Почему детям полезно рисование? М. Озерова

Автор — Марина Озерова (магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков)

Хочу немного поговорить о необходимости рисования для детей. Да, именно необходимости :) как одном из факторов творческого развития и развития образного мышления.

Почему-то распространено мнение, что детское рисование обязательно должно привести к профессии художника. И если ребенок не научится рисовать академические рисунки в жанре советского реализма (чтоб родителям было «похоже»), то нечего и браться. Во-первых, представление о творчестве и его необходимости для ребенка очень сильно отличаются от этого стереотипа. Во-вторых, каждый человек от рождения обладает способностью к творчеству — абсолютно КАЖДЫЙ. Просто у тех взрослых, которые утверждают, что у них «нет никаких талантов» эти способности успешно заглушило окружение или же они сделали это самостоятельно. У кого-то меньше способностей, у кого-то больше — но они есть у всех. Бывает и так, что человек с малыми возможностями «выжимает» из своих ресурсов максимум и достигает гораздо больше того, который от природы уникально одарен разными талантами, но все их «закопал».

Итак, к творчеству есть склонность абсолютно у всех детей. И все дети пытаются как-то рисовать (я любые каляки и черточки называю «рисовать», а не только академический рисунок). Но далеко не все с этого одинакового старта потом доходят до умения генерировать образы и выражать через образы себя и свое отношение к миру.

Очень большой процент именно из-за стереотипа, что творчество это обязательно писать маслом пейзаж на холсте или играть на скрипке в филармонии. Но ведь это не цель, цель — развитие креативности. Творческое мышление очень помогает быть вариативным везде — не только на работе, но и в семейной жизни, воспитании детей, в любой сфере!

Также большой процент людей оставляет всякие попытки занятия творчеством только по одной грустной причине — не видит поддержки. Многие родители считают, что для того, чтобы дети занимались рисованием, родители сами должны быть, как минимум, художниками. Но это совсем не так. Я не говорю, что все обязаны любить именно рисовать. Возможно, мама самозабвенно вяжет, или занимается органической химией, или увлекается французской литературой, или учит греческий, или бегает на роликах. Главное, чтобы у нее был способ самовыражения и какое-то любимое дело.

Есть несколько «уровней сложности» поддержки детского рисования:
1. просто не мешать :)
каждый ребенок в раннем детстве пытается как-то калякать. ему нужно просто не запрещать этого, а давать материалы и позитивно реагировать на его «непохожее» творчество. и ему совсем не нужно для этого видеть «рисующую маму» — для ребенка это естественное дело, его не нужно этому специально «учить», он просто экспериментирует.

2. поощрять зарисовывать впечатления.
«Смотри, какой сильный дождь пошел! Хочешь его нарисовать?» — для этого опять же необязательно сидеть рисовать самим и вообще уметь это делать.

3. поощрять творчество для других.
«скоро у бабушки день рожденья. Можешь нарисовать ей рисунок?» — это также можно делать без всяких собственных творческих занятий.

4. давать ребенку идеи — мастер-классы из интернета, из журналов, и т.п. для этого достаточно ее просто озвучить, а не исполнять самому.

5. заниматься вместе, делать совместные проекты — вот тут нужно участие родителей, но еще НЕ НУЖНЫ собственные творческие способности. Достаточно попробовать побыть на позиции ребенка и тоже «поиграть в краски». Сделать вместе кляксы, смешивание цветов, отпечатки ладошек — можно не быть художником для этого.

6. заниматься вместе, обучая ребенка — вот только здесь, на последнем «уровне сложности», от родителя требуются собственные «умения рисовать». Но почему многие хотят видеть только этот уровень, и не хотят видеть остальные пять? А ведь они оказывают не меньшую поддержку! более того, без собственных экспериментов ребенка это обучение будет не творчеством, а передачей готовых шаблонов.

Но самая хорошая новость для тех, кто «не умеет рисовать» — этот последний пункт поддержки творчества ребенка вовсе необязатален! Вот как раз всяким техникам и приемам ребенок может научиться у кого угодно и где угодно, если у него софрмированы потребности к творчеству, а уж это идет из семьи.

Важно, чтобы творчество оставляло ребенку свободу — придумывать самому, искать новые материалы и средства, экспериментировать. А не было обязаловкой «по программе» — ребенок должен нарисовать каждый день три картинки, иначе он не развивается! Может быть, он несколько месяцев не будет трогать краски. Может быть, он любит не общепринятые художественные средства (мелки-карандаши-краски), а «свои» — песок, палочки, что угодно. Главное, чтобы он сам придумывал свои образы, а не получал от мамы готовые или раскрашивал раскраски.

Получаю комментарии, что «ребенок не рисует, потому что я не люблю рисовать, и не считаю нужным заниматься нелюбимым делом». Я согласна, что ничего нельзя делать через силу с отвращением, тем более — для ребенка. Но здесь очень большой вопрос — ВСЁ ЛИ в жизни нам возможно делать совершенно без усилий? Или где-то, в другой сфере, не для ребенка, мы умеем прикладывать усилия, а для него — нет? Простой пример: мама-интроверт, и у нее в семье не было принято делиться своими переживаниями, она не привыкла рассказывать родителям и в семье о себе. И она не говорит «по душам» со своим ребенком — ведь это ей тяжело, зачем же прикладывать усилия, насиловать себя? Но вот наступает подростковый возраст, и маме хочется узнавать все от ребенка, а не учителей или от инспектора по делам несовершеннолетних, например. Но откуда ребенок вдруг начнет делиться своим сокровенным, если мама его никогда не открывалась сама?

