Исполнение 5 лет моей принцессы ждали с нетерпением и вот мы этого дождались. Многие мамы к этому моменту " пытаются" научить ребенка читать, вот и я задалась вопросом — можно ли в этом возрасте начать вступать во взрослую читающую самостоятельно жизнь? Не тороплюсь ли я и . Что же я нашла по этому поводу в интернете и печатной литературе?
Возраст 5 лет психологи называют старшим дошкольным возрастом и советуют родителям, прежде всего, обращать внимание на интеллектуальное развитие пятилетнего ребёнка, его познавательные способности и коммуникационные навыки, ведь совсем скоро малышу предстоит одно из важнейших испытаний в жизни – поступление в школу.
Умственное развитие
В пять лет ребёнок делает большой прорыв в своём умственном развитии. Это важный период подготовки к школе и к требованиям, которые она предъявляет к ребёнку. Интеллектуальное развитие пятилетних детей выходит на первый план и требует постоянных занятий и совершенствования познаний в различных областях.
Математика
В возрасте пяти лет ребёнок должен: знать цифры до 10;
пользоваться в речи числительными (порядковыми и количественными);
сравнивать в пределах 10 расположенные рядом числа;
ориентироваться по листу бумаги;
описывать словами местоположение определённого предмета по его отношению к другим предметам и к себе;
знать все основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал, ромб, прямоугольник);
знать арифметические знаки и как ими пользоваться.
С первым пунктом я бы поспорила — мы считаем до 30 спокойно, знаем цифры до 100, остальные пункты без претензий вполне для пятилетки нормально, я б даже сказала занижена планка (можно и больше)
Развитие речи
В норме ребёнок пяти лет должен:
членораздельно и правильно произносить все звуки;
говорить выразительно и не спеша; составлять рассказ,
исходя из собственных воспоминаний и опыта;
составлять по рисунку рассказ из 5-6 предложений; запоминать считалочки;
узнавать хотя бы половину букв алфавита;
пользоваться прошедшим, настоящим и будущим временем.
Все звуки мы не говорим,
Окружающий мир
В этом возрасте ребёнок должен:
знать собственные имя и фамилию,
имена, фамилии и отчества родителей и близких людей из своего окружения;
знать, какого он пола;
знать название свой страны, города и свой личный домашний адрес;
знать свой возраст;
знать возраст родителей;
знать названия всех основных профессий и их отличительные особенности;
знать, кем работают родители;
знать главные правила дорожного движения;
называть группу предметов одним обобщающим словом;
знать и называть последовательность времён года;
знать и называть месяцы;
знать и называть последовательность времени суток;
знать и называть последовательность дней недели;
понимать, что значит живая и неживая природа.
Тут вот над некоторыми пунктами стоит потрудиться
Психическое развитие
К пяти годам малыш взрослеет на ваших глазах. Теперь он всё чаще контролирует собственное поведение, согласно усвоенным правилам и нормам. Он может самостоятельно отличить хороший поступок от плохого, проявляет чувство справедливости и сострадания. В этом возрасте он задаёт вполне взрослые, серьёзные вопросы. Например, о смерти. Ребёнок начинает беспокоиться обо всём живом, что его окружает, жалеет одиноких людей и оставленных животных. Очень часто пятилетние малыши приносят домой бездомных котят и щенков. Они боятся любого проявления смерти и пытаются помочь тем, кому могут. Именно так у пятилетних малышей, как утверждают психологи, проявляется чувство одиночества и опасение конца своей собственной жизни и жизни окружающих.Продолжают развиваться и основные психические функции ребёнка.
Внимание
В 5 лет ребёнок должен: удерживать одновременно в поле зрения не менее 6-7 предметов; самостоятельно выполнять задание по предложенному взрослым примеру; самостоятельно находить 4-5 пар одинаковых предметов; выполнять, не отвлекаясь, определённые задания в течение 10-12 минут; находить не менее 7-8 отличий между предложенными предметами; самостоятельно складывать картинки, пазлы или открытки, разрезанные как минимум на 9 частей; по образцу собирать из конструктора любую конструкцию или фигуру.
Мышление
В 5 лет ребёнок должен уметь:
самостоятельно определять последовательность событий;
находить среди предложенных четырёх предметов один лишний и пояснять свой выбор; подбирать слова-синонимы и слова-антонимы;
находить и пояснять несоответствия на картинках;
находить и пояснять отличия между явлениями и предметами;
решать предложенные логические задачи и отвечать на замысловатые вопросы.
