Косвенное воспитание.

Наш день состоит из кусочков. Когда мы ложимся спать и пытаемся вспомнить прошедший день, то как вспышки перед сознанием проходят отдельные, наиболее значимые для нас моменты. Если сил хватит, чтобы подумать чуть больше, то воспоминания будут чуть детальнее, и узор дня будет чуточку сложнее. Степень сложности зависит от нашего желания углубляться в детали. Это умение, которое развивается с практикой. 

Размышляя об этом, я вдруг подумала, что эта фрагментарность нашего сознания не такая уж и плохая штука. Дело в том, что у ребенка мозг работает похожим образом, даже чуть в большей степени, чем у взрослых. Вспышки воспоминаний более отчетливы и более обособлены друг от друга. И в этом есть свой плюс. 

Если чуточку отступить от вышеизложенной идеи и посмотреть на стратегию воспитания школьника, то мы заметим, что как только мы начинаем прямолинейно просить о каких-то вещах, ребенок делает все наоборот. 

Школьник уже имеет свое мнение, поэтому наши воспитательные навязывания идут в противоречие с его чувством самости. Ребенок намеренно не подчиняется нам и делает это при любой возможности. Да, есть вещи, которые он должен делать, это то, что мы заставляем его делать. Ребенок подчиняется, но внутри, я уверяю вас, он бунтует. Бывает, что ребенок и виду не подаст и мама будет в этом наивном неведении до тех пор, пока однажды, будучи уже тридцатилетним папой, ваш «малыш» не заявит вам, что ненавидел ваши указания. Но я не об этом. 

Я все это к тому, что нужно учиться воспитывать ненавязчиво. Нужно уметь подводить ситуацию под желания, намерения ребенка так, чтобы он думал, что это его желание. Наши указания в какой-то момент действительно становятся желанием ребенка, если мы действуем обдуманно, осознанно, искусно. 

И здесь поможет фрагментарная форма работы нашего мозга. 

Попробую объяснить на примере. 

Так, Данила не всегда умеет сконцентрироваться на музыке дольше десяти минут. Он пока еще не видит в этом надобности, и ему все равно, если я прошу позаниматься подольше. Ему этого не надо. 

Я начала собирать фрагменты для того, чтобы из них собрать пазл вдохновения для Данилы. Плана, как это делать, у меня не было. Я просто поставила перед собой цель и наблюдала. Так, однажды утром я зашла в кабинет, где Данила якобы занимался на компьютере математикой. Он быстро свернул одно окно и открыл математику.
— Данил, а что ты делал до того, как я вошла? – поинтересовалась я.
— Математику. – не моргнув отрапортовал Данила.
— Данил, я знаю, что это была не математика, — спокойно сказала я и продолжила. – То, что ты прячешь от меня что-то, говорит о том, что ты делаешь что-то не совсем полезное. Я предлагаю завершить твои занятия на компоютере по утрам, так как у меня нет возможности контролировать это. Ты сейчас закончи, что ты делал, но завтра за компьютер с утра уже не садись. 

Данила уже научился воспринимать мои запреты, которые являются следствием его неправильного поведения, спокойно. Мы тренировались этому года два, пока он не уяснил для себя четкую схему: если он делает что-то неправильно, за этим следуют последствия.
Я запомнила эту ситуацию и припасла ее для себя. Я еще пока не знала, как это все применить, но галочку для себя уже поставила. 

Вечером того же дня у нас случился разговор.
— Мам, — размечтался Данила, — я хочу быть знаменитым.
— Знаменитым быть тяжело, Данил.
— Почему?
— Знаменитость дается человеку для того, чтобы испытать его дух на прочность. Знаменитость развращает человека, делает его гордым, надменным, злым. Не каждому по силам эта знаменитость. Хотя, к знаменитости люди идут по-разному. Бывает, что банк ограбят. О них все говорят, и они, тем самым становятся знаменитыми…
— Нет, мам, я хочу стать знаменитым, как если бы я сделал какое-то открытие.
— Это другое дело, Данил. Если ты просто делаешь добро для человечества, и в силу этого становишься знаменитым, не стремишься однако к этой знаменитости, то возможно, что ты сможешь остаться добрым человеком.
— Мам, ну я еще могу играть на инструментах и так стать знаменитым.
— Можешь Данил. Только для того, чтобы стать знаменитым нужно заниматься не так, как ты это делаешь, по десять минут в день. Настоящие музыканты в любую свободную минуту занимаются. Они стирают пальцы в кровь, они не спят, они ищут себя в музыке. Они стремятся к вершинам, где они в одиночестве творят свою мелодию жизни. А сейчас, давай-ка, засыпай. 

