Книга с таким интригующим названием привлекла мое внимание. Актуальная проблема, не так ли? Времени мало, задач много, всегда ищешь способы оптимальной его организации. Автор — практикующий нейропсихолог, активно ведет семинары по актуальным проблемам воспитания детей, лично консультирует по вопросам детской психологии (дети до 5 лет).
Чего я ожидала от книги, исходя из названия? Как оптимально взаимодействовать с ребенком, воспитывать его, когда времени на все не хватает. Что должно быть всегда на первом плане, а что можно отодвинуть на 21. Ответов на эти вопросы вы в книге не найдете. Книга вообще никак не связана с воспитанием ребенка в условиях дефицита времени. Например, в книге есть таблица по проведению времени с ребенком 5-7 лет. Из нее следует, что ребенок 2 раза в неделю посещает бассейн (с 17 до 18), 2 раза в неделю — музыкальную школу (так же с 17 до 18), каждый вечер вы занимаетесь творчеством или головоломками (15 минут), минимум полчаса играете в те игры, что выберет ребенок (эффективное время), час проводите с ребенком в подготовке ко сну (чтение книг, гигиена, разговоры). Учитывая, что детский сад, бассейн и музыкальная школа вряд ли находятся в вашем доме, и нужно время на дорогу, ужин, переодевания, подготовку к играм и уборку после и т.п., получается, что все время ежедневно с 16.30 до 21.00 вы проводите в делах, связанных с ребенком. Интересно, как это соотнести с отсутствием времени на воспитание ребенка...
Книга представляет собой набор каких-то малосвязанных друг с другом, фрагментарных, часто абсолютно бездоказательных утверждений, общеизвестных фактов, перемежающихся примерами из личной практики консультирования. Примеры все крайне однотипны, семья приходит с какой-то проблемой (истерики, нарушение сна, болезни, нарушения в питании), получает совет: убрать телевизор, планшет и телефон, отдать ребенка в сад, маме выйти на работу и все приходит в норму. В любой ситуации этот совет работает. Также в книге содержатся постоянные отсылки «более подробно эту проблему мы разбираем на семинарах». Если автор хотел прорекламировать семинары, то крайне неудачно.
Сама книга скорее небольшая брошюрка, если уменьшить шрифт, интервалы, поля и отступы до адекватных, то книга займет страниц 40. Автора отличает крайне бедный язык, очень упрощенное построение предложений (я не требую оборотов Л. Толстого, но язык, которым написана книга, напоминает мое общение с младшей, недлинные предложения с минимумом оборотов), кошмарные стилистические ошибки, типа «ноябрь-месяц» (на корректора не хватило?). И автор призывает мам с новорожденными детьми как можно больше читать...
В общем-то все идеи автора сводятся к следующему: маме нужно личное, только ее время, которое она проводит вне дома и без ребенка, хотя бы час в неделю (совет не нов), нужно привлекать к воспитанию папу и доверять ему (несомненно, но если папа не хочет, то это нереализуемо), маме меньше времени проводить в соцсетях (в целом, это все не вредно, но у мамы маленького ребенка обычно крайне ограничены иные возможности общения), отдать ребенка в сад, а маме выйти на работу (этот пункт меня задевает больше всего, автор совершенно отрицает возможность существования матерей, которые адекватно относятся к детям, не душат их гиперопекой, не усаживают для просмотра телевизора днями и часами, но при этом не отдают в сад и не бегут в офис для ежедневного сидения там 9-18), с ребенком нужно заниматься спортом (с года, именно спортом, а не просто побегали-поиграли, должна быть цель, тренер, и т.д., и т.п., это формирует волю и т.п., я сильно тут не согласна, но ладно, необходимость физической активности при этом я совершенно не отрицаю), ребенку нужно читать вслух. В целом, это самое главное.
