УРА! Моя дочка 3 дня назад стала читать! Знает пока 11 букв (из них 4 гласных), читает с ними слова, правда иногда требуется небольшая помощь…
Итак,
1) Если Вы решили учить своего ребенка читать, то на это должны быть объективные причины (я говорю о раннем и младшем дошкольном возрасте):
-ребенок САМ проявляет инициативу – интересуется буквами, просит, чтобы научили его читать...
-ребенок с речевыми проблемами (неговорящие дети) – в этом случае чтение не является самоцелью. Оно требуется для того, чтобы простимулировать ребенка произносить звуки, которые подкреплены их зрительным образом (буквой). Так, в совокупности с другими логопедическими мероприятиями, мы «вытягиваем» речь малыша.
2) Не настаивайте на чтении, если видите, что ребенку это занятие в тягость. Предложите поиграть, уточните хочет ли он учиться читать… На начальном этапе читайте всегда вместе, хором, не мучайте вопросами «какая это буква?», подскажите тут же сами. В противном случает может сформироваться стойкий негативизм к подобным занятиям. А ребенок все равно будет запоминать, даже если произносит буквы, слоги, слова вместе с Вами.
3) Лучше если вы сами будете писать буквы, слоги, слова. Заведите для этого специальную тетрадочку (где нельзя будет просто так порисовать). В тетради к написанным и прочитанным словам можно рисовать маленькие рисунки, это заинтересовывает ребенка, улучшает процесс понимания слов.
4) Для обучения чтению испоьзуйте 3 цветных карандаша (красный для гласных, синий – твердые согласные и твердый знак, зеленый – мягкие согласные и мягкий знак).
Гласные буквы:А О У Ы Э
Я Ё Ю И Е
А О У Ы Э указывают на то, что впереди стоит твёрдый согласный звук, который обозначается синим цветом.
Я Ё Ю И Е указывают на то, что впереди стоит мягкий звук, который обозначается зелёным цветом.
Разные цвета нужны для того, чтобы формировать у ребенка навыки звукового анализа и синтеза (в школе это ему очень пригодится). Также для развития речевого слуха можно использовать игры, в которых учим ребенка различать на слух твердые звуки («папы») и мягкие («сыночки»), звонкие (произносим с голосом) и глухие (шёпотом).
5) Первыми я даю две гласные буквы (А О), потом У, Ы
Далее согласные М, К, П, Л, С, Б, З. В основе обучения чтению – не буква, а звук. Называем букву не ЭМ, а «М». Поэтому если у Вас есть «говорящая азбука», и вы все же уверены, что хотите учить ребенка читать, её надо убрать до того момента пока малыш не научится. Последовательность введения согласных зависит от того насколько «чисто» ребенок произносит тот или иной звук. Например, если у малыша нет еще звука «Л» или он его заменяет – давать букву Л не следует, чтобы не закреплять неправильное произношение.
В возрасте 3 лет многие звуки ещё отсутствуют и заменяются более лёгкими для произнесения. Так, шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) нередко заменяются мягкими свистящими звуками сяпка (шапка), зюк (жук), сенок (щенок), цяйник (чайник), иногда вместо звука «ч» ребёнок может произнести звук «ть»; тясы (часы). Твёрдые свистящие заменяются мягкими (сянки вместо санки), согласные «р», «рь», «л» отсутствуют или заменяются звуками «ль», «й»: ыба (рыба), гия (гиря), двель (дверь).
6) Уже зная нескольно букв, Ваш малыш может читать слова (пусть даже и хором с мамой или папой). Можно предложить ребенку следующее задание (прочитай слово – подбери соответствующую картинку):
Удачи Вам и Вашим деткам!!! Если есть вопросы – задавайте, постараюсь ответить!