Я снова намереваюсь засыпать эфир бебика статьями Марины Озеровой :) в продолжение темы про детское чтение. На мой взгляд, очень полезная информация для размышления, расшатывающая такие стереотипы, как «ребёнку же нравится», «мы это читали и выросли нормальными», «наши старые добрые советские книжки лучше всех» и т.п.
Буду приводить отрывки из нескольких статей Марины, посвящённых теме детской литературы, а также из их обсуждений. Тема очень большая, в один пост не уместится, для удобства чтения будет несколько постов, поэтому общая картина темы будет раскрыта ближе к последнему посту. Кому интересно – приглашаю к обсуждению :) Кому нет – не приглашаю :)
ВАЖНО: 1) Информация предоставляется как одно из мнений, а не рекомендация 2) Речь идёт о выборе литературы для возраста, когда мы почти полностью выбираем книги для детской библиотеки – ранее детство, дошкольное и немножко младший школьник, то есть, когда у ребёнка ещё не развито критическое мышление (подростки, конечно же, уже не просят помощи родителей в выборе книг :))
Итак, как мы выбираем детскую литературу.
Об авторе: Марина Озерова — психолог, руководитель творческих кружков для детей и взрослых, мама 4-х детей, закончила магистратуру на кафедре детской литературы (Российский государственный педагогический университет им. Герцена).
«НАС ТАК ВОСПИТАЛИ»
Некоторые современные родители часто выбирают те книги, которые им знакомы с детства, независимо от их художественности или иной ценности, просто какие-то книги входят в позитивный ассоциативный ряд мамы и папы. Да, бывает так, что папы и мамы отказываются обдумывать любой вопрос, согласно расхожему утверждению: «Нас так воспитывали – и ничего, выросли!». Тем более, зачем размышлять о детском чтении?
Разве не миленькие стишки, не хорошие рассказики? А что такое контекст? Да выдумка дотошных критиков. Дети вообще его не понимают. Они же не идут рвать лапы мишкам после стихов Барто. А что там в подсознании откладывается – какая разница? Мы же читали и не выросли аморальными. Но человек должен развиваться БЛАГОДАРЯ, а не вопреки. Очень хорошо, что мы, например, не усвоили такой «морали», но где гарантия, что ребёнок это не воспримет?
«ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ»
Вообще, лично я не считаю какой бы то ни было жанр детской литературы обязательным в детском чтении. Более того, я не считаю, что детские книги – это главный развивающий фактор. Соответственно, не думаю, что если ребёнка лишить какой-то отдельной книги (пусть даже очень хорошей и полезной), то он что-нибудь потеряет жизненно важное. Нельзя объять необъятное – литературы слишком много, не хватит перечитать за всю жизнь. Нам, выросшим на одной шестой части суши, очень хочется думать, что «Пушкин – наше всё!», и если это можно перефразировать для детской литературы: «Чуковский – наше всё». Но если немножко оглянуться по сторонам, то можно увидеть, что есть ещё множество звёзд мировой величины, и они никак не связаны с русской или советской литературой. Здесь очень заметен советский снобизм: «Как, вы не читали Пупкина?! Вы что, все образованные люди читают Пупкина!!!» (вспомним героиню из фильма «Москва слезам не верит»: «Да эту книгу вся Москва читает!»). Очень большой процент человечества прекрасно живёт, даже не зная, кто такой Лев Толстой, и читают книги, о существовании которых мы не имеем ни малейшего представления, ну и что? И для детей я не считаю нужным составлять какой-то «план минимум», и во что бы то ни стало прочитать энное количество книг. Совсем наоборот – ребёнок намного глубже познаёт текст, многократно перечитывая его, проигрывая, «проживая». В случае, если мы галопом скачем со списком рекомендованной литературы в руках, это невозможно – ребёнок схватывает «по верхам», о чём книга и бежит дальше. Никакого времени на размышления, на обсуждения, и тем более – на игру в эту самую книгу нет. Более того, может быть очень начитанный, знающий классику и в курсе всех новинок и совершенно глупый человек. Вес прочитанных книг ещё не равноценен степени развития интеллекта. О принципе «лучше меньше, да лучше» в вопросе детского чтения ранее был интересный пост
Также я не думаю, что наши дети обязаны читать список литературы нашего детства. Совсем наоборот, очень многие перлы советских авторов я считаю совершенно вредными. Во-первых, эту литературу в большинстве своём создавали люди с рабским сознанием, что вряд ли способствует воспитанию свободной личности, к чему мы так здесь стремимся. Во-вторых, были сильно искажены морально-нравственные ценности (вспомним хотя бы классический пример Павлика Морозова). И воспитывать своих детей на подобной литературе немножко неразумно в другое время и с другими ценностями.
Как и в других вопросах, я не добиваюсь здесь «стерильности», и не думаю, что пара случайно попавшихся второсортных книжек может исказить навсегда детское восприятие, наоборот, на их примере можно как раз показать «что хорошо и что макулатура». Но при этом нужно разделять слабые, нехудожественные книжки от тех, которые могут сформировать нежелательные установки в подсознании. Я не говорю, что нужно выкинуть всю свою детскую библиотеку, но и относиться к ней с пиететом как к незыблемому эталону незачем. Нужно очень и очень серьёзно подходить к вопросу, что читают детям и что они читают сами, поскольку это важный фактор формирования личности (вспомните слова Горького).
Продолжение в следующем посте о том, как воспитывать вкус ребёнка к хорошей литературе.
Эту литературу создавали люди с рабским сознанием… Очень странное заявление. Паустовский, Пришвин, Бианки, Носов, Чуковский, Житков, Барто… Про Павлика Морозова пример тоже неудачный. Кто сейчас будет читать детям такое?
Такие статьи тоже надо фильтровать. Согласна с тем, что пространство культуры — бесконечное, невозможно все прочитать, а также с тем, что читать надо вдумчиво, внимательно.
да, всё верно, читать нужно вдумчиво, согласна с Вами
Очень люблю читать, самую разную литературу, хотелось бы и сыну привить любовь к чтению, но все же при этом хочется чтобы это был его выбор, особенно в том плане что читать. И почему все так считают что нужно читать только «правильные» книги? Как по мне нужно чтобы литература приносила удовольствие при чтении и не важно будешь помнить ты завтра что прочел, зато запомнится приятное впечатление.
Почитайте дальше посты, если интересно, там как раз об этом — почему важно избирательно относиться ко всему, что проходит через наше сознание, особенно это касается детей в возрасте, когда у них отсутствует критическое мышление (до младшего школьного периода). А так — дело личное каждого родителя, чем ему наполнять сознание собственного ребёнка :)
А продолжение когда будет?
сегодня будет)
Однозначно, не нужно стремится все перечитать. Но экспериментировала я с современной литературой, ребёнок не хочет возвращаться к этим книгам. Прочитал и забыл. Как и многие взрослые современные произведения. А вот классика на то и классика. Нам очень нравится и барто, и Чуковский, и Михалков, сказки. Очень близко детям
Очень интересно.
Самая классная детская литература это энциклопедии на разные темы.