Все это я сказала Даниле неспроста. Я ждала результата. Результат я увидела на следующее утро. 

То, что Даниле нельзя было сидеть с утра за компьютером, и его размышления и наш разговор, после которого он уснул, эти два ярких фрагмента встретились у него в памяти. Он проснулся и засел за гитару. Он играл минут сорок. Потом подошел ко мне, показал свои пальчики. 

— Мам, стер так, что не чувствую их. 

Я сначала не поняла, а потом и у меня пазлы сошлись. Я поняла, что Данила решил для себя, что ему НАДО заниматься. Он сам это решил и сам написал для себя график, где каждый день по 40 минут было занятие музыкой. Теперь он это делает осознанно. Он знает, для чего это ему надо. 


Kate NSW
Kate NSW
Соня
12 лет
Сидней
612302

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Thumbelina
Thumbelina
Москва

Вопрос немного не по теме поста, но думаю, волнующий многих. Как вы ограничиваете использование детьми смартфонов/компьютера? Как выстроили их отношение к гаджетам? Может быть, сами себя ограничиваете при детях? Я думаю, с какой стороны зайти… мой страшный сон — ребёнок, уткнувшийся в телефон

Пожаловаться
Лёля
Лёля
дочунечка
7 лет
Рязань

круто))))

Пожаловаться
Ирина
Ирина
Ташкент

Kate, это такое большое искусство,  так аккуратно направлять! И еще, поздравляю с днем рождения!!!! 

Косвенное воспитание.
Пожаловаться
Kate NSW
Kate NSW
Соня
12 лет
Сидней

Ира, спасибо большое! И за комментарий и за поздравления! Очень приятно:) Спасибо!




Пожаловаться
Polatik
Polatik
Стамбул

Я тоже в детстве хотела стать знаменитой :) хотя была очень стеснительной и тихоней в общем-то

Надеюсь, Данила это желание далеко заведет, пусть подольше им горит )) а так и пальчики даже пришел маме показать )) такой деловой, и такой ребенок.

Кать, есть у тебя что-то постоянно всплывающее в памяти о прожитом дне? Мне обычно объятья перед сном вспоминаются как самое приятное… Самое настоящее, искреннее, чистое что есть рядом.

Пожаловаться
Ирина
Ирина
Захар
6 лет
Красноярск

А у нас как то все больше работает похвала, наверное до поры...

Пожаловаться
Оксана
Оксана
Владимир
6 лет
Запорожье

И все равно это будет желание мамы, а не желание ребёнка )

Пожаловаться
Kate NSW
Kate NSW
Соня
12 лет
Сидней

, да, но желание мамы поможет ребенку в итоге отыскать свои желания, и, главное, суметь воплотить их.

Пожаловаться
Оксана
Оксана
Владимир
6 лет
Запорожье
Kate NSW 

Или же мама бессознательно для неё самой навяжет свои желания ребёнку, но рационально для себе найдёт объяснение что она предоставляет ребёнку возможности отыскать свои желания… другое дело когда у ребёнка много возможностей для исследования своих желаний, и он выбирает )

Пожаловаться
Kate NSW
Kate NSW
Соня
12 лет
Сидней
Оксана 

, вы меня конечно извините, я понимаю, что везде бывают перегибы, но я несколько не об этом. Может быть пример сбил с толку. Я о том, что ребенок от рождения не хочет следовать правилам, в частности правилам гигиены, не хочет убирать за собой игрушки, ребенок не хочет делиться, уступать. Ребенка надо воспитывать, но не всегда метод прямого инструктажа работает так, как нам бы этого хотелось.

В любом случае, я понимаю о чем вы, и в этом я с вами согласна. 

Пожаловаться
Оксана
Оксана
Владимир
6 лет
Запорожье
Kate NSW 

Пример конечно сбил с толку, как и заголовок поста )А так и я с вами согласна )

Пожаловаться
Kate NSW
Kate NSW
Соня
12 лет
Сидней
Оксана 

, да, мне надо было упомянуть, что музыка для Данилы — это очень большая часть его жизни, и это было так с самого его раннего детства. 

Спасибо за замечания, с ними проще понять то, как лучше донести!