О ВОСПРИЯТИИ ТЕКСТА ДЕТЬМИ
Как читать ребенку? Как говорить о прочитанном? Как вообще работать с текстом?
Дети дошкольного возраста НЕВЕРБАЛЬНЫ – речь не является для них основным средством обмена информацией (в отличие от взрослых). Ребёнок мыслит образами и гораздо лучше впитывает невербальные вещи (можно говорить ему хорошие слова, но если нет телесного контакта – он страдает).
Прочитанное ребёнок представляет в виде образов и проживает эмоционально, при этом он с трудом может описать словами картинку, сложившуюся у него в голове, и с ещё большим трудом понимает свои эмоциональные переживания, связанные с текстом, тем более – не может их сформулировать.
Что обычно происходит: мама читает книгу и просит ребёнка ответить на вопросы (в ходе чтения, либо по его окончании): «Что ты понял?» – «Ничего». «Что ты запомнил?» – «Ничего». В результате у мамы возникает впечатление, что ребёнок её вообще не слушал.
Существует «первичное восприятие» – поверхностное знакомство с текстом. И это не только у маленьких, так будет ещё всю начальную школу! Впрочем, и с подростками лучше анализировать текст НЕ СРАЗУ ПОСЛЕ ПЕРВОГО ЧТЕНИЯ.
Так вот, первичное восприятие не предполагает никакого анализа и разбора. Прочитали – и как будто в одно ухо влетело, из другого вылетело. Если же вы хотите поработать с текстом, нужно прочитать ещё и ещё раз и уже тогда предлагать вопросы и задания.
Как объяснять ребёнку незнакомые слова по его просьбе? Всё, что можно показать (хоть картинку в гугле), лучше показать. Если это невозможно, то для начала спросить: «Как ты это себе представил?», «Как ты думаешь, что это?» А уже потом переходить к объяснению.
О ПЕРЕССКАЗЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Если вы хотите, чтобы ребёнок возненавидел чтение и сами книги – заставляйте его пересказывать. Это задание как раз вписывается в систему обучения в стиле «копипаст», когда развивается исключительно механическая память без углубления в смысл. Загрузили материал в голову, кнопку нажали – выдал без запинки. Если же мы хотим, чтобы ребёнок понял, усвоил, переработал текст, то такой подход никуда не годится. То, что его задают в школе, еще не означает, что оно очень полезное :)
Когда ребёнок слушает текст, он воспринимает его в виде образов. Он представляет его и проживает сам. Некоторые моменты и ситуации для него более значимы, некоторые менее. С одними образами он идентифицирует себя, с другими, на сегодняшний день, – нет. Поэтому для ребёнка слишком сложно отстранённо и в хронологическом порядке пересказать сюжет. Ведь он в нём живёт! А взрослый вторгается в этот волшебный мир, как слон в посудную лавку.
Мы ведь хотим, чтобы ребёнок как можно лучше перерабатывал информацию, а не просто выдавал то, что в него заложили. Настаивать, чтобы ребёнок точно пересказал прочитанное, – значит мешать его восприятию текста, блокировать мыслительную деятельность.
Пояснение: Когда ребёнок иногда пересказывает по собственной инициативе – это значит, что у него всё уже разложилось по полочкам, и можно отстраненно рассказывать сюжет в третьем лице. Ещё дети любят рассказывать кому-то (младшим, например), но не в виде проверки «как ты понял прочитанное», а именно в виде рассказывания кому-либо понравившегося отрывка или сюжета.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ГЛУБЖЕ ПОНЯТЬ ТЕКСТ?
Когда я изучала детскую литературу в качестве студентки, наша преподавательница говорила нам: «Чтобы проанализировать текст, вы должны сначала прочитать его столько раз, пока из ушей не полезет!» Правило очень верное. Конечно, детей не надо доводить до состояния «лезет из ушей», но, тем не менее, если мы хотим, чтобы дети поразмышляли над текстом и усвоили идею произведения как можно глубже, его нужно прочитать несколько раз. Ситуация, когда мама читает ребенку десять книг подряд каждый вечер, скорее мешает, чем помогает восприятию текста. Лучше выбрать меньше книг и перечитывать их, каждый раз переходя на новый уровень понимания, нежели скакать «галопом» по непомерным спискам литературы. В идеале даже старшие дети должны МНОГОКРАТНО ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ТЕКСТУ. Если ребёнок «глотает» толстые книжки без разбору, я бы советовала немного приостановить процесс и научить его обрабатывать текст, а не просто «проходить мимо» (сама в детстве «глотала», не считаю это положительным признаком читателя). Конечно, для этого необходимо выбирать такие произведения, в которых есть куда двигаться, есть глубина, а не просто слащавая пустота.
