Юлия Павлюченкова – мама четверых кровных и семерых приемных детей. Она не только успевает воспитывать их вместе с мужем Николаем Казаковым, но и активно участвует в общественной жизни.Юлия – президент Национального Антинаркотического Союза, председатель Правления православного благотворительного фонда «Хочу Верить» осуществляющего миссию по поддержке православия в Республике Абхазия, кандидат политических наук, автор и ведущая программ на православной радиостанции «Радонеж». Чтобы все успевать и поддерживать гармоничные отношения в семье, без каких-то «секретов» воспитания не обойтись.
Система баллов
Мы подсмотрели ее у разных психологов. Суть системы в том что, если ребенок сам, без напоминаний, заправляет постель, чистит зубы, умывается, чистит обувь и аккуратно складывает свои вещи после школы, то ему начисляются баллы. И за эти баллы можно приобрести дополнительные привилегии в виде похода в кино, в аквапарк, поехать покататься зимой на горку снежную, посмотреть дополнительно фильмы, поиграть в стратегии компьютере.
Питание
У нас в этом смысле, как в армии. Нет такого понятия как нравится/не нравится, хочу это/не хочу это. То есть, может, дети и думают подобное, но, как и взрослые, едят то, что поставлено на столе. Этому всегда удивляются в детских садиках и школах: «Как это ваши дети едят рыбу?!». Мы пытаемся транслировать бережное отношение к еде, к её приготовлению и говорим: «То, что Господь дал, то и ешьте». Если ребёнок есть не хочет, капризничает, у нас это решается просто: «Не хочешь есть – не ешь. До следующего приёма пищи ты свободен».
Мы очень ответственно относимся к здоровью, к питанию, к качеству жизни и транслируем это собственным детям. Если они где- то видят рекламу йогуртов, чипсов, сухариков, то начинают: «Ой, сухарики! Ой, чипсы!» В такой ситуации мы начинаем рассказывать о влиянии геномодефицированной сои, пищевых добавок. Мы это делаем уже много лет, говорим о правильности питания, о том, какую еду надо, какую нельзя. Первое время я не понимала, для чего все это говорю, ведь реакция на чипсы и прочее по-прежнему была восторженной. Спустя несколько лет я увидела, как они эту же информацию, которую я им продолжала транслировать, рассказывают другим детям, – почему нельзя есть сухарики, почему нельзя есть чипсы, почему нельзя пить газировку. Меня это порадовало, потому что со временем у детей выработалась позиция, и очень надеюсь, что это перекочует уже в их семьи.
Про кружки
Не знаю, наследие ли это моего детства, или просто такое восприятие жизни, но я убеждена, что всем нужно заниматься спортом. Кроме того, по моему мнению, девочки должны петь, заниматься хореографией. Последнее нужно для пластики, для осанки, для походки. Плюс мальчики должны заниматься силовыми видами спорта. В нашей истории семьи это борьба. Занятия борьбой дают мальчикам координацию, воспитывает их дух, укрепляет их силу воли, учит их быть более стойкими, более крепкими. И ещё все наши дети занимаются рисованием.
Про дежурство
У каждого ребенка на неделе есть свой день дежурства. Сюда входит сюда и мытьё посуды, и уборка, и уборка со стола, помощь младшему в одевании, уборка кроватей. Если что-то не убрано, мы знаем, с кого спрашивать, чья эта сфера ответственности в конкретный день.
Все дети – разные. Серёжа, например, вообще не может играть с игрушками, всё, что попадает в его руки, ломается через 10-15 минут поле начала игр и больше восстановлению не подлежит. Девочки играют вместе, у них обычные ролевые игры, дочки-матери, например. Коле проще не играть, а изучать жизнь растений, жизнь бабочек, жизнь куколок, жизнь жуков, поймать кого-нибудь, посадить в банки.
Мы не считаем себе, право влезать в эту внутреннюю жизнь ребёнка и заставлять их играть в те или иные игры. Потому покупаем подарки, которые соответствуют интересам ребёнка. Это либо научные эксперименты, либо простейшие самолёты, машинки, которых не жалко, что они в течение десяти минут будут разбиты.
Я убеждена и считаю, что у детей должно быть то самое личное пространство, уединение с живой природой, возможность пойти, побегать, походить, повозиться палочкой в земле, выкопать там что-нибудь, посмотреть, как всё растёт, как течёт вода, как бежит ручей, намочить при этом ноги. Мы к этому относимся очень спокойно, видимо, потому мы живём на природе, в своем доме. Именно через общение с природой, участие в её жизни и осознание себя как её части ребёнок развивается и понимает своё место, предназначение себя как человека.