Мне очень не понравилась категоричность автора. Например, ребенок всегда должен делать сам, то, что умеет делать сам. Например, если ребенок умеет сам раздеваться, то никакие обстоятельства (усталость, болезнь) не должны этому препятствовать, а вы не должны помогать (иначе он сядет на шею и будет всегда заставлять вас раздевать его, специально заболевая для этого). Если купили поделку, то ее обязательно нужно доделать до конца и не начинать новую, пока эта не доделана. Вы никогда не должны включать ребенку мультфильмы, как бы вы не устали и т.п., т.к. один раз включив мультфильмы, вы потом всегда будете так делать. В книге много такого. ИМХО, взрослые не должны быть категоричны, как 15-летние подростки. Любая мама сразу увидит, действительно ли ребенок устал или притворяется. И почему не помочь уставшему человеку? Мы же семья и мы должны заботиться друг о друге и помогать друг другу. Поделка может оказаться просто не интересной, слишком сложной и т.п., и, заставляя ее доделать, можно навсегда отбить у ребенка интерес к таким занятия. И да, мультфильмы можно включить и от одного раза ничего не будет. И гораздо вреднее для ребенка весь день включенный фоном телевизор, а не 15 минут мультфильмов.
Прочитав книгу, я пришла к выводу, что я не плохая, просто ужасная, кошмарная мама. Мои дети не занимаются спортом по часу в день и не гуляют по 4 часа ежедневно. Им можно смотреть мультфильмы, играть на планшете и иногда нарушать правила (например, есть сладкое вместо обеда, поздно ложиться спать). Я готова им помочь во всем, в чем они меня просят, если вижу, что это необходимо (действительно нуждаются в моей помощи в силу усталости или болезни или просто им нужна демонстрация моей любви и мое внимание), я могу одеть старшую и кормить младшую, держать ночью любую из них за ручку и гладить по спинке и т.п. И в сад они не ходят, а я не езжу в офис))). Мне было неприятно читать эту книгу, написана она совсем не вдохновляюще. Но я не особо впечатлительная, поэтому буду по-прежнему считать себя достаточно хорошей мамой для своих детей, хоть и не лишенной множества недостатков, а книжку выброшу.
А тем, кто ищет способы быть с ребенком и работой, я порекомендую книгу Петрановской Лайфхаки работающей мамы. Там гораздо больше практических советов и уверенности в том, что вы все делаете правильно и все у вас обязательно получится.
Можно ли с вами подискутировать? Смотрю ее видео, стараюсь фильтровать информацию, но… с какими утверждениями вы не согласны?)
так вон комментарий выше смотрите, там подробно.
Всем ли детям нужен сад? Всегда ли поделка должна быть доделана перед покупкой новой? Любого ли ребенка нужно силой водить на спорт, даже если не нравится? У мамы нет времени на воспитание, но с 16 до 21 она полностью в распоряжении ребенка, это как? Всегда ли ребенок должен делать сам то, что умеет делать (есть, одеваться)? Да и книга вообще не о воспитании. Совершенно. Она не дает ответа на вопрос, что мне делать с трехлеткой, которая валяется по полу в магазине и орет «купииии игрушкууууу», нормально ли, что ребенок скандалит, не слушается и что с этим делать и т.п, и т.д. Если честно, она вообще ни о чем. И категоричный тон. Так или никак. Ну не бывает так с живыми людьми. Мамы сейчас итак тревожные, переживающие, а эта книга загоняет маму, которая не в состоянии проводить с ребенком время с 16 до 21 хотя бы потому, что с работы выходит в 18, а дома еще ужин, стирка, глажка, в еще больше чувство вины и тыкает ее в то, что да-да-да, ты — плохая мама.
Задумалась. Мне кажется, что правильно поделывать вещи до конца, самостоятельно делать то, что умеешь. А про спорт. Работала в богатой семье, у них у каждого ребёнка с 3 лет обязательно спорт, какой ребёнок хочет. Мама сказала, что так, она старается привить культуру тела, поведения и меньше времени в подростковом возрасте на глупости. 2 старших детей живут сейчас в англии.
а если поделка не зашла? написано, допустим, 4+, а там и взрослому тяжело, потому что на этот клей этот материал не клеится, или маникюрными ножницами вырезать надо, или вообще идея недодуманная и даже у взрослого такое не получится и т.п. Или техника для ребенка сложная/неинтересная оказалась. Я разрешаю старшей одновременно начать несколько поделок (но не больше 5) в разных техниках и разрешаю не доделывать то, где явно косяк производителя (например, задача: приклеить пенопластовые шарики на клей-карандаш, а он их не держит, приклеить нитки к клеевой основе, к которой даже я их приклеить не могу). Когда поделка была в работе одна, это приводило к тому, что столкнувшись с тем, что сложно/ не получается, она просто отказывалась этим заниматься и могла месяц никаких поделок вообще не делать. При моем подходе она почти каждый день что-то делает и в итоге рано или поздно доделывает всё.
