Речь, как мы знаем, это сложный процесс, в котором задействованы различные органы, в том числе и органы артикуляции: язык, губы, щеки, верхнее и нижнее нёбо, зубы и т.д.
Артикуляционная гимнастика помогает детям тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение.
Чтобы произносить звуки, органы артикуляции малыша должны быть сильными, подвижными, должны уметь совершать тонкие движения и комбинации движений. Например, что произнести звук «Р», ребенку нужно приоткрыть рот, раздвинуть губы, спрятать язык за верхние зубы, с силой подуть на его кончик, чтобы тот завибрировал. У взрослых речь доведена до автоматизма, работа мышц ротовой полости скоординирована, они не задумываются над каждым отдельным движением. У них органы артикуляции развиты в полной мере. Вот так и с малышами следует заниматься уже с первых месяцев, чтобы у них не возникло затруднений с говорением.
Органы артикуляции готовятся к своей функции уже с первых дней, когда малыш сосёт мамину грудь. Естественное вскармливание помогает развивать артикуляцию, так как тренирует органы, задействованные в процессе добывания молока. Читала, что у деток, недолго имевших грудное вскармливание или не имевших его вовсе, чаще возникают логопедические проблемы. Они начинают говорить позже, чем их сверстники, мамы которых придерживались принципов естественного вскармливания.
Раз уж речь зашла о еде, нельзя не сказать тот факт, что консистенция пищи, которую мы даем малышам в год, тоже непосредственно влияет на развитие органов речи. Благодаря жеванию пищи различной консистенции ребенок тренирует мышцы рта, губ, языка, укрепляет челюстные мышцы. Если в рацион годовалого ребенка не введена пища кусочками, продукты твердой консистенции, то у ребенка тормозится развитие жевательных навыков, вследствие чего может возникнуть слабый мышечный тонус артикуляционного аппарата. К чему это может привести впоследствии?
У ребенка может наблюдаться:
— смазанность речи
— нечеткость артикуляции гласных
— замедленность речи
— долгое возникновение звуков речи и их закрепление
— искажение и замена звуков
— плохая дикция
Про таких деток говорят – «будто каша во рту», звуки у детей появляются позднее и часто с помощью работы специалиста – логопеда.
Итак, развитием артикуляции можно (и нужно!) заниматься как можно раньше. С ребенком 3-4 месяцев, когда он бодрствует, мама может привлекать внимание к своему лицу улыбкой, показать язык, надуть щеки, вибрировать губами, задействовать мимику – покорчить рожицу.
В старшем возрасте знакомим малыша с частями тела: губами, языком, зубами и щеками. По подражанию учим ребенка высовывать язык, надувать щеки, посылать воздушный поцелуй, вытягивать губы трубочкой.
К примеру, когда мы кушаем что-то вкусненькое (творожки или йогурты), прежде чем начать кормить, я мажу детям верхнюю или нижнюю губу и показываю, как нужно её облизывать. Также мы практикуемся в облизывании внутренней стороны крышки фруктового баночного пюре.
А еще:
— учимся широко открывать рот («Покажи, как зевает бегемот», «покажи, как лисичка съела колобка»)
— учимся высовывать язык как можно дальше («Покажи, какой длинный язык у жирафа\лягушки» — с применением игрушек или картинок)
— учимся вибрировать губами («Как машина едет? Как мотор заводится?») и шлепать
— учимся стучать зубами («Как волк зубами щёлкает?»)
— учимся высовывать широкий язык («Покажи, как дышит собака»)
— учимся высовывать язык к краю губ («Покажи, как часики тикают тик-так»)
— учимся цокать языком (как лошадка копытами стучит?»)
— учимся водить языком по верхней губе («Как кошка пьет молоко?»)
— стучим язычком в зубы – ды-ды-ды («как дятел стучит по дереву?»)
— учимся надувать щеки, как хомяк.
С детьми с 1,5 лет можно пробовать делать такие упражнения перед зеркалом, чтобы они имели возможность контролировать свои действия.
В следующем посте мы рассмотрим игры на развитие крупной и мелкой моторики😋
??
?☀
Спасибо ? как всегда очень интересно. ???
Екатерина, благодарю вас! Приятно!??
Мой сын не желает заниматься. Он сам решает чем ему заниматься и когда ? дружим с девочкой, у неё дочь. Она очень много издаёт звуков… всех животных знает. У них это вот игра- развитие идёт с ними параллельно всему (кушают, в игровой мы или просто едет дочька Ее в коляске ). Глазки, ушки и тп. Моему до лампочки все это! И кусочки вот только начинает жевать, но сын уже говорил очень много слов и даже сложные фразы. Сейчас меньше, но все же… может сказать надо, не надо, дай, айона (алена ), коооот и тп. Я конечно переживаю немного, но не знаю как быть то. Купила тесто, карандаши. Он не много рисует, отрывает тесто и все, начинает есть. Не сидит на месте и все съесть надо. Что делать то?