Про воспитание в православии
За мой родительский период у меня были самые разные эксперименты. Начиная от принуждений и ежедневных долгих утренних и вечерних молитв, хождения по несколько раз в неделю на всенощные и литургии до полного спокойствия в этом вопросе даже в случае сильного сопротивления ребёнка. На сегодняшний день я пришла к выводу, что принудительно воспитать ребёнка в православной вере нереально. Если заставлять, вырастет отступник, может быть такой, как те, что когда-то в семнадцатых годах двадцатого века рушили храмы, убивали священников. С другой стороны, если никак не влиять на воспитание ребёнка в вере, то эта вера у него вдруг не появится. И ничего лучше собственного примера и примера моих знакомых я не нашла. Вокруг нас сложилась такая среда, в которой люди спокойно разговаривают на православные темы, жизнь их подстроена под православный календарь, они живут согласно праздникам, постам, каким-то событиям Русской Православной Церкви, а главное – участвуют в церковных таинствах и стараются все свои поступки выстраивать так, чтобы они не противоречили вере. Дети смотрят на это, смотрят на нас и такая жизнь становится для них естественной.
И ещё я заметила, что большое значение имеет личность приходского священника, личности друзей священнослужителей или монашествующих. Так как в нашей семье часто бывают самые разные гости, и мы ездим в разные монастыри, то для детей, разные встречи имеют серьёзное значение. Они с любовью вспоминают о них или переживают, если у этих людей произошли какие-то сложные события. Дети часто задают им очень глубокие вопросы о взаимоотношении с Богом.
Про нравственность
Буквально каждый день у друзей, знакомых, товарищей, соседей происходят какие-то события, о которых тоже могут услышать дети. Например, Маша не пришла ночевать, Петя привёл девушку. Мне кажется, крайне важным транслировать свои позиции в отношении этого. У нас старшие парни могли сказать «Мам, а можно мы туда-то едем, мы с собой Настю возьмём». На что я в присутствие младших очень ясно и очень чётко озвучивала собственную позицию, о том, что домой можно привести жену, и ночевать у тебя может только жена, поэтому мальчики, будьте добры, имейте это в виду.
Очень похожий диалог ведётся и с девочками, например: «Я вырасту, познакомлюсь с парнем, и у нас будет любовь». Начинаем разговор про этапы любви, про влюблённость, про испытание в понимании, твой ли это человек, про благословение духовника, родителей, про замужество, венчания, а дальше уже про семейную жизнь, появление детей.
На мой взгляд, очень важна чёткая трансляция собственной позиции, даже когда ты говоришь о ней соседке и думаешь, что тебя никто не слышит. Может оказаться так, что именно этот разговор будет услышан, и он ляжет в основу выводов, которые делают твои дети.
Про смерть
На мой взгляд, в разговорах с детьми, в разговорах о Боге, в разговорах о человеческой жизни должны присутствовать разговоры о смерти. Когда умирала одна бабушка, умирала другая бабушка, умирали знакомые, родственники, мы сначала думали оградить детей, но потом поняли, что это будет очень неправильная позиция. Мы говорили о том, что человек живёт определённое количество лет, и что раньше люди жили дольше, читали выдержки из Ветхого Завета, о том, что жили и по восемьсот и по шестьсот, и по четыреста лет. Смерть знакомых или родных – это повод поговорить о грехе, о человеке, о готовности умереть, рассказать о загробной жизни, о том, что есть в традиции Церкви. На мой взгляд, эту тему надо перестать табуировать.
СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ ОТ МАМЫ 11 ДЕТЕЙ, КОТОРАЯ ВСЁ УСПЕВАЕТ
Комментарии
Актуальные посты
Впервые ребенок переживает смерть во время рождения (если роды естественные). Но это бессознательное. А сознательно, или может осознать ее после 9 лет. Т.е. не стоит более младших привлекать в обсуждение данной темы, именно как смерти, а не сказочного представления о душах, ангелах или звездах.
Детей надо баловать, даже той же газировкой. Хотя бы иногда. Ведь мы не знаем, что уготовит им судьба и какой будет их жизнь. Детство должно быть самым безмятежным воспоминанием...
А потом после такого «балования» вырастают люди с отсутствием культуры питания, которых сейчас большинство. А потом удивляемся откуда берутся болезни. Поверьте, если приучить ребенка к газировке, чипсам и подобной гадости (достаточно просто разрешить им это время от времени употреблять), то когда он будет иметь возможность сам выбирать, что есть, он выберет эту гадость, а не нормальную еду, за счет того, что в та кие продукты добавляют определенные химические вещества, вызывающие зависимость. Конечно это может случится с человеком, которого с детства приучали к здоровому питанию, но с меньшей вероятностью и совесть родителей в этом случае будет чиста — они сделали все необходимое для привтия хороших привычек в питании.
У нас в семье готовится каждый день завтрак, обед и ужин. Причем из деревенских свежих продуктов. И дети едят все действительно экологически чистое, потому то мы живем в чистой Сибири. И стряпается все своими руками из домашнего молока, масла и яиц. Но иногда детей можно побаловать. Никто не говорит о том, что я не приучаю своих детей к здоровому питанию. Это все впитывается с детства, каждодневно, когда ребенок видит из чего я готовлю и где эти продукты были взяты. Зависимость к химозным продуктам может развиться в любом возрасте. Мой муж вырос в деревне на собственых продуктах питания. Но после учебы в институте подсел на китайскую лапшу. После 12 лет жизни со мной, лапшу вообще в рот не берет. Потому что все именно ГОТОВИТСЯ. Так что… )))
Ну балуйте их чем-нибудь полезным. Зачем газировку-то? Это же дикость какая-то давать такую дрянь химическую ребенку?