Самый лучший способ размышления над текстом прочитанной книги – ИГРА. Ведь для ребёнка и игра, и слушание произведений – это представление образов. И чтобы образ был как можно лучше и глубже проработан, нужно его многократно обыграть. Если вы замечали, часто дети играют не в сказку или книжку (воспроизводя целое произведение с развитием сюжета), а будто бы застревают на одном и том же эпизоде и гоняют его и так и эдак. Значит, именно этот эпизод задел какие-то струнки души. Это не всегда самый страшный или напряжённый момент в сказке, он может быть совершенно незначительным с вашей точки зрения. Но проигрывание таких эпизодов и есть самая важная работа над текстом для ребёнка на этот момент.
Более глубокому пониманию текста способствует и РИСОВАНИЕ ПО ПРОЧИТАННОМУ. Главное при формулировании задания – опять же, помнить, что дети проживают текст. А значит, упор нужно делать на эмоции. Не на то, как ребёнок представляет себе персонажа и какими видит детали (хотя, разумеется, по вдохновению дети могут изображать, что угодно и кого угодно из прочитанного произведения.) Знаковыми моментами для ребёнка становятся такие, которые зацепили эмоциональную сферу. И задание нужно строить именно на них: не «нарисуй такого-то персонажа», а «нарисуй персонажа, когда он...» – и дальше следует напряжённый момент, связанный с сильными переживаниями.
О ВОСПРИЯТИИ ТЕКСТА «НА СЛУХ»
С чего начинать читать ребёнку вслух? Аудиальное, то есть слуховое, восприятие у детей далеко не самое сильное, куда слабее кинестетического и тактильного. Соответственно, сначала ребёнку сложно воспринимать на слух – в отрыве от действия. Поэтому дети не сидят спокойно, ёрзают и всячески помогают себе движениями усвоить услышанное. Но аудиальный канал восприятия, как и все остальные, имеет способность развиваться. Начните с малых форм – песенок, потешек, считалок и прочего, что легко усвоить на слух и подо что можно двигаться. Попробуйте рассказать ребёнку небольшую сказку, желательно в «волшебной» атмосфере, например, при свечах. Попросите его закрыть глаза и представить отдельные образы – любимых персонажей, любимые моменты из сказки. Потом попробуйте читать без картинок очень знакомые сказки и попросите ребёнка их проиллюстрировать. После этого уже можно переходить к незнакомым формам и более крупным произведениям.
Почему так важно развивать умение воспринимать на слух? Во-первых, любой тип восприятия нуждается в развитии, и чем более полно человек усваивает информацию через каждый канал, тем лучше работает мозг. Во-вторых, если ваш ребенок пойдет в школу, ему нужно будет воспринимать на слух речь учителя. В-третьих, если ребенок слушает произведение и представляет сюжет, развивается его воображение и способность создавать свои образы (а это очень важно – качественно пройти период образного мышления). В-четвертых, в наше время почти вся информация дается визуально. У людей просто теряется способность усвоить что-либо только на слух, без картинок. Очень хорошо сохранить это умение и взрослым тоже.
Марина Озерова
Источник:
И правда всегда учили пересказывать и сочинениями и выражением своих мыслей беда((
Добрый вечер! как же приятно читать ваши посты пока ребенок щасыпает✨?я думала почему мы из большой книги выбираем рассказ и прогоняем его долго долго....
Нам бабушка каждые две недели приносит книги и из моего детства достает.сы с ней меняемся… и Лиза каждый раз думает что это новая книга
А мы ещё маленькие, поэтому когда бодрствует, читаем потешки с крупными картинками. А перед сном люблю Пушкина почитать — сын под эти напевы хорошо успокаивается ))) да и вообще под стихи.
Так и делаем, читаем одно и то же, пока ребенку не надоест, он часто просит включить один и тот же мультик, почитать одну и ту же книгу… пока не разберётся и не запомнит в чем суть)
и у нас так же)