Олеся, хочу во-первых, на помнить истину, что все детки разные. То, что интресно одному на данный период может быть совершенно не интересно другому. Во-вторых, ребенок в этом возрасте очень пластичен в плане занятий и освоения новых видов деятельности, потому что малыш по своей природе исследователь. Поначалу пробуйте подстраиваться под игру ребенка, например, заинтересовался он машинкой, катает, вы садитесь рядом и катаете вместе с ним, предлагаете построить гараж из кубиков, горку из диванной подушки, озвучиваете, как машина едет, издает сигнал, а если машина большая, берете к себе пассажиров — мягких игрушек, или кубики те же. Покажите, как сильно вы заинтересованы в том, чем занят малыш. Тогда и он потихоньку начнет интерсоваться играми, которые предалагаете ему вы. В этом возрасте вы должны сидеть и играть вместе с ребенком, давать ему образец игры, шаблон, на который будет в дальнейшем опираться его самостоятельная игра. Малыш может сам решать, чем ему заниматься, но тогда, когда это не касается занятий и обучающих игр. В этом случае процессом руководите вы, вы же мама.
Также дозируйте информацию, чтобы ребенок успевал ее усваивать и еу было интересно. Учите, к примеру, вы глазки, обращаете внимание на эту часть тела на игрушках, на себе и ребенке и т.д. Так вот кроме глазок никакие другие части тела не учите в этот момент. Пару дней проговариваете, акцентируетет внимание пальчиком ребенка, а потом начинаете спрашивать, «сынок, а где у медведя глазки?» Дали время подумать, ребенок может взглядом найти глазки, может пальчиком ткнуть. Сразу похвалите! Подтвердите, «Да, это глазки у медведя». А потом приступаете к изучению другой части тела, рта, например. Глазки тоже можете параллельно спрашивать, закреплять.
Главное всегда разговаривайте с малышом, только видя, что он вас слышит и слушает, что ваша речь не фоном мимо него проходит. Всю информацию ребенок впитывает, даже если не дает вам обратную реакцию. Чуть позже при систематических занятиях он вам выдаст результат.
Пр тесто и карандаши. Хорошо, что приобрели! Карандашами малыш может уже рисовать каляки-маляки, с тестом учите его работать, пказывайте, что можно еще делать, кроме как отщипывать, чтобы у него не было желания и времени его поесть?. Скатайте ему шариков, научите пальчиком плючить. Спрячьте в тесто игрушку, пусть отщипывает и ищет ее, вдавливайте в тесто большие пуговицы, бусины, крышки. Или наоборот — научите выковыривать это. Многие игры на эту тему я освещу в следующем посте)
Моя сестра вокал преподает, и маленьким деткам тоже — они все эти упражнения на уроке делают. Так что подтверждаю на 200% полезность и практичную правильность поста!
Света, здорово, что и на музыке у вас артикуляционную гимнастику используют. Для людей, занимающихся музыкой необходимо развивать артикуляционыый, голосовой, дыхательный аппараты?
Спасибо! Кинула в закладки. Как раз сейчас занимаюсь с детьми артикуляционной гимнастикой. Конечно, они сопротивляются, делать не хотят! Но я пытаюсь, надеюсь, что пойдет на пользу им
На здоровье, Карина)
дети сопротивляются?)) а вы устройте между ними соревнование, кто лучше упражнение сделает, тот получит звездочку, или пуговку, а по истечении времени (1-3 дней, недели) победитель сможет получить приз, что-то выбрать (например, какое мороженое хочет) или другое поощрение
Не работает с ними! Если сын не хочет, его не заставить никак. Даже в игровой форме не всегда хочет! Вредина!?
Тогда лучше не настаивать, если дети не получают удовольствие от занятий. Сделать перерыв и вообще о гимнастике не вспоминать неделю-две. А потом попробовать вновь. Или используйте режимные моменты, как мы, когда зубы чистите, кушаете и пр.
Проблема в том, что сын (ему 4 года) очень много звуков не произносит, а некоторые заменяет другими. Логопед отправила на комиссию, чтоб дали занятия с логопедом и сказала каждый день по 15 мин. делать артикуляционную гимнастику. Делать он ее не хочет! Комиссия будет только 1 октября! Говорит очень плохо! Приходится заставлять, чтоб не упустить время! Самые простые упражнения делает «на отвали», а по-сложнее которые не делает совсем! Если честно, для меня это мучение! Уже даже муж с ним сидел занимался, с ним таже история! Младшая что-то делает, что-то нет. На нее не наседаем, у нее еще есть время разговориться!
