Педагог-психолог Л. Петрановская о травле ребенка

На просторах инета наткнулась на замечательную статью многоуважаемой мной Л.Петрановской о травле детей. Раньше мне не приходилось читать ничего подобного. Решила поделиться. Итак Часть 1

Почему возникает

травля?

Людмила Петрановская

Такова потребность возраста.

Детям надо быть в стае, надо

осознавать себя через

противопоставление другим,

надо полностью ощущать

принадлежность. Это возраст

предподростковый, но сейчас

все сдвигается в 8-9 годам. Всем,

кроме ярких индивидуалистов,

жизненно нужно чувство

групповой сплоченности. Если

есть какие-то позитивные

основания, чтобы эту

сплоченность чувствовать, все

хорошо, травля не нужна. Если

дети чем-то заняты, у них

общая цель, общие интересы. В

современной школе этого нет

совсем. Все атомизировано:

пришли — отучились —

разошлись. А оно надо.

И рано или поздно случается

открытие: можно сплотиться

ПРОТИВ кого-то. Тогда

наступает вожделенное. Многие

в комментах отмечали особое

упоение, удаль, веселье,

эйфорию, которые охватывают

участников травли, потому что

они — ВМЕСТЕ. И они —

ХОРОШИЕ. Не так важно, что в

это вкладывается, высокие или

красивые, или умные, или

модные, или, наоборот, бравые

двоечники. Важно, что с ними

все ОК, потому что еще

уверенности в себе нет,

собственной сформированной

самооценки нет, а быть ОК

очень хочется.

Чем больше ребенок неуверен в

себе, чем больше зависит от

оценки окружающих, тем более

вероятно, что он будет активно

участвовать в травле.

Зачинщики нередко имеют

нарциссические черты. То есть

на самом деле они так

панически боятся, что кто-то

догадается об их

несовершенстве, что из кожи

вон лезут, заранее

перенаправляя огонь на кого-то.

Само выражение «козел

отпущения» пошло от древнего

иудейского обычая раз в год

навешивать на бедное животное

все свои грехи и отправлять его

в пустыню, на съедение демону.

Удобно. Меняться не надо,

делать ничего не надо,

перекинул на козла — свободен.

Подобные механизмы

существовали и существуют во

всех культурах. Старо как мир.

Часто объясняют травлю с

позиций этологии, мол, есть

альфа-особи, есть омега-особи, и

т. д. Все это, конечно, так, но

люди все же посложней обезьян

будут, и к этому все не сводится.

Как минимум, эта теория не

объясняет, почему есть группы

без травли. Да, со своими

звездами, среднячками и

«особыми», но при этом без

насилия. Поэтому меня этот

подход не устраивает. Можно

объявить, что это, мол, у них

такое распределение, и просто

он омега, и все. Всем

расслабиться.

Между тем вопрос именно в

этом. Почему некоторые детские

коллективы оказываются

беззащитны перед групповой

иерархией, вшитой от природы,

а другие-то нет, живут по-

человечески. Мое убеждение,

что до подросткового возраста

это полностью зависит от

взрослых. Если есть

авторитетный взрослый,

который насилия не приемлет,

его не будет.

А мы что имеем? Учителя

сплошь и рядом считают

атмосферу в классе не своим

делом. Или хотели бы что-то

сделать, да не могут. Этому,

кстати, учат где-нибудь? В

программе педвузов хоть

говорят о таком феномене, как

травля? Есть и такие, что сами

провоцируют, им это кажется

очень классным способом

управлять детским

коллективом.

Иногда невольно провоцируют.

Например, любимый учителями

физкультуры способ скоротать

урок — эстафета. Всем весело,

учителю легко. Плохо

неспортивным детям, которым

достается за то, что «подвели

команду». Если учитель никак

это не отслеживает и не

работает с этим, а наоборот,

подогревает азарт, травля

неизбежна.

Ну, а дальше вступают в силу

действие системных законов.

После того, как группа

назначила «козла отпущения»

и сложилась как

дисфункциональная, то есть

замешанная на насилии, она

такой и останется без сильных

причин измениться.

Распробовав вкус насилия,

детский коллектив

остановиться сам не может.

Если дети оказываются

предоставлены сами себе —

дело может далеко зайти.

«Повелитель мух» или «Чучело»

— там все описано.

Плюс общий высокий уровень

разлитой агрессии — она в

воздухе разлита, а уж форма

найдется.

Типичные ошибки

взрослых

Теперь о том, что заводит в

тупик взрослых, которые

пытаются справиться с травлей

в детской группе. О типичных

ошибках, неверных убеждениях

и стратегиях, которые часто

приводят к тому, что ситуация

травли консервируется или

даже усугубляется.

1. Ждать, что само

пройдет.

Само не проходит. У детей до

подросткового возраста – точно.

Позже — есть небольшой шанс.

Если в группе найдутся

достаточно авторитетные дети

(не обязательно лидеры),

которые вдруг увидят эту

ситуацию иначе и решатся

заявить о своем видении — это

может сильно уменьшить

травлю.

В нашем классе сильно травили

мальчика из не очень

благополучной семьи, очень

жестоко, он считался

«вонючим» (был энурез, как я

теперь понимаю). Били,

обзывали, отнимали портфель,

в общем, по полной программе.

Жалко его было всегда, но это

воспринималось как данность,

неизбежность — ведь «он

такой».

Учителя тоже в основном

пытались давить на жалость,

что дела не улучшало. А потом,

классе в 6, вдруг накрыло

осознание, что так нельзя. Что

просто нельзя и все, независимо

от того, какой он. Ощущение

холода между лопаток от 30

взглядов, когда я иду через весь

класс и сажусь рядом с ним (на

это место НИКТО и НИКОГДА

добровольно не садился), я не

забуду всю жизнь. И шепот «С

вонючкой села! Сама

провоняет!».

