Обучение следованию и самостоятельному хождению на улице: практика и некоторые мысли

Статья с просторов интернета (в немного урезанном виде)

Зачем вообще учить следованию и хождению по улице ребенка 1-1,5 лет?

Для себя я отвечаю на этот вопрос так.

— Я придерживаюсь мнения, что в паре «мама-ребенок» присутствуют иерархические отношения, мама — ведущая, ребенок — ведомый; мама указывает границы и обучает определенным необходимым для жизни навыкам, а ребенок встраивается в эти рамки и обучается.

— Идти по улице за мамой, а не убегать или идти по своим делам, то есть следовать за мамой — нормальное поведение ребенка, обучение этому — не дрессировка, а выработка необходимого для жизни навыка; при этом понятно, что есть прогулки по маминым делам, а есть — прогулки и «привалы» для исследования мира и удовлетворения потребностей ребенка.

Практические методы отработки навыка хождения и следования.

Начинать водить ребенка в возрасте около 1 года по улице лучше за руку. Это удобно, безопасно и само по себе является естественным приемом обучения следованию.

1. Если ребенок шел за вами какое-то время, а потом отстал/пошел в другую сторону/сел на землю — нужно подхватить его под мышку, пронести пару метров в нужном направлении и опять спустить на землю; опять отстает/садится/убегает — повторить.

Этот метод удобно использовать, если ребенок в принципе не отказывается ходить, ходит хорошо и много, но не туда; :)
Не нужно отпускать ребенка далеко от себя или самой уходить далеко и ждать, когда он вас догонит — это, во-первых, небезопасно, а во-вторых, ребенок может ваш зов проигнорировать и вам придется возвращаться за ним в ущерб своему авторитету и с риском превратить процесс в игру в догонялки; отпускать ребенка от себя лучше максимум на 1-1,5 метра, чтобы вам хватило шага для «подхвата» под мышку и возвращения на «маршрут»; Отрабатывая навык, гулять лучше всегда с целью, так как это помогает прежде всего маме — она не «отрабатывает следование» просто ради следования, а действительно заинтересована в том, чтобы дойти, например, до магазина, и ребенок это чувствует; конечно, поначалу эти цели должны быть близлежащими — даже детская площадка у соседнего дома подойдет;

2. Другой способ сделать так, чтобы ребенок шел куда надо маме и вообще шел по улице ногами — условно говоря, «договариваться».

То есть вы вышли на улицу, вязли ребенка на руки и определили вслух условие: «Несу тебя до того столбика (дорожки, горки), а дальше идешь ногами». Соответственно, после того, как дошли до столбика, дорожки, горки, надо все-таки добиться, чтобы какое-то расстояние ребенок прошел сам, а потом снова взять на руки с новым условием (донесу до лужи/магазина и пр). Чередовать передвижение на руках/ногами, постепенно увеличивая расстояние, пройденное ногами.

Смысл этого способа в том, чтобы способ передвижения и расстояние, пройденное на руках/ногами, определяла МАМА, а не ребенок. Разумеется, при этом мама учитывает возраст ребенка, его физическую форму, умение ходить, погоду и еще множество разных обстоятельств. Поэтому для годовалого ребенка соотношение на руках/ногами будет одно, для полуторалетнего — уже совсем другое, зимой в одном и том же возрасте пройденное ногами расстояние будет одним, летом — другим, и т.д.

Чем эти методы, на мой взгляд, лучше, чем всякие уговоры, заманивания, отвлечения («пойдем посмотрим на кошечку» и т.д.)?

Применяя их, мы не заставляем ребенка обманом или хитростью сделать, как нам нужно, а формируем у ребенка сознательное поведение. Дети в 1-1,5 года — вовсе не такие несмышленыши, как принято думать, они вполне сознательные существа, способные понимать и усваивать правила поведения и следовать им. Именно тут заключено основное отличие от «дрессуры», и в дальнейшем с такими детьми действительно легко гулять, обходясь без коляски или слинга. А вот отвлекать и обманывать с возрастом обычно получается все сложнее. Однажды вам все равно придется такое сознательное поведение формировать, и тут я придерживаюсь мнения, что «чем раньше — тем лучше». Мне кажется, что если у ребенка до 3-4 лет не было необходимости контролировать себя (его постоянно отвлекали или добивались от него нужного поведения хитростью), ему гораздо труднее сознательно соблюдать какие-то правила поведения

Если вы считаете, что дело того не стоит и проще посадить в слинг/коляску, чем прилагать усилия и «мучить ребенка» (ведь рано или поздно все равно научится ходить и следовать за мамой) — скорее всего, вы не считаете причины для обучения, с которых я начала, весомыми, и вам вообще не нужно читать этот пост (зачёркнуто) применять этих методов.

