1. знает цифры от 1 до 10 и больше,
2. умеет показывать графическое изображение каждой цифры(1,0,3,4)
3.считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;
4. некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;
5. знает простые и сложные геометрические фигуры,
6. рисует их,
7. самостоятельно делит на несколько равных частей;
8. хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных,
9. написать самостоятельно;
10. некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;
11.знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;
12. знает дни недели,
13. название месяцев и времен года,
14. название пальцев, но не всегда по порядку их называет;
15. решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;
16. собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;
17. умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.
Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.
Концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;
18. удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;
19. может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;
20. находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;
21. легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их
22. пересказывает содержание сюжетных картинок;
23. запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;
24. быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.
25. Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять [р].
В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.
26. Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.
27. Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию.
28.С выражением рассказывает стихотворение.
29.Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.
30. Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия.
Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.
31. Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.
32. Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.
33.Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.
34. Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.
35. он уверенно и правильно держит ручку, карандаш и кисточку, контролирует силу нажатия на них;
36. раскрашивает рисунки, не выходя за контур;
37. рисует по клеточкам буквы или фигуры по образцу;
38. лепит из пластилина мелкие детали;
39. завязывает и развязывает узлы на шнуре.
40. проснувшись утром, идет умываться и чистить зубы, те же процедуры проводит и перед сном;
41. возвращаясь с улицы, снимает обувь и верхнюю одежду;
42. моет руки перед едой;
43. пользуется всеми столовыми приборами, в том числе и ножом, разрезая еду на небольшие кусочки;
44. купается самостоятельно, тщательно натирая все части тела мочалкой
В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.