Дети и планшеты

Текст не мой!)) просто поделюсь, интересно, что на этот счет думают разные люди. «Эти полтора месяца я провела, наблюдая за детьми в живой природе.Под аккомпанемент вечных родительских стенаний о том, что «только мультики смотреть хочет и в планшет играть, ничем полезным его заниматься не заставишь». И ясно, что это штамп такой, ворчание встревоженного родителя, что в этих словах больше чувств, чем смыслов.Но все-таки интересна та безапелляционность, с которой мультики и планшет мы причислили к врагам рода человеческого.Надо сказать, современные дети очень мало бывают одни. Физически и психологически. Особенно те, кого принято причислять к «детям из хороших семей».Ребенок рождается и постоянно находится в поле зрения взрослых – чуткая мама, включенный и ответственный папа, бабушки-дедушки, няня, педиатр.Причем ребенок тут, как в песне «Ленинграда», главный экспонат.Лет сто назад мама бы дала понять – ползи, поиграй, не мешайся под ногами, белье надо постирать да еду сготовить. Сегодня она берет кубики, или пальчиковые краски, и стоически начинает «развивать ребенка». Сто лет назад этот самый ребенок оказывался частью системы, живущей по своим законам – поле, хозяйство, сбор урожая, ярмарки, братья, сестры, большая семья. Или: балы, красавицы, лакеи, юнкера и вальсы Шуберта. Неважно, какой-то уже готовой системы, которая и без него работала, а ему предлагала встроиться и поискать свои ответы на вопрос «зачем?».Сегодня система пытается организоваться вокруг ребенка, поставить его в сердцевинку, и это очень шаткая конструкция. В ней сам ребенок – ответ на вопрос «зачем?» для Хороших Родителей, Лучшей Няни, школы развития, детского психолога и многих других персонажей.Они всячески играют, развивают, передают из рук в руки, ни на секунду не оставляя одного. Помню, как приятель мне говорил: «Кажется, это недостаточно хороший садик, они там мультики включают после прогулки! Мультики я и сам могу включить. Надо больше заниматься с детьми».С ними «занимаются» до тошноты.Их контролируют тотально – сколько скушал, как покакал, сколько прибавил в весе, во что поиграл, что раскрасил, куда залез, что взял в руки, куда положил.И ясно, что это отражение дефицитарной фантазии, которая есть у многих из нас – что с нами чем-то «недозанимались» и в чем-то «недоконтролировали», а иначе мы бы, уж конечно, избежали всей той боли и житейских невзгод, которые нам пришлось перенести. Шли бы по жизни, смеясь.Вот мы их сейчас проконтролируем, и пусть идут да посмеиваются.И они растут в мире тотальной несвободы, в нежном концлагере.Они часто вообще не могут экспериментировать ни со средой, ни с собой. Я уж не говорю – оборвать жуку лапки и крылья, залезть под машину или на дерево, поразглядывать свою письку, а даже лист подорожника сорвать в мирном одиночестве, заглянуть в лестничный пролет, в грязном углу под скамейкой поковыряться, так, чтобы это был их личный автономный акт, который взрослый не подглядит, не выдаст свою оценку и интерпретацию.Некоторым детям все-таки пытаются «организовать спонтанность». Разрешить попрыгать в луже, как в Свинке Пеппе. Или что-нибудь развинтить, как в мультике про Фиксиков.Но разница между настоящей игрой, в которой задействовано воображение, и игрой, которую срежиссировал взрослый, примерно такая же, как между пальмой, выросшей у моря, и той, которую мучительно взрастили в квартире на подоконнике. Растение одно и то же, однако есть нюансы.Свобода нужна каждому из нас ничуть не меньше, чем забота.В те моменты, когда мы свободны от пригляда, когда за нашими действиями и чувствами никто не подглядывает, формируется очень важное автономное пространство внутри психики.Оно абсолютно необходимо, чтобы потихоньку опознавать свои чувства, наблюдать за ними, обуздывать их. Учиться видеть «мир внутри».Чтобы постепенно отделять себя от всего остального мира, проводить эту границу, уточнять ее, изучать. Решать, что мы впустим внутрь, а что оставим снаружи. Каких людей. Какие знания. Какие идеи, чувства, предметы.Пока границы нет, нет личности.Поэтому детям, как и всем нам, нужна автономия. Нужно время и пространство, чтобы свободно думать о мире.Тем более, в современном мире, который звенит, кричит, со всех сторон дергает наше внимание – в этой какофонии звуков, лиц, запахов и событий.Так что они, когда могут, выбирают тихий побег в мультики и игры.Мультики – это мир ясный, предсказуемый и успокаивающий. Игры на планшетнике – это место, где ты можешь контролировать много что, и на тебя никто не смотрит. Где ты – исследователь. Вот оно – пространство вожделенной автономии, внутренней тишины и безопасности.Не удивлюсь, если у современных городских детей внутрипсихическое пространство как раз и формируется в те моменты, когда они добираются до компьютерных игр. Человеческий детеныш – он ведь очень адаптивен. И понятно, почему дети так яростно цепляются за эти свои игры-мультики, как за единственную возможность побыть в одиночестве.Между прочим, дети-экстраверты, те, для кого одиночество – не ценность, и к компьютерным играм обычно равнодушны, и за мультики их не усадишь.Как быть, дорогая редакция? Понятия не имею. Наверное, стараться оставлять ребенку (не «организовывать», а оставлять, отступая) побольше сфер автономии. Противостоять соблазну контролировать каждый его шаг – а это трудно, ужасно трудно, учитывая, что технически можно постоянно держать его на расстоянии вытянутой руки и телефонного звонка.Ну и не клеймить его и себя за то, что он играет в планшет и смотрит «эти свои мультики».Пойду, кстати, заплачу за музыкальную школу. И за школу развития»


