«Козлом отпущения»
может стать каждый.
Это иллюзия, что для этого надо
быть каким-то особо
ненормальным. Да, иногда и так
бывает. А иногда и вовсе
наоборот. И вообще как угодно.
Очки (веснушки), толщина
(худоба), национальность,
бедная одежда — все пойдет.
Да, есть качества, которые
способствуют закреплению этой
роли — чувствительность,
обидчивость, просто
повышенная ранимость в этот
период. Есть и особый случай
детей виктимных, переживших
насилие и так привлекающих
внимание к себе. Но в общем и
целом причина травли — не в
особенностях жертвы, а в
особенностях ГРУППЫ. Один и
тот же ребенок может быть
изгоем в одной группе и своим в
другой. Или перестать быть
изгоем в той же самой за
короткий срок, скажем, после
смены классного руководителя.
Также не имеет смысла сводить
причину травли к качествам
тех, кто травит: они «звери,
гаденыши, быдло, наглые
отпрыски нуворишей» и т. п.
Опять-таки, конечно, роль
инициаторов травли часто
берут на себя дети не самые
благополучные внутренне. Но
одних только их качеств
недостаточно. Я много раз
наблюдала, как самые
отъявленные травители,
случайно оказавшись с
травимым вдвоем, например, на
продленке, мирно с ней играли.
И опять-таки, при смене
взрослого лидера или позиции
этого лидера по отношению к
происходящему нередко «эти
сволочи» поразительно быстро
меняют свое поведение, хотя,
конечно, не могут так
стремительно решить свои
внутренние проблемы или
повысить свой культурный
уровень.
Эта ошибка лежит в основе
попыток преодолеть травлю
путем «разговоров по душам»
или «индивидуальной работы с
психологом». С жертвой ли, с
агрессорами ли. Травля, как
любое застревание в
деструктивной динамике —
болезнь группы. И работать
надо с группой в целом. То же
относится к попыткам «взять за
грудки». Это может защитить
конкретного ребенка, но группа,
вкусившая «крови», тут же
выберет другую жертву. Просто
убрать жертву или зачинщика,
все сведя к их личным
особенностям, тоже не факт, что
поможет — действо вполне
может продолжиться с другими
исполнителями главных ролей.
Пытаться решить проблему
травли, решая личные проблемы
действующих лиц — все равно,
что пытаться решить проблему
аварий на дорогах не
разумными ПДД и контролем за
их исполнением, а развитием у
каждого отдельного водителя
скорости реакции, вежливости и
любви к ближнему. Конечно,
помогать детям решать
внутренние проблемы тоже
нужно, но это работа долгая и в
ситуации актуальной травли
невозможная обычно. Надо
сначала прекратить
травмирующее воздействие, а
потом уж лечить.
6. Давить на жалость
Пытаться объяснить агрессорам,
как жертве плохо и призывать
посочувствовать. Не поможет,
только укрепит их в позиции
сильного, который хочет
казнит, хочет милует. А жертву
обидит, унизит или подкрепит
ее беспомощность. Особенно
если это мальчик.
7. Принимать правила
игры.
Это самое важное, пожалуй.
Ошибка — выбирать между
виктимностью и агрессией.
Любая ситуация насилия
провоцирует именно этот
выбор.
Либо «меня бьют, потому что я
слабый, и всегда будут бить».
Либо «меня бить не будут ни за
что, я сильный и бить буду я».
При всей кажущейся разнице
обе эти позиции сходны. Они
обе базируются на одном и том
же убеждении о том, как устроен
мир. А именно: «сильный бьет
слабого». Поэтому если
взрослый идентифицируется
или подталкивает ребенка
идентифицироваться с одной из
этих позиций, он тем самым
подкрепляет эту картину мира.
Подталкивать ребенка — это
значит говорить ему «подумай,
в чем ты сам виноват» или «дай
ему, чтоб неповадно было». В
том и другом случае ребенок
получает от взрослого такой
месседж: «Мир, знаешь ли,
устроен так и другого мира у
нас для тебя нет. Ты можешь
капитулировать перед
насилием, предать себя и
измениться так, как от тебя
требуют. Им виднее, каким ты
должен быть, они сильны, а
значит — правы. Или можешь
наплевать на собственную
безопасность (не бойся!), и
озвереть, тогда тебя не тронут.
Еще вариант: отрезать от себя
чувства (не обращай внимания!)
и научиться изображать лицом
не то, что происходит внутри.
Выбирай, детка!». По сути,
взрослый в этом случае
солидаризируется с травлей как
явлением и оставляет ребенка
один на один с ней. Ребенок за
всеми этими «Учись
налаживать отношения» или
«Дай сдачи» слышит: «Тебя
никто не защитит, даже не
надейся. Справляйся сам, как
знаешь»
Собственно, оно, может, и
ничего, если, опять же, мы
имеем дело с подростком,
которому уже пора обретать
самостоятельность и
рассчитывать на себя. Если до
этого у него было достаточно
поддержки и если даже сейчас
он все же застрахован от совсем
крайних проявлений насилия,
он может справиться. Тогда, как
справедливо кто-то отметил, это
будет инициация, опыт
болезненный, но ведущий к
развитию. Заодно подросток
сможет принять собственное
решение о том, так или не так
устроен мир и готов ли он с
этим мироустройством
согласиться. Это тоже зависит
от того, была ли ему прежде
взрослыми предъявлена иная
система ценностей и есть ли у
него тыл в семье.
Если же ребенок младше, такое
поведение взрослых лишает его
защищенности и обрекает на
преждевременную инициацию,
которую да, сильный ребенок
может пройти, но всегда дорого
за это платит. А слабый так и
вообще ломается. И начинает
верить, что «мир устроен так».
Такие волны этой детской
незащищенности плескались в
комментариях к прошлым
постам…
Когда я писала, что нужно идти
на конфронтацию, я именно это
имела в виду. Не конфронтацию
с конкретными глупыми
детьми, а конфронтацию с
правилами игры по которым
«сильный имеет право бить
слабого». С травлей как
насилием, как болезнью,
отравой, моральной ржавчиной.
С тем, чего не должно быть. Что
нельзя оправдывать, от чего
ЛЮБОЙ ребенок должен быть
защищен — и точка.
Этот тот самый главный вывод,
о котором я уже писала. Без
конфронтации здесь
невозможно, уговоры не
помогут, «командообразование»
тоже. Идти на конфронтацию
неохота, неловко, нет опыта,
потому что сами мы почти все
имеем опыт жертвы и/или опыт
травящего, и сами мечемся
между виктимностью и
агрессивностью.
Как раз хотела приобрести книгу Петрановской как вести себя ребенку в различных ситуациях.