Про самостоятельность. А если ребенок заболел? Или сильно утомился? Или просто сейчас такой период, что ему хочется почувствовать повышенную заботу о себе? Он тоже должен делать все сам? Ведь вам же самой приятно, если вы придете уставшая домой, а муж это увидит, нальет вам чая, а после ужина сам всю посуду помоет. Или когда вы болеете, вам принесут теплого чая с лимоном в постель, поправят одеяло и скажут: «лежи, не вставая, мы сами со всем справимся». Чем дети хуже? Если вы в обычной жизни даете ребенку достаточно заботы и внимания, он не станет манипулировать болезнями, чтобы их получить...
Спорт — это хорошо и полезно и я считаю, что спорт с определенного возраста должен присутствовать в жизни ребенка обязательно. Но ребенку действительно нужно заниматься в секции с года? Действительно ли ребенка надо водить на занятия через слезы и протесты? Или все же надо поговорить и поискать причину протестов? Вдруг тренер позволяете себе грубость из-за того, что у ребенка не получается? Или ребенка задирают другие дети, у которых получается лучше/форма дороже и т.п.
Очень, очень много нюансов в каждом совете, поэтому мне не нравится категоричность автора.
Мне удалось послушать семинары Валентины. И тоже прочла ее книгу. Конечно книга — это очень короткое изложение автора. Короткое, но крайне полезное. Да — в книге используются общеизвестные факты, которые казалось бы известны всем, но нет. Нужно перечитать много книг по психологии, и потом еще надо собрать САМЫЙ сок воедино. Валентина этим и занялась. Она собрала САМЫЕ важные моменты и ПРОБЛЕМЫ 21 века и постаралась изложить их в короткой книге.
А какую книгу вы хотели? У многих мам во время ДЕКРЕТА иногда не хватает времени даже причесаться…….не то, что читать книги. Если бы Валя выпустила том «Войны и мира» — никто бы читать не стал, а мозг ПОПЛЫЛ бы уже на 10ой странице.
Девочки. Книга полезная. Книга очень важная. Старайтесь соблюдать большинство советов. В наше время со смартфонами, телевизорами дети действительно тупеют и вянут. Мы не знаем к чему всё это приведет лет через 10 и 20.
Еще хочу рассказать о личном опыте. До Валентины ребенок периодически смотрел телевизор, иногда играл в планшет, а игрушки у нас были «какие больше понравятся». После прослушивания семинаров, и просмотра канала на ютубе, часть игрушек выбросила, часть закупила. Начала заниматься с ребенком. ТВ и планшет из нашей жизни практически ушли. Занятия сначала были по 1-3 минуты (ребенок больше не хотел) За 1 месяц результаты были грандиозными!!! Через месяц ребенок САМ сидел и играл по 30-40 минут…я только находилась рядом и наблюдала или давала новые задания. Теперь каждый день в одно и тоже время ребенок САМ берет меня за руку и ведет к столу, чтобы позаниматься и поиграть.
Очень жаль…Что узнала о Паевской, когда ребенку было 1,8.
И очень жаль, что в сети появляются такие рецензии, сбивающие людей с правильного пути.
Расскажите мне, какой отношение к заголовку книги «Как воспитать ребенка, не имея на это времени» имеет таблица в конце, из которой следует, что я должна посвящать только ребенку все время с 16.30 и до 21.00. Простите, а всем остальным мне когда заниматься? Работать там, еду готовить и т.п.? Если бы у меня было столько свободного времени, то я не покупала книгу про воспитание в отсутствие свободного времени...
Почему все проблемы сводятся к «уберите телевизор и идите на работу»? Других проблем не существует? Это — единственная причина всего? Почему ребенок всегда дожен делать что-то сам, если научился? Почему поделка должна быть всегда доделана? Почему всегда все или белое, или черное?