Статья в полном виде
http: // ru-fonategi.livejournal.com/92855.h tml


Анна
Анна
Челябинск
6191769

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Как выглядит поведение следования?
Мама с малышом выходят из дома и идут к какой-нибудь цели, например, в магазин за кефиром. Пока они идут, малыш неотступно следует за мамой, отдаляясь от нее не более чем на пару шагов («расстояние прыжка») или идет с ней за руку. Он не бежит за чем-то интересным в кустах, он может только на ходу что-то подхватить, но немедленно догоняет маму. Через некоторое время они делают привал, и вот тогда приходит время ребенка исследовать окружающую среду. Тогда он отходит от мамы и рассматривает все камешки, веточки, песочек, фантики и тот безумно привлекательный мусор, которого, к сожалению, мы никак не можем избежать в городе.Через некоторое время привал заканчивается, и мама с малышом снова продолжают путь до магазина. Ребенок, как и раньше, следует за мамой. Совершив покупки, на дороге обратно они опять могут сделать привал, дав ребенку поиграть и побегать в свое удовольствие.Это лишь пример. Понятно, что протяженность и маршрут прогулок могут быть разными, важно лишь то, что они состоят из отрезков, когда малыш следует за мамой, и отрезков, когда они устраивают привал. Чаще всего продолжительность ходьбы и привала – 10-20 минут, но, в принципе, протяженность не важна и зависит от выносливости ребенка, возможностей устроить привал, насколько интересно место привала и так далее. Кажется, что ребенок маленький, ему тяжело долго идти, но его выносливости хватит на полчаса-час ходьбы уже через пару месяцев после того, как он начал ходить.Как обучить поведению следования? Обучение следованию начинается как только ребенок начинает ходить на улице. Выходя на каждую прогулку, мама должна иметь цель – сходить в магазин, поликлинику, или посидеть на скамеечке у дальней детской площадки. Цель позволяет маме сфокусироваться на том, чтобы идти и не потакать желанию ребенка осмотреть каждую грязную бумажку. Это одно из проявлений ведущей роли матери. Ребенок при маме, идущей по делам, а не мама при ребенке. Поэтому перед выходом маме надо сформулировать самой для себя, куда они сегодня идут.Вот мама поставила ребенка на землю и он идет несколько шагов вслед за мамой, и тут его внимание привлек листик — и он разворачивается и делает шаг к нему. Мама тут же подхватывает малыша одной рукой под мышку и проносит несколько шагов. Если малыш опять пошел не туда, то подхватывает и проносит немного дольше.Это подхватывание не должно быть удобным для ребенка. Для него поза, когда его схватили под мышку — тоже самое как когда кошка берет за шкирку котенка. Это значит что он либо попал в опасность и мама его спасает, либо что он что-то сделал не так… Маме не надо ничего говорить, не нужно ругать ребенка, что он от нее уходит, или как-то выражать свое негативное отношение. Раз его так схватили, значит ребенок сразу получает сообщение, что так делать и идти в ту сторону не стоит. Слова тут могут лишь помешать.Для мамы важно помнить, что следование за мамой – это ответственность ребенка. В начале обучения, ей надо удерживать в голове мысль, что ребенок обязательно идет за ней, другого быть не может! Если мама только и ждет, что сейчас он от нее побежит, то ему ничего не останется делать, кроме как действительно побежать. Ведь ребенок стремится оправдывать ожидания родителей.Как правило, дети обучаются поведению следования в течение пяти-шести месяцев. Если у мамы в какой-то день нет возможности долго идти с ребенком, то она может просто посадить его в слинг или в коляску и побежать по своим делам. А обучение следованию отложить на следующий раз.Если ребенок вдруг побежал далеко от мамы, то маме лучше не самой бежать за ним, а попросить кого-нибудь из прохожих привести ребенка. При этом важно попросить, чтобы прохожий не был ласковым с ребенком, а суровым голосом сказал ему конкретную фразу, например: «А где твоя мама? далеко? Чудесно, значит я сейчас тебя схвачу!» Или «Ты что это так далеко от мамы ушел? Ну-ка быстро к маме, а то в мешок посажу и утащу с собой!»В разном возрасте ребенок следует за мамой на разном расстоянии. Эта безопасная дистанция определяется моторными возможностями ребенка, насколько быстро он может вернуться к маме. В среднем до 1.5 лет безопасная дистанция – 1.5 метра от мамы, после 2 лет — 2-2.5 метра, после 3х лет она может быть больше.

© Анна Еханина

Ещё про следование: ://community.livejournal.com/mamo_psih_nah/6745.htmlhttp://vokina.livejournal.com/38405.html