Память
В 5 лет ребёнок должен уметь:
запомнить 6-8 рисунков за определённое количество времени (от 1 до 2 минут); пересказывать близко к содержанию небольшой рассказ;
знать и рассказывать наизусть несколько стихов;
сравнивать по памяти два различных изображения.
С памятью у нас и воображение, и вниманием все отлично. Память стараемся развивать и развивать как зрительную так и на слух простейшими карточками с рисунками и стишками 🤓. Тут нам нет равных ))).
Навыки самообслуживания
Пятилетний ребёнок – достаточно самостоятельный маленький человек, способный самостоятельно одеваться и обуваться, причёсываться, чистить зубы и умываться. Кроме того, он должен приучаться к дисциплине и выполнению несложных поручений по содержанию в порядке своих вещей и комнаты.Так, в возрасте пяти лет ребёнок может самостоятельно убирать свою постель, содержать в порядке свои игрушки – складывать их после игры и даже вытирать пыль на полках, где они стоят. Способен пятилетний малыш и оказать посильную помощь по дому: полить цветы, вымыть подставки из-под цветочных горшков, протереть пыль в квартире и даже пропылесосить или подмести пол. С особым удовольствием пятилетние малыши помогают взрослым в сервировке стола, приготовлении блюд и украшении дома к празднику.
Что лично я вынесла из кучи прочитанного: нам есть, что развивать и к чему стремиться, столько всего интересного и не изученного для «пятилеточки»моей и уметь читать на данном этапе не к чему. Кроме того, конечно я интересовалась и другим вопросом — " Можно ли учить ребенка читать, если не все звуки поставлены верно ?", ответ — конечно же — «нет », научить гораздо проще чем потом переучивать. Спешить в данном вопросе не стоит, осваивать все нужно согласно возрасту, психическому и физическому развитию ребенка. Развивайте речь и увеличивайте словарный запас, развивайте память, творчество и не стандартное мышление, скоро это все вам пригодиться и вашему любимому ребенку .👨👩👧👧
Спасибо, хорошая статья, очень для нас актуальна. Мы тоже пытаемся научить читать, а она еще на все звуки правильно произносит, все буквы которые твнрдыми должны быть-у нее мягкие, "р" через раз выговаривает… вы меня прям вовремя тормознули)
с 5 лет обязательно логопед, если есть проблемы… я пыталась сама с ней заниматься ставить звуки, но она оказалась, а с педагогом занимается с удовольствием… Главное как раз результат ) у на с тоже сонорные звуки и шипящие не во всех словах правильные (
А вы куда ходите к логопеду?
Я как вспомню логопеда в детстве который был, до сих пор в ужасе… и не понимала зачем мне туда, мне лет 10 было, звуки все произносила, отправил стоматолог-ортодонт из за неправильного прикуса… так как она "гавкала" на меня, до сих пор помню, пару раз сходили, мама с ней из за этого поругалась и не пошли больше… поэтому слово "логопед" для меня очень неприятное)))
при садике у нас платный логопед занимается, индивидуально с каждым ребенком, очень кстати хорошо что не групповые занятия, целый час только академический, только с мое принцессой… Даже рисуют в конце занятия, что моя доча вообще обожает )
300 руб/час с нас берут, т.к часть она отдает саду… логопед очень хороший .
У нас в саду нет логопеда, а рядом развивающий центр там платно 400р/час, все решиться не могу, вдруг такая же попадется как мне когда то, потом ребенка никакими конфетами не затащишь на занятия..
ужас… но есть же те кто работаю по призванию, а не по принуждению… я искала логопеда долго с прошлого года… у всех все выспрашивала ))) вот и нашла по отзывам в нашем саду, поспрашивала, пообщалась с нй сперва, спросила мнение наших педагогов о ней и т.д. кому попало я на час свою принцессу не доверю не за что, тем более если ее не устроит, что — то она не будет ничего делать… мы с характером .
попробуйте поговорить с педагогом сами для начала… еще там надо будет купить папку тетрадки карандаши и т.д. я специально покупала папку с принцессами, чтоб дочи понравилось рассказывала ей, что зачем и почему и т.д. Вообщем — то мы относимся насторожено ко всему новому, поэтому неделя подготовка к новому человеку… не попробуешь не узнаешь, так сказать… логопед в поликлинике мне не понравилась — даже на приеме — ради печати в карте дочь с ней на контакт пошла с трудом ...