Абсолютно согласна.
Можно самим сделать полезные и вкуснющие конфеты, печенье. Да тот же самый лимонад! 5 минут и готово. Но баловать настолько вредным-то зачем?
Ребенок привыкнет к таким поощрениям. И во взрослой жизни точно так же будет баловать себя. А потом и своих детей.
Газировка газировке рознь. Вот кока-кола -это да та еще химия, а вот Аяновская — это просто сахар и газы.
мда, навязывать веру…
А как можно вырастить одного-двух детей не эгоистами? Это по-моему бОльшая проблема современного общества, чем то, о чем вы писали. Многодетная семья — самое гармоничная среда для развития ребенка. Так задумала природа. Детский сад с 20-30 ровесниками — это не естественно, так как в семье не может быть такое количество детей одного возраста, и там уж точно ваш ребенок любви и ласки не получит. Насчет еды, у нас только двое пока, но правила те же, не ешь то, что приготовлено — ходи голодным. А как иначе? Дети ведь на шею сядут и будут отказываться от нормальной еды в пользу булок и сладостей. Таким образом мои дети приучаются есть все, у них нет проблем с аппетитом. Ольга, у вас один годовалый малыш, вам все это еще предстоит пройти. У меня в год старшей дочки тоже была абсолютно незрелая позиция материнства, и сейчас она недостаточно зрелая, так как я имею всего двоих детей. поэтому и стараюсь учится у таких матерей, как героиня этой статьи.
У каждого свои ценности. Для кого важно, чтоб свои дети были хорошо одеты-обуты, имели все самое лучшее в материальном плане, а для кого-то дать заботу и любовь не только своим, но и тем, кого жизнь обидела и это несомненно героические люди! А риски есть всегда, в первом случае, что воспитают эгоистов, а во втором, что дети будут обделены чем-то. Но внутренне они несомненно будут богаче нас с вами, которым наши родители старались дать все. И у них наверняка не возникнет таких вопросов, какие возникают у вас! Кстати, многодетные семьи тоже бывают разные. Мы общаемся с семьей в которой сейчас 5 детей, но они планируют 9. Они объездили пол мира: по полгода жили в Индии, Непале, каждое лето проводят в горном Алтае, где у них свой домик на природе. Старшие девочки ходят в кучу кружков (все успевают, потому что на семейном обучении), дети очень развитые, родители замечательные. Одно удовольствие с ними общаться, чего не скажешь о многих других, которые имеют одного ребенка, сдали его в сад и все равно вечно раздражены и недовольны, ребенок их «достает», «выносит мозг», «мешает» и т.д.
И еще: я не вижу ничего плохого в том, чтоб «впахивать» в огороде. Лентяями точно не вырастут. Над нами мама тряслась как курочка, ни к чему не приучала. Теперь ой как тяжело взрослая жизнь дается. Это у меня еще огорода нет, только дети и квартира. Я бы с удовольствием росла в деревенской многодетной, работящей семье, а не в рафинированном городском мире, привыкая, что все дается тебе просто так и все за тебя делается. Это считается теперь нормой жизни, но ведь еще 100 лет назад было по другому! Дети с раннего возраста приучались к труду и общество было более здоровым, чем сейчас: сплошные бездельники, алкоголики, нанаркоманы.
Начало хорошее, а православное воспитание — не для каждого. Мы с мужем — атеисты. Что ж теперь, хороших детей у нас не будет?
так смысл не в том, что бы воспитывать конкретно в православии, а что бы была четкая система ценностей, мировоззрения, жизненная позиция. у вас, как у атеистов, может быть своя «религия», сформированная на четких принципах и алгоритмах. Одно ясно, это должна быть четкая система.
По моему об этом в статье ни слова не было сказано. Вы сами почему-то делаете такие странные выводы.
Ну все верно)
По большей части со всем согласна. Добавляют в закладки. Только про то что люди по восемьсот лет жили — бред какой то.
Не верю
Если бы вы были более гоамотны в данном вопросе, то знали бы что те 800 лет, это вовсе не наши 800 лет… и какое время оно занимало переведя на наше время мы не знаем… не знаем в чем оно мерилось.
Так же как и не можем знать многого из прошлого!, так что не надо на меня вешать ярлыки не грамотного человека. Вы меня не знаете и ваше утверждение как минимум не уместно.
Я на вас ничего не вешаю. Просто, как раз, в данном вопросе неуместно говорить вам о том о чем не знаете. Вы читали Библию, Закон Божий? Я читала и знаю. Смысла спорить с вами не вижу. Всего хорошего!
Я с вами и не спорила, а сделала замечание. Вы написали что я не грамотна в данном вопросе, я ответила. И если вы такая уж грамотная, то должны знать 9ю заповедь закона божия: не произноси на другого ложного свидетельства.
А в данной ситуации вы так и поступили.