Туве Янссен, трилогия о муми-троллях, перевод В. Смирнова.
Сюда бы я приплела маленькие рассказы. Главный – «Дитя-невидимка», о том, как тяжело ребёнку, когда над ним иронизируют взрослые (читали не помню сколько раз всю трилогию, но десять-то точно, из этой книги выросло очень много игр с хорошими сюжетами и замечательным смыслом, первый раз прочитали где-то в 2,4).
3. П. Гэллико, «Томасина»
(перечитали несколько раз, рыдали обе, очень жизнеутверждающая и вдохновляющая книга)
4. Ян Экхольм, «Тутта Карлсон, первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие» (прочитана пока пару раз, но любима)
5. Редьярд Киплинг.
Я не знала в детстве «Белого котика», а это оказалось самое удивительное по силе и смыслу произведение (на наш вкус). Прочитали «Маугли», «Белого котика», «Маленький Тумаи», «Рикки-тикки-тави» и разные маленькие сказки.
6. Сказки Андерсена (обязательно: «Гадкий утенок», «Снежная королева», дальше по вкусу)
7. Льюис Кэррол, «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
(перечитывали трижды, любим за волшебные миры)
8. Сельма Лагерлеф, «Путешествие Нильса с дикими гусями».
Мне нравится идея встать на место «братьев наших меньших», таких книг немало, но на мой вкус у Лагерлеф получилось лучше остальных (ещё не читали, собираюсь).
9. А. Сент-Экзюпери, «Маленький принц» (ещё не читали)
10. Некоторые сказки Пушкина. «О мёртвой царевне» или «О царе Салтане» как обычные волшебные сказки. Некоторые сюжеты, например, о Попе, меня очень смущают. Беру исключительно из-за русского языка, но не как примеры сказок. То есть, читать книги на русском языке и не читать Пушкина — никак :), но по сюжетам сказок ничего уникального.
Выбирала такие сюжеты, которые считаю «основой». Ёмкие, глубокие темы, направляющие мысли и сознание. То, что считаю необходимым в качестве фундамента мировоззрения и мышления. Как видно из списка, в нём отражается моя нелюбовь к советской детской литературе, а также предпочтение прозы :).
ЕЩЁ ХОРОШИЕ ДЛЯ МЕНЯ АВТОРЫ, НЕ ПОМЕСТИВШИЕСЯ :):
При всей горячей (первой!) любви к Тому Сойеру, оставлю его на самостоятельное знакомство. Нечего лезть в чужие секреты :) пусть это будут личные отношения, без мамы.
Сказки Гауфа и Гофмана. Вижу намёки на сюжеты Андерсена. Поэтому вне десятки. Вообще Андерсен легче для самоидентификации.
Астрид Линдгрен очень люблю, особенно Эмиля. Опять же – не думаю, что это настолько оригинальные сюжеты, ничем незаменимые. Это муми-тролли в «людском» исполнении, вместе и по отдельности. Так что идут после «десятки». К тому же я думаю, что пик популярности Линдгрен пришелся на время засилья всяких Вить Малеевых. Поэтому Эмиль и прочие – настоящая отдушина, луч света в темном царстве советской идеологии. А ведь это – совершенно обычная жизнь и обычные дети! И они не должны быть «отдушиной»! Хорошие книги, но не в десятке.
Сказы и сказки Бажова, Шергина и т.п. очень хороши и для речи (должен быть диалектный компонент), и как сюжеты. В десятку не попадают, поскольку близки к фольклору, а он у нас уже есть по умолчанию :). Даже очень хорошая поэзия для детей, вроде Хармса и прочих обэриутов, думаю, берёт начало в лимериках и фольклорных стихотворных жанрах.
Мифы древней Греции, любые легенды и притчи отношу к фольклору, и беру тоже вне десятки. Вообще, на мой взгляд, это очень полезно — видеть разные картины мира.
***
На этом статья заканчивается, далее я выкладываю список из прочих книг для совместного чтения с детьми по возрастам и в алфавитном порядке, с комментариями Марины Озеровой.
ПОЭЗИЯ
С РОЖДЕНИЯ.
МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА: потешки, песенки, прибаутки, пестушки (маленькие стишки, сопровождающие жизнедеятельность ребенка: как едим, как одеваемся, как умываемся), русский фольклор и фольклор других народов мира (на мой взгляд, это очень полезно — видеть разные картины мира).
Очень лёгкие и певучие народные ПЕСЕНКИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ОБРАБОТКЕ И. КАРНАУХОВОЙ, которые дети быстро выучивают: «РАССЫПУШКИ», плюс ко всему, совершенно прелестные, добрые и очень «детские» иллюстрации Л.Якобсон.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ (Колобок, Теремок, Репка, Курочка ряба, Заюшкина избушка).
РЭКХЕМ А., «РИФМЫ МАТУШКИ ГУСЫНИ». Хорошая поэзия и английский юмор.
МОРИЦ Ю. Мне не хватает мелодичности фонетического ряда. Для современных детей, на мой взгляд, многое уже не читается так, как читалось в нашем детстве, и эти вещи уже не настолько «знаковые», но, тем не менее, добрая и чуткая поэзия.
Из серии «очень выборочно»:
БАРТО А, «Девочка чумазая» — весёлое, игровое, задорное. Действительно хорошие стихи, на мой взгляд, Агнии Барто удавалось писать лишь в соавторстве со своим мужем, поэтом Павлом Барто, к которому относится данное стихотворение.
ТОКМАКОВА И. С одной стороны, есть попытка изобразить душевные переживания ребёнка, и очень неплохая, всякие тонкости и высокие материи, такая поэзия в описании природы — вдруг бац! — все построились и маршируют под знаменем советской педагогики.