Мне кажется, я написала очень подробный отзыв. Все мои замечания описаны. Да, мне нравятся другие авторы, придерживающихся иных взглядов на воспитание. Про то, что главное — любовь и взаимная поддержка. Что в семье нельзя быть категоричными и нужно помогать друг другу. А у Паевской нет ничего, ни про возрастные кризисы и т.п., ни про конкретные способы решения конфликтов, просто набор случаев из практики, решаемых универсальным советом: телевизор убрать, маме на работу, ребенку в сад. С заголовком книги текст не связан. Мне гораздо ближе Петрановская, Писарик, Ньюфельд, Гиппенрейтер, Фабер и Мазлиш. Они — вдохновляют, они дают работающие советы. А Паевская загоняет итак тревожных мам в еще большее чувство вины.
Паевская — до 3 лет, старше — ее команда
я про книгу, книга не ограничивается возрастом 3 года, она для всех.
Маркетинг, возможно. Так как она сама писала, что занимается и диагностирует детей до 3 лет, либо эта информация от ее коллег .
ну она ж и про школу и прочее семинары ведет, да и примеры в книге явно не только трехлеток касаются. А на деньгах она явно двинута, у нее прям заскок на эту тему, одна реклама этожеребенка чего стоит...
Очень интересно ваше мнение на рекомендуемую ею книгу " слонёнок который хочет уснуть"
Спасибо. Не читала, поэтому ничего сказать не могу.
В рекомендованном ей вообще сложно разобраться, слишком много откровенной рекламы.
Да и вот я заказываю эту книгу, а позже нашла, что это гипноз. Полезно ли это детям — гипноз, очень сомневаюсь ( ни стыда, ни совести (
деньги не пахнут. К сожалению, многим теперь пофиг, лишь бы денежки капали, а какой-то внутренней ответственности за свои слова нет.
Да (
Благодарю за отзыв. Как раз в Инстаграм смотрела её. Цена на семинар около 7000, онлайн консультация 9000.
ага, а личная консультация с выездом по Москве — 150 000...
Спасибо, что поделилась впечатлениями.Действительно, странный ажиотаж.Скорее всего, муж прав
прямо даже интересно, сколько стоит такое откровение)))
со скидкой в 40% по библионочи в Лабиринте — 189 рублей. Лучше добыть себе легкого дофамина, против которого активно выступает автор, и насладиться чашкой хорошего кофе в приятной кофейне.
Блин, в который раз убеждаюсь, что у меня либо реально шестое чувство есть, либо просто логика зашкаливает? Подписалась по чьей-то рекомендации на эту Паневскую я, и интереса она у меня никогда не вызывала. В отличие от других пабликов про взаимодействие с детьми. Ну и отписалась я от неё с легкими сердцем и душой. Кстати, эта гуру нейропсихологии как-то в комментах писала о том, что воз уже давно пересмотрела политику о сроках кормления грудью и не рекомендует продолжать гв более года?♀️И насчет Петранавской плюсану млн раз. Ее «Тайная опора» как минимум реально достойна внимания каждого родителя, я считаю)
Паевскую*
угу, я читала про это у кого-то из Инстазнакомых (думаю, это была Катерина Рыжик), ее автор заблочила за спор в комментах на эту тему, потом снесла комменты...
У Кати так постоянно?
Катя — известный борец))) буквально вчера поругалась с очередной психологиней, рассказавшей, как замечательно в год она отлучила ребенка, отдав его бабушке, и что после года молоко — это яд, вызывающие кариес и сексуальные расстройства, особенно у мальчиков.
Ага, я тоже за всеми Катиными войнами слежу и поддерживаю даже, если есть время и силы? Уважуха ей! Я бы так не смогла
за то ее в свое время отсюда и выперли. Кате я благодарна за просвещение, но мне так тупо лень.
Она сама ушла, насколько я помню. Но по тем же причинам)
ее забанили несколько раз за споры в гв-постах, потом она удалилась.
Аааа, поняла. Брр, в общем
Как найти эту Катерина рыжик, скажите пожалуйста.
tamarina_k — это она в Инстаграмме
детишек жалко...
Спасибо за интересный отзыв!