МамаМальчишек
МамаМальчишек
Мальчишка
6 лет
Кира
1 год 7 месяцев
Москва
310898

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ольга ЛучВсеВыЗнаете
Ольга ЛучВсеВыЗнаете
Егор
24 года
Анастасия
14 лет
Симеон
11 лет
Павел
6 лет
Красноярск

Ну тут много можно рассуждать. Я в своей семье уже наблюдаю пять совершенно разных личности. В чём то они похожи, но в основном они таакие разные!
Саша — первенец. Научился читать самостоятельно по разрезной азбуке к 5 годам бегло, т.е. в 4 читал по слогам. Отправили в 5 лет на подготовку к школе, а ему там не интересно оказалось — всё то что там было знал и умел. До 5 класса отличник, всё давалось само собой. Потом встретилась "супер педагог" по физике и "поломала" умного ребенка. Ей не нравилось что он задаёт вопросы, что имеет своё мнение, что читает дополную литературу по её предмету и снова задаёт вопросы, дрянь неудобная… и ребёнок остыл. Он любит читать, цитировать может кучу всего, но...

Егор. Научился читать к концу третьего класса. Всё ему давалось только сиденьем и зубреньем. Несколько раз нас пытались отправить на комиссию по оформлению в школу для детей 6 или 7 вида, по сей день не разбираюсь в них… я тупо игнорировала и зубрила вместе с ним. На школу раннего развития его попросили не водить, ибо он гиперактивен и неуравновешен… доучился 9 классов, самостоятельно поступил на бюджет в техникум, учится мальчишка!

Настя — ей не хотелось ходить на раннее развитие, зато сама попросилась на подготовку к школе. Сейчас готовится в 1 класс.
Сёма — поведу в сентябре записывать на школу раннего развития, но будем смотреть интересно ли ему будет.
Понятно что дома мы рисовали со всеми пальчиками, кисточками, ватками, поролоном, лепили, учили цвета, играем в настольные игры (и я, и папа).
Но у нас они обязательно гуляют по 2-3 часа в день минимум. Если погода позволит, то и полдня зажигают. Настя сама научилась кататься на двухколесном велике, Сёма научился прибивать гвозди. Когда об этих навыках узнаёт муж, он иногда переживает… я тоже переживаю, но никогда не пойду смотреть как он гвоздь будет бить или она кататься. Если что-то случится — я рядом, я дома, ко мне нужно обратиться за помощью и я обязательно помогу и пожалею, и полечу.
Не понимаю зачем смотреть как он может быть ударит себе по пальцам (кстати Сёма не разу не ударил)...
И мультики у нас максимум час в день (больше только если температура и нужно чтобы лежали в постели).

