Как научить так, чтобы запомнил/а?

Вот, интересно, приносят маме в роддоме ребеночка. Его запеленали, укачали, у него нормальная температурка и чистенький памперс. Мама отдохнула, поела и готова взять детку. Ну, это так по крайней мере было у меня. 

Я помню этот момент, когда родился Данила и у меня после рождения, часа через два, взяли его, чтобы я чуть-чуть поспала. Потом принесли и я взяла его на ручки. 

Вот, в этот момент осознает ли мама, что ее ждет впереди? Этот ребеночек – он же совсем ничего не знает, он ничего не умеет, но у него уже есть перечень потребностей, пока еще неосознанных, но вполне определенных желаний. 

Как мы будем его учить? Что мы будем ему говорить? За что будем ругать, хвалить, на что будем закрывать глаза? Знаем ли мы об этом, когда берем его на руки? Скорее всего мы думаем, что уже поздно задавать эти вопросы. Малыш уже пришел. Он уже идет по жизни с нами. 

Я сегодня учила Данилу убираться. Как-то так сложилось, что Даниле надо было навести порядок. Обычно у него все по делу, но бывает, что какие-то вещи не на месте.
— Данила, убери все с пола, — очень твердо попросила я Данилу, внутри рассерженная тем, что до этого попросила два раза убрать куртку, а он так и не отреагировал.
— Уберу! Если ты не будешь постоянно говорить мне, что делать, — раздраженно ответил Данила.
— Я пыталась ничего тебе не говорить, но вижу, что толку мало. Я сейчас БУДУ тебе говорить, чтобы ты запомнил, как надо это делать, и чтобы в следующий раз ты это делал сам, и так, как надо. 

Потом я села поодаль и наблюдала, как он убирался. Когда он заявлял, что закончил, я указывала на очередную неприбранную вещь, и ждала, когда он водворит ее на место. Я с удивлением отметила, что мои беспрестанные наставления о том, что у каждой вещи должно быть свое место, не прошли даром. Я видела, что у Данилы каждая вещь имела свое место. 

Я сидела и думала о том, что все это время, с момента, когда мне дали его на ручки и до сегодняшнего дня я постоянно чему-то учу его. Мы все постоянно чему-то учим наших детей. Словом ли, делом ли. Иногда даже мы вроде как ничего не делаем, то этим мы тоже чему-то учим наших детей. 

Потом я стала думать о том, как же все-таки удается научить? Ведь, определенно, начиная с какого-то возраста, обычно лет с трех-четырех мы начинаем видеть, что мы чему-то научили нашего ребенка. Мы начинаем видеть результат. Как сделать так, чтобы то, чему мы учим детей, оставалось в них и начинало давать плоды? 

Мысль пришла, когда на Данилин раздраженный тон, я ничего не ответила. Я промолчала, хотя точно знала, что нельзя попускать детское раздражение в ответ на наставления. Я также точно знала в тот момент, что нельзя было напоминать об этом. 

Я поняла, что нельзя научить человека всему сразу. Даже двум вещам не получится научить сразу. Учить надо чему-то одному. Вот, в момент, когда читаем нравоучения, нужно учить только одному, хотя хочется вспомнить все промахи ребенка, все свои напрасные старания, хочется упрекнуть, что мы уже миллион раз повторяли, и все без толку. Мне кажется, что мы, родители, именно здесь делаем ошибку в обучении. 

Возвращаясь к примеру выше. Я учила Данилу убираться. Он злился на меня. Мне сильно хотелось начать отчитывать его за неуважительный тон. Но я молчала и заставляла себя любоваться тем, как Данила сдерживал свой порыв завалиться на кровать после каждой убранной вещи, как он пытался взбрыкнуть и сказать, что он больше ничего не будет делать, как ему хотелось заплакать от досады. Он все это держал в себе и продолжал убирать вещи. 

А потом я ему сказала, очень по-дружески, совершенно не обращая внимания на его дурное, едва сдерживаемое плохое настроение.
— Данил, чисто стало. Я заметила, что у тебя у каждой вещи есть место и это значительно облегчило твою задачу. Молодец, Лап. На самом деле то, что ты сейчас сделал, ты мог сделать за пять минут. Это твое плохое настроение затянуло этот процесс, но в целом, я очень довольна, Данил. Ты в следующий раз, когда надо будет прибраться, делай все то же самое, только с улыбкой. Просто попробуй. 

Мы пошли печь блины для послеобеденного чая. Я по дороге думала о том, что те мои уроки и беседы по поводу неуважительного и раздраженного тона, тоже не прошли даром. Данила, конечно, бузил на меня сегодня, но он тут же сам спохватился, не дожидаясь, что я ему напомню про тон. Я также думала о том, что то, что я сегодня сидела с ним и методично указывала на каждую вещь, которую надо было убрать, тоже не пройдет даром. Он  запомнит это потому, что мои инструкции сегодня были только о том, как надо убираться.

Не смешивайте свои уроки. Не упрекайте ребенка за то, что вы повторяли это миллион раз.  Постарайтесь одну и ту же ситуацию расценивать как абсолютно новый урок, как для ребенка, так и для себя. В этом случае физические и психические силы пойдут на то, чтобы запомнить то, как надо, как лучше, а не на то, чтобы справиться с переживаниями от посыпавшихся как из рога изобилия причитаний обо всем на свете… 


Kate NSW
Kate NSW
Соня
12 лет
Сидней
76211

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Лёля
Лёля
дочунечка
7 лет
Рязань

спасибо)

Пожаловаться
Марика
Марика
Санкт-Петербург

Катя спасибо! Все чаще стала замечать, что как только начинаю злиться, сразу вспоминаю. ВАС и тут же успокаиваюсь. Страраюсь либо переключится, либо ищу другой подход. Мне помогает! Я стала меньше ругаться, подруга сказала что я « по-мудрела».

Пожаловаться
Kate NSW
Kate NSW
Соня
12 лет
Сидней

, смешные вы, девчонки!:) 

Умение быть спокойной, когда ребенок плачет, быть мудрой, доброй, понимающей — это все природные свойства Женщины. И наш путь мамы, это наше предназначение и состоит в том, чтобы открыть в себе эти свойства. Дети — это не наша цель. Дети — это цель Бога. А наша с вами цель — научиться любить… Дети даются Богом, чтобы мы научились этому. 

Пожаловаться
Марика
Марика
Санкт-Петербург
Kate NSW 

Да, согласна на 100%!  просто я раньше не понимала как открыть в себе свойства вышеописанные. Ваши посты помогли задуматься ..

Пожаловаться
Kate NSW
Kate NSW
Соня
12 лет
Сидней
Марика 

, ох да, иногда как слепая впотьмах шаришь в поисках. Бывает, что случайная быстрая вспышка осветит и ты понимаешь, что ответ найден. 

ада, что получается… мне вспыхнуть, а вам заметить:)

Пожаловаться
Ирина
Ирина
Захар
6 лет
Красноярск

За мной грех начинаю вспоминать сыну его промахи и злиться