Если сын говорит плохо, вам дадут занятия с логопедом так илил иначе. Расскажите, Карина, каким образом вы занимаетесь? Отведено ли у вас определенное время для зянятия? Сколько оно длится? Сколко упражнений за раз вы берете с сыном? Какие игровые приемы используете, поощрения? С каким настроем вы садитесь заниматься? Чаще вы говорите сыну о том, что у нго не получается или о том, что хорошо выходит?
Гримасничать мы любим перед зеркалом. ? При чём вместе)
Над буквами «р» и «ш» нужно усердно работать. Не поддаются они пока ему.
Думаю, в нашем случае, без логопеда никак не обойтись. ?
Дааа, помню, ты говорила)
Юль, над звуками Ш и Р вам еще ой как рано работать? они появляются к 4-5 годам. Сейчас до 4 главное разговориться! ?
Хотелось бы до 3 разговориться)?
Супруг мечтатель, говорит, что Миша сделает ему подарок на ДР, заговорит. С марта месяца так говорит. ? ДР через 11 дней. До сих пор не отчаивается) ?
Позитивный папа, верящий в своего ребенка — лучший папа?
у вас такие роли, папа — верит, мама — занимается!?
между прочим, есть детки, у которых копится копится опыт и в пару дней прорывается… почти не говорили, а потом ррраз — и предложениями! Так что, занимаемся и верим))
Хотелось бы верить, что это наш случай. ? Спасибо. ?
а нет чудо упражнений по запуску речи? У дочки ГВ было до 1.3, пища с года уже нормальная была кусочками, с жеванием проблем нет. даю из трубочки пить густые жидкости и бублики грызть даю. Читала что это так же укрепляет мышцы рта. Ну и артикуляционную гимнастику делаю с ней, но повторять она мало что хочет… 2.5 а говорит от силы слов 20 уже прям не знаю как ее разговорить. Элементарно даже дай не говорит, мычит и пальцем показывает что ей нужно.
Катерина, чудо упражнений не существует) запуск речи — это всегда длительная систематическая работа как мамы, так и ребенка. Все, что было в постах до этого и есть та самая работа. Во-перых — говорить, говорить и говорить о том, что делаете, что происходит вокруг, общаться с ребенком, пополняя пассивный словарь. Показывайте, рассказывайте. Во-вторых, озвучивайте просьбы ребенка, давайте ей образец того, чего бы хотели от нее услышать в данной ситуации. Она мычит и тычет пальцем в куклу, вы спрашиваете «ты хочешь куклу?» побуждая ее ответить «да», потом даете образец: «Дай!». Когда дочка научится повторять это слово, строите фразу: «Мама, дай!» Отработали, добавляете еще словечко «Мама, дай куклу». Учтите, что результаты вы можете получить через недели, а то и месяцы. Главное терпение, поддержка с вашей стороны и помощь.
Далее — всегда хвалим ребенка за любую попытку к речи, никогда не акцентируем внимание на неудачах, не критикуем. Почаще «не понимайте» ее просьбы, ибо если вы по первому требованию даете ей желаемое, у нее складывается впечатление, что и речь в принципе не нужна.
И конечно, играйте с дочкой в игры на развитие дыхания, моторики, фонематического слуха.
И вот еще. Вы проверялись у невролога? Если нет проблем и ребенок полностью здоров, то возможноу вас позднее созревание речи. Или просто следует немного подкорректировать поведение с ребенком)
все делаю как вы пишите) К неврологу идти не хочу, так как они любители по назначать в сего и по больше а медикаментами лечить задержку речи для меня как минимум странно. Я сама по ней вижу что проблем нет ни каких у нее, она все понимает, словарный запас пассивный у нее тоже хороший, ну и общее развитие соответствует возрасту. Педиатр нам написал ЗРР в 2 года и все, остальное в норме. Логопед сказала что ждите, как в сад пойдет так заговорит.
Если все делаете, тогда другой разговор. Медикаментозно конечно ЗРР без заключения специалистов никто не лечит. И вообще в 2 года ЗРР не ставят. Рано.
Если у вас не будет изменений к 3 годам, сходите к логопеду-дефектологу, который занимается с ранним возрастом. В саду, как я знаю, логопеды только с 4 лет берут. У нас знаете как бывает… неврологи и педиатр говорят — ждите, до 3 разговорится. А потом к нам приходят детки в 3 и старше, почти немые, жестами общаются и мыканьем, и ходят по году-два, чтобы разговориться. И причины оказываются есть — то защемление шейных позвонков, то короткая уздечка, которую никто не заметил ( плюс артикуляционная моторика никакущая)
да знаю что всякое бывает, решила до 3-х подождать, так как вижу что динамика есть и слова новые появляются) Спасибо за рекомендации.