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Суть в том, что мама на улице должна не только гулять с ребенком и для ребенка, но и устраивать целевые походы (например, в магазин за хлебом и не только, также поход до детской площадки или до ближайшего парка/леса и т.д. могут быть целями, кроме того, можно выдумывать совершенно разные цели для ре, если хлеб, например, не нужен: можно пойти до того дома посмотреть/покормить голубей, дойти до того дерева — потрогать/поизучать ствол, до того куста — понюхать цветы и т.д.) Все цели ребенку озвучиваются, чтобы он понимал, что есть дела, которые надо сделать, потом гуляем. С ребенком, который еще только начинает ходить, все проще — вы ведете его за руку, он особо никуда не вырывается. Если устает, сажаете на бедро и несете некоторое время на ручках. При этом комментируете, что несете до того столба, а потом до той машины ре идет опять ножками и т.д. Хорошо, если столбов и машин много, вы не акцентируете внимание на конкретном столбе/машине, потому что вдруг ре сам пройдет больше, чем вы думали и дойдет ногами до дальней машины, а не ближней))) Самостоятельность надо поощрять))) Далее выполнили цели и идете обратно домой, или на детскую площадку, или в парк, где ребенку будет предоставлена относительная свобода действия.
Если ре уже бегает уверенно сам и не хочет идти за руку, то тут по дороге до цели надо стараться не допускать ситуации, когда ре отбегает от мамы более чем на 2 метра, чтобы мама могла, не подмочив своей репутации, сделав большой шаг в сторону ребенка, подхватить его на руки, а не бежать за ним. Сколько раз убегает, столько раз хватать и спокойно продолжать путь до цели, потом ставить на землю, если опять убегает, то хватать и идти дальше. При этом спокойно объяснять, что сейчас сделаете дело и пойдете играть, в лес, на площадку.На площадке, если ре склонен убегать далеко и надолго, я бы держалась недалеко от него как-бы невзначай, чтобы тоже можно было не гоняться за ним, если он побежал к дороге, а с минимальными телодвижениями взять его на руки.

Пожаловаться
Леночка Демочкина
Леночка Демочкина
Серпухов
Я полностью согласна со статей так как очень тяжело когда ребенок нп слушается и убегает, но допустим если брать в расчет тот факт если у мамы больное сердце? Мне лично очень тяжело носить ребенка на руках (( поэтому я на коляске



Пожаловаться
Светослава
Светослава
Велеслав
5 лет
Курск

Не получается у меня так. Сын бежит куда хочет. Руку вырывает у меня почти всегда. Приходится либо тащить за руку, либо нести.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Тут рекомендуют с года начинать. А может, темперамент такой у ребёнка… ничего не сделаешь. Я не обучала следованию, поэтому тоже есть сложности, иногда ручку вырывает, приходится тоже или договариваться или тащить

Пожаловаться
МилаяСусля
МилаяСусля
Милад
10 лет
Рада
5 лет
Нижний Новгород

У нас так и было

Пожаловаться
ЮльчаТян
ЮльчаТян
Москва

Отличная статья на мой взгляд)) Некоторыми приёмами до сих пор пользуюсь, когда малая включает свои «не хочу, не буду»))

Пожаловаться
Катерина
Катерина
Игорь
10 лет
Краснодар
Прям целая инструкция))

У меня с Мирой не очень получилось в свое время ходить, куда надо мне. У нас постоянно было 1 шаг вперед, 2 назад. То цветочек, то палочка, то грибочек и т.д. и т.п. А Игоря муж «приучил»: прям брал его в 1,5 года, и они ходили в магазин (1 км туда и 1 обратно). С тех пор он за ручку отлично ходил и ходит, даже не останавливается. Вот пришли до дет.площадки, тогда все, помчался по своим делам.




Пожаловаться
Giraffe Lee
Giraffe Lee
Зеленоград

читала нечто подобное давненько и на дочке практиковала) очень полезно и ребенок нормально себя на улице ведет. есть только одно но: мы фактически в сельской местности живем и тут не так много опасностей, как в городе. не уверена, что я рискнула бы этот метод практиковать в городе, где полно машин и даже во дворах порой гоняют как умалишенные...

Пожаловаться
irinkus
irinkus
Катюшка
4 года
Барнаул
Ну кстати не сложно и действенно… попробовали… Буду продолжать
Пожаловаться
Ольга Артамонова
Ольга Артамонова
Жуковский

Интересно, не знала)

Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Батуми

Я часто на коляске вожу, не любит Соня ходить, вернее, не приучила я ее...

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Мы тоже поздно от коляски отказались — тоже в 2,3 где-то. Хотя можно было и раньше, я всё не решалась, мне было так проще, а по-другому как — не знала

Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Батуми
Анна 
Анна, как это у вас произошло, прошло?)
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Анастасия 

Дело было весной, уже не было этого неповоротоивого зимнего пуховика, в котором Алёне трудновато было передвигаться, обувь опять же, более лёгкая. Мы ездили на коляске на площадку — 15-20 мин езды. Один раз по пути с нами шла знакомая с дочкой, чуть постарше моей, ПЕШКОМ без коляски, ещё мама сказала, что она с 1,5 так ходит. Я так удивилась)) в след раз уже шли туда без коляски) поначалу просилась на ручки, я брала и так же, как тут описано, говорила, что вон до того столба донесу, а потом — сама, ножками. Больше мы коляску с собой не брали)) Я говорю, надо было давно уже так попробовать сделать, а я боялась

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Анастасия 

Мне ещё вот эти советы частично помогли, тут типа отвлекалок
Как заинтересовать ходьбой трехлетку (двухлетку)

https://www.baby.ru/blogs/post/471524290-181805786/

Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Батуми
Анна 
Благодарю! Попробуем)
Пожаловаться
Ирина Ганина
Ирина Ганина
Курск

очень полезная тема, лайк)

Пожаловаться
СлавыМать
СлавыМать
Москва

полезная статья!