Пожаловаться
Александра Першина
Александра Першина
Ногинск

Мультики включили в список врагов тогда, когда поняли, что ничего полезного они не приносят.
У нас мелкий мульты не смотрит. Вообще никакие и никогда, равно как и мы не смотрим телек, вообще и никогда. Иногда качаем фильмы, раз в неделю — матчи, не более. А живем мы именно в системе, семье, которая жила себе жила по определенным правилам и традициям, а потом в нее вписался ребенок. И живет теперь по тем же правилам и традициям. Однако меня смешат полярные точки зрения — если твой ребенок живет «в системе» и следует определенным правилам семьи — ты отвратительная мать, у твоего дитя нет детства, ты с ним не занимаешься, ты хочешь сделать ребенка удобным и тэдэ и тэпэ. Если твой ребенок центр вселенной — тупая овуляшка, наглая яжмать, которая растит эгоистов))

Но мне, если честно, очень приятно быть «безответственной мамашей, отнявшей у ребенка все его детство», ибо при этом мой ребенок в свои два года самостоятелен, сам накладывает себе кашу, сам ест, сам моет тарелку, одевается, раздевается, чистит зубы, ходит на унитаз, развлекает себя когда надо и ложится спать по фразе «ложись спать» (с девяти месяцев). И мне это удобно, и мы этому его учим — потому что если он физически это может делать, значит он будет это делать.

Не понимаю, зачем осознанно тормозить ребенка своими «нуонжемааааленький» и созданием искусственного детства в виде вседозволенности и поцелуев в анус. Особенно когда это какая-нибудь семилетка, валяющаяся в истерике на полу магазина с воплями «хочу, купи», или он же, тискающий котенка до полусмерти.

Пожаловаться
МамаМальчишек
МамаМальчишек
Мальчишка
6 лет
Кира
1 год 7 месяцев
Москва

Читала стать про "безответственную мать", очень понравилось. Гиперопека до добра не доведет. В этой статье как раз подтекст об этом. Что ребенку необходимо личное пространство. А сейчас, сама знаешь, повсюду куда не плюнь, развивашки с года и сетующие мамы "о Боже, моему ребенку 1 год, а он не читает на латыни"))) ну так, грубо говоря)))

Пожаловаться
Александра Першина
Александра Першина
Ногинск
МамаМальчишек 

Ну о том и речь. Гиперопека никому нафиг не сдалась, это правда.
Сейчас везде только матери, дующие в зад ребенку. Грустно даже как-то. Так вот о своей семье напишешь — будет куча выпадов о безответственной мамаше и тэдэ))

Пожаловаться
Lena
Lena
Балтимор

Согласна с автором статьи, время наедине обязательно нужно, но не перед тв или с гаджетом в руках. Мне кажется, оставить ребёнка в комнате с игрушками, в его собственноручно выстроенном шалаше, или же на детской площадке (наблюдая со стороны за безопасностью ребёнка) — будет всё же полезнее. Лично моё мнение?

Пожаловаться
МамаМальчишек
МамаМальчишек
Мальчишка
6 лет
Кира
1 год 7 месяцев
Москва

Тут подтекст именно в этом. Что в современном мире родители проявляют гиперопеку и не дают детям и шагу самостоятельно сделать.

Пожаловаться
Lena
Lena
Балтимор
МамаМальчишек 

С идеей согласна, с практикой воплощения в жизнь — нет)

Пожаловаться
МамаМальчишек
МамаМальчишек
Мальчишка
6 лет
Кира
1 год 7 месяцев
Москва
Lena 

А с другой стороны в 21 веке просто необходимо знание и умение обращения с гаджетами и всем подобным. Но во всем нужна нужна мера)

Пожаловаться
Lena
Lena
Балтимор
МамаМальчишек 

Да, конечно! Нельзя совершенно изъять гаджеты из пользования?? Но это, как и с конфетами, важно контролировать для здоровья ребёнка.

Пожаловаться
Zvezdec
Zvezdec
Санкт-Петербург

Хорошо написано. Ребенку нужна самостоятельность. И вопрос: как мы то без этих школ раннего развития выросли? Не тупее паровоза, вроде.