так вам рано еще, для своего возраста все отлично у ребенка)
Вы думаете?:-) невролог сказала подойти в 1.3. В год дочка начинала ходить, она сказала все силы отдает туда, а вот говорить будет позже. Посмотрим что скажет
естественно! ближе к полутора годам появятся слова четкие(мама, папа, баба, деда, тетя, дядя и подобные), а потом уже с каждым месяцем будут новые прорывы.К 2 годам сын уже песни пел и стихи рассказывал, речь фразовая, предложениями.У меня мама логопед, тоже в этом разбираюсь)Девушка автор много интересного пишет, занятия с малышами, пользуйтесь и развивайтесь)
Спасибо! Значит будем ждать 1.5 лет:-)пока не буду волноваться:-)
у нас в 1,9 резкий скачок в речи произошел, слова начал повторять за взрослыми, а вот связать хотя бы 2 слова не мог до 1.11, а потом понеслась?
Ой, ну было бы здорово понимать дочку!!! я уже вообще так хочу услышать как она разговаривает, я даже не могу объяснить свои чувства ?
да мы всегда чего то ждем-держать головку, переворачиваться, садиться, ползти, первые шаги, первые слова и прочее прочее))
Да:-)но разговаривать это прям глобально:-) я такая переживательная, что если она заговорит я хоть перестану так беспокоится. У нас по неврологии проблемы, поэтому я всего боюсь ?
Невролог сказала, что могут быть проблемы с речью, ну как тут не переживать?
Любаша, спасибо, что читаете!
У вашей дочки развитие идет по возрасту, если она понимает вас и близких. То что вы описали — норма, в год ребенок только-только начинает проявлять самостоятельность в речи, употребляет слова, которые на наш взгляд трудно назвать словами, могут обозначать предметы (действия, вещи, явления) одним звуком или слогом. Сначала ребенок запасается слогами, тренирует слух, речевую моторику, потом соединяет их в слова. После 1,5 лет у нормально развивающихся детей происходит скачок и появляется много слов. Ждите))
Просто называйте вещи своими именами, чаще давайте дочке маленькие поручения: принеси папе мяч, давай папу угостим… Встречаете папу с порога — ой, а кто пришел, дочка? и пр. Ну и так любое слово, которому вы хотите научить, используете в разных вариациях.
а что за проблемы по неврологии, если не секрет?
У нас была внутриутробная гипоксия, кровоизлияние 1 степени тоже внутриутробное. Потом наложились сложные роды, у неё деформация свода черепа, кефалогематома.медленный рост головы(как говорит невролог, хотя она и сама небольшая вроде), но форма лба не спорю необычная. Немножко остался тонус, мы сделали уже 6 курсов массажа и ходим к остеопату. Дочка начала ходить, есть понимание речи, считаю что на её возраст вполне нормально(хотя у меня, конечно, первый ребенок). Теперь есть переживания про речь. Сердце не на месте от слов невролога
спасибо за еще одну полезную статью))) я уже начинаю в блокнот переписывать новые занятия ?
Настя, играйте на здоровье!?
Да, мама-логопед — это сильно! Очень хорошие упражнения!
Про своих детей могу сказать — они долго питались баночной пищей. О том, что это вредно для развития речи я узнала, когда мы познакомились с логопедом (сыну было 3 года).
Начиная лет с 4 пыталась проводить с сыном артикуляционную гимнастику, но безуспешно. Сын паясничал, гримасничал, отвлекался. А если еще и зеркало дать — это все… В общем, гимнастику мы забросили. Сейчас у сына хорошая понятная речь, но зажатость мышц лица и немного замедленный темп речи остались.
А ваши упражнения будут интересны совсем маленьким детям, это как игра.
Кстати, мой малыш очень любит вибрировать губами.
Может быть, вам дублировать ваши записи в сообществе «Особый ребенок»? Там есть раздел «Нарушения речи».
Дарья, спасибо!
Да, я написала упражнения годящиеся именно для малышей, а так вы сами знаете, их полно, но как по мне она рассчитана на возраст от 2 лет.
А про сообщество… Мамы же если интересуются подобными темами, они на всем форуме ищут, не только в сообществе. Думаю, найдут.
Насчет связи гв и речи сомнительно. Логично, но живых примеры ровно наоборот почему-то.
Конечно, на становление речи не только гв влияет, оно определено здесь как одно из положительных факторов.
+ у меня тоже перед глазами все наоборот почему-то...