ОТ ТРЁХ ЛЕТ (примерно)
БЕЛОЗЕРОВ Т. (выборочно). Критики называют произведения Белозерова «психологической лирикой». На мой взгляд, не все они одинаково высокого качества, но некоторые из них я бы прочитала обязательно, т.к. в них есть место чувствам, переживаниям, размышлениям, а не только «деятельности персонажа». В них есть эмпатия, принятие чужой беды, умение сопереживать всем сердцем, тонкое чувствование природы и других живых существ. «Лесной плакунчик» (это такой сказочный человечек, который помогает выплакивать горе всем, кто в этом нуждается. Представляете, отрицательные эмоции не только признаются, их еще помогают выражать), «Тропинка» (гениальная игра мелодики, визуальных и фонетических образов), очень ироничная и озорная сказка «Бука».
ВВЕДЕНСКИЙ А., сборник стихов «Часы в коробочке».Например, стихотворение «Кто?» Так и видится, что взрослый в шутку гоняется за ребёнком, и дело окончится барахтаньем на диване и визгом! Как раз на словах «и теперь об этом Пете…» Петю наверняка подкидывают под потолок или щекочут. Как не похоже это произведение на стихи, содержащие господствующее в русской детской литературе морализаторство! Тонкий юмор, который окутывает все стихи Введенского и расцвечивает их, понятен пусть не вербально, но интуитивно даже самым маленьким детям.
ГРИГОРЬЕВ О. Добрейшие стихи для детей, без официальной морали, с неподдельной улыбкой, стихи, которые внешне очень просты, рассчитаны и на взрослых, там есть глубокие мысли, несмотря на кажущуюся простоту, или зарисовки состояния гармонии и добра.
ЛЕБЕДЕВА Г., «Как Маша поссорилась с подушкой», «Баня»
МАРШАК С. (очень выборочно). Сказка «Мельник, мальчик и осел» (мудрая и глубокая), сборник переводов и стихотворных переложений «Волга и Вазуза. Сказки», изданный в 1979 году и проиллюстрированный художником Тамбовкиным (вся книга — сплошные шедевры, на мой личный взгляд — синтез поэзии и искусства, иллюстрации являются продолжением стихов, а не дополнением — такие яркие и живые образы, настолько органично вошедшие в каждое произведение); «Багаж» (отточенные строфы, ни одной лишней буквы, великолепный фонетический рисунок – много шипящих, «движущих» этот поезд, ускорение по ходу чтения и «остановки», когда багаж сгружают. Произведение, несомненно, очень высокого уровня, прекрасно сочетающее отличную форму с интересным, юмористическим содержанием); «Рассеянный с улицы Бассейной» (ритм, динамика, легкие и простые рифмы, замечательные словесные игры, сюжет игровой сам по себе, и добрый, светлый юмор).
ОЛЕЙНИКОВ Н., «Я послал на базар чудаков» и др.
ЧЁРНЫЙ С., «Про Катюшу» (добрые и мягкие стихи, очень хорошо отражающие детскую психологию), «Поезд» (игровой ритм, множество звукоподражательных слов и легкий, певучий звукоряд), «Приставалка» (очень эмоционально насыщенные), кроме «Мышиное горе» в русской детской литературе были распространены «жалостливые» стихотворения, которые обрывались на самом пике эмоций, не оканчиваясь ничем (советская литература потом продолжит эту «милую» традицию, бросая своих персонажей на произвол судьбы: все плохо, будет еще хуже, и тут мы бросаем читателя страдать и упиваться всеми негативными эмоциями).
«КРОШКА ВИЛЛИ ВИНКИ» (ШОТЛАНДСКИЕ НАРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ПЕСЕНКИ)
СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ О ПРИРОДЕ (В. ЖУКОВСКИЙ, А. ФЕТ, В. ПЛЕЩЕЕВ, Е. БАРАТЫНСКИЙ, Ф. ТЮТЧЕВ и другие).
В продолжении будет список прозы.
из десятки практически ВСЁ не нравится ))))) ну не любительница я детской иностранной литературы по всей видимости, в моем представлении тяжеловаты в смысле психологии (или перевод плохой, а в оригинале не читала не знаю), хотя лично мне сейчас не хватает принятия конечности (что меня гнетет — возраст, старость, уход), а там практически все сказки о неизбежности, так что я за совковые сказки ))))
поддержу мифы древней Греции, Бажов, ну и стихи какие-то
Аня, спасибо за такую обстоятельную серию постов, такой труд с твоей стороны, всё это выкладывать. Напомни, до скольки лет чтение не является главным? До скольки лет главным развивающим действием является игра? лет до пяти вроде? Моя читать пока не любит.
Да, я себе сюда всё самое важное для меня выкладываю, в одно место, иначе потом будет не найти, откуда что взяла)) Чтение не самое главное, пока у ребёнка основной кинетический канал восприятия и развития, это примерно до младшего школьного возраста, как я понимаю — лет до 7-8. То есть, это не значит, конечно, что читать вообще не надо. НАДО, просто не так много времени этому уделять. Полезнее больше двигаться и творчеством заниматься. Попробуйте что-то новое почитать… Когда своими словами сказку рассказывают — тоже не любит слушать?
тоже не любит сказку слушать. Сказки слушала когда мы ещё кормились на ночь, во время кормления, и когда отлучала. А теперь говорит: не рассказывай, сама ложится и спит. Ну и когда болела вот недавно тяжело, то просила почитать книжку про котёнка гава, потому что бегать и играть не могла. А так в течении дня не сидит ни минуты, только играть или бегать. Но я не беспокоюсь об этом.
И правильно :)
ничего из перечисленного не читала бы своей дочке....
Спасибо!
Многое из этого списка мы тоже любим) единственное, на мой взгляд, Андерсена нужно сильно фильтровать.