Поэтому, когда не хочется прикладывать усилия, нужно задать себе вопрос: что лучше — посидеть тихо в своей зоне комфорта, или сделать усилие над собой, потому что результат все-таки стоит того? И невозможно лелеять свои неразрешенные детские комплексы, и при этом пытаться воспитать свободную целостную гармоничную личность! Ребенок прежде всего принимает то, что у нас внутри, у него есть глубинные невидимые связи с родителями. Это выше, чем «правильные» занятия с учителями, куда его отдают «развиваться».

Часто получаю комментарии и письма вроде такого: «у меня в школе тройка была по рисованию, я ничего не умею», «у меня еще в школе отбили всякую охоту к любому творчеству». Почему взрослые люди представляют, как будто из школы выходит навсегда сформированный и никогда не меняющийся человек? А что, если освоить новое умение в 30 лет? А получить новое хобби в 35? Познакомиться заново с красками в 40? Научиться плавать в 45? Главное — ваше желание. Не нужно оправдывать свою позицию тем, что… дцать лет назад произошло в садике или школе. Вы-то уже не в садике :) можете что-то делать самостоятельно? Творческое мышление просто украшает личность, открывает новые грани жизни, наполняет ее! ПОэтому — всех приглашаю разбивать давно построенные стены вокруг своих творческих способностей и выпускать их на свободу!

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Катерина
А нет никакой статьи, как научить ребенка правильно держать карандаш? Я замучилась с Игорем, никак не берет. Мира сразу правильно взяла, я с этим проблем не знала.
Пожаловаться
Анна
Катерина 
Есть такая статья, я как раз хотела пост сделать с ней, чтоб послушать мнение народа. Если вкратце, то Озерова считает, что в этом возрасте не надо «дрессировать на держание карандаша». Ребёнку неудобно, рука быстро устаёт, т.к. мелкая моторика еще не развита, плюс это отбирает концентрацию и внимание на удержание карандаша, в результате страдает рисование, само творчество, а значит, и мышление. Говорит, что после 3-х лет научится (если всё в порядке с моторикой). Советует не учить правильному захвату, а развивать руку вообще и упражнять тонкую работу пальчиков. Причём мальчиков, по её словам, особенно не надо трогать с этим, у них позже, чем у девочек мелкая моторика развивается
Пожаловаться
Катерина
Анна 
А ты согласна с этим? Нам-то почти 3, и у меня ощущение, что переучиться сложнее, чем научиться сразу…
Пожаловаться
Анна
Катерина 

Я склонна доверять её мнению, т.к. она для меня, своего рода, авторитет, мне очень по душе её подход и к воспитанию, и к развитию детей, и вообще к жизни. У меня сложилось мнение, что она очень здравомыслящая женщина)) Поэтому я, скорее всего, учить правильному захвату не буду, но ближе к 3-м годам буду налегать на мелкую моторику

Пожаловаться
Катерина
Анна 
Наверное и нам надо налегать, а то с этим летом теплым вообще на все плюнули и целыми днями на улице. Раскрашивать у него не получается именно потому, что неправильно держит карандаш, да еще и левша…
Пожаловаться
Мамочкалюбимочка Ллллллллл
Согласна)) вообще творчество развивает все!!! Даже математические способности как не странно
Пожаловаться
Анна
Мамочкалюбимочка Ллллллллл 
Вот и я об этом от Озеровой узнала, для меня это стало открытием. А Вы на собственном опыте убедились или как?
Пожаловаться
Мамочкалюбимочка Ллллллллл
Анна 
Да! Я не читаю книги, просто вот так наткнусь на статью и меня посещает озарение что я все правильно делаю по интуиции)) в рисовании нет запретов и рамок, и если мама не хочет отмывать стол от красок и крупу, которую малыш захотел тоже покрасить- то все, труба такому творчеству!!! Просто мне говорили, что надо учить всему ребенка, а я поняла, что наоборот надо смотреть чему он тебяможет научить, а он это может!!! Если ему не мешать.....)
Пожаловаться
Анна
Мамочкалюбимочка Ллллллллл 
Здорово! Очень понравились Ваши мысли! Видимо, у Вас нестандартное мышление развито хорошо) А У меня, наоборот, мозги, похоже настолько зашорены, что чтобы попытаться взглянуть на что-то с другой стороны, надо читать книги, статьи всякие…
Пожаловаться
Мамочкалюбимочка Ллллллллл
Анна 
Если творческий канал закрыт по какрй то причине, то в жизни очень тяжело бывает(( но его можно открыть в любом возрасте при желании))
Пожаловаться
Анна
Мамочкалюбимочка Ллллллллл 
Какие-то техники специальные знаете? Я пока сильно не интересовалась ещё в эту сторону…
Пожаловаться
Мамочкалюбимочка Ллллллллл
Анна 
Начать рисовать, танцевать)) лучше правополушарное рисование( у нас есть в нашем городе) и спонтанные танцы)
Предыдущая статья
Алёна. Дневник развития
Следующая статья
О "правильном" держании карандаша (захвате)