Это было почти социальное

самоубийство с моей стороны.

Но внутри было это вот новое

чувство, и выбора не было. Как

бы я теперь назвала, мораль

проклюнулась. Как раз в 12. И

ничего, обошлось.

Поудивлялись и приняли как

факт. Видимо, мораль начала не

только у меня уже прорезаться,

дети были умные. А мальчик

потом приходил ко мне домой, я

его по русскому подтягивала,

очень интересный оказался,

вежливый и читал много. Как-

то потише стало вскоре с

травлей. Не полюбили его,

конечно, но обижали меньше.

Но до 12 с собственной моралью

у детей слабовато (еще и мозг

не созрел). И задавать им

моральные ориентиры обязаны

взрослые. Дети в этом возрасте

очень готовы их услышать и

принять. И наоборот, в

подростковой группе взрослый

может и не справиться, если там

уже сложилась, так сказать,

«антимораль». По крайней мере,

ему будет гораздо труднее.

2. Оправдывать, объясняя

Объяснений, почему возникает

травля — воз и маленькая

тележка. Здесь и потребность

возраста, и давление закрытой

системы (школа, тюрьма,

армия), и групповая иерархия

(альфы-омеги), и личные

особенности детей (например,

пережитый опыт насилия,

приведший к виктимности или

агрессивности). Все это очень

важно и интересно, и

безусловно стоит изучать и

понимать.

Но. Если из всего этого делается

вывод: «так что же вы хотите,

вот ведь сколько причин,

потому и травят», это и есть

оправдывать, объясняя. Травля

в конкретном классе, от которой

страдают прямо сейчас

конкретные дети — не вопрос

научных изысканий, это вопрос

морали и прав человека. С этой

точки зрения неважно, кто какая

буква. Будь ты хоть трижды

альфа, будь он хоть сто раз

странный и «не такой», травить

не смей!

Если в голове взрослого такого

твердого убеждения нет, и он в

упоении от собственной

проницательности

«анализирует причины», вместо

того, чтобы дать определенную

оценку и выдвинуть требования,

остановить травлю он не

сможет.

Причины часто столь

глобальные, что устранить их

невозможно, Скажем, агрессию в

обществе или насильственность

и закрытость школьной

системы. Или вот дети,

обделенные любовью родителей

и потому самоутверждающиеся

за счет других, всегда были, есть

и будут. Это не значит, что надо

терпеть травлю.

Надо ставить цели скромнее:

нет задачи изменить причины,

есть задача изменить

ПОВЕДЕНИЕ конкретной группы

детей.

3. Путать травлю и

непопулярность.

Подмена проблемы. Никто

никому не обязан, чтобы его все

любили. Не могут быть все

одинаково популярны. Суть

травли — не в том, что кто-то

кого-то не любит. Суть травли

— НАСИЛИЕ. Это групповое

насилие, эмоциональное и/или

физическое. И именно за это

отвечает взрослый, которому

доверена группа детей. За их

защищенность от насилия.

Многим детям и не нужна

особая популярность в классе,

они вполне без нее проживут.

Они могут быть от природы

интровертны, застенчивы или

просто душой принадлежать не

к этой, случайно собранной по

административному признаку,

а совсем к другой группе. Они

хотят одного — безопасности. И

имеют на нее полное право.

Педагоги, сводящие все к

непопулярности, часто

искренне стараются исправить

дело. Они обращают внимание

группы на достоинства жертвы,

пытаются повысить ее рейтинг

особыми поручениями и т. д. И

это все очень мило и

действенно, при одном условии:

травля как насилие УЖЕ

прекращена. Тогда да, можно

грамоты на стенку вешать. Если

нет — все и любые достоинства

жертвы в глазах группы,

захваченной азартом травли,

будут мгновенно превращены в

недостатки.

Выиграл олимпиаду — «ботан».

Помог кому-то — «подлиза».

Нарисовал хорошо —

«художник-мазила-мочи

Левитана».

В грязной атмосфере насилия

не пробьются ростки интереса и

уважения. Сначала надо

провести дезинфекцию.

Эту ошибку, кстати, нередко

поддерживают детские книжки

и фильмы. Соверши подвиг,

впечатли всех, и жизнь

наладится. Если дело только в

непопулярности — может быть.

Если идет травля — нет. И даже

может быть наоборот. Как-то я

общалась с девицей, со смаком

вспоминавшей, как они в каком-

то лагере для детей-мажоров

травили Яну Поплавскую,

которая вип-родителей не

имела, а путевку ей дали после

успеха фильма про Красную

Шапочку. Травили «чтобы

знала, что она все равно не

нашего круга, хоть и артистка».

Сама девица была похожа на

крысу, если честно.

4. Считать травлю

проблемой жертвы

Конечно, явственно страдает

именно жертва. Те, кто травит,

прямо сейчас могут выглядеть

очень довольными собой.

Однако важно понимать, что

страдают в результате все.

Страдает жертва, получившая

опыт унижения, отвержения и

незащищенности, травму

самооценки, а то и нарушения

эмоционального развития из-за

долгого и сильного стресса.

Страдают свидетели, те, кто

стоял в стороне и делал вид, что

ничего особенного не

происходит, и в это самое время

получал опыт бессилия перед

властью толпы и стыда за свое

слабодушие, поскольку не

решился вступиться и

поддерживал травлю из страха

самому оказаться жертвой. В

комментариях много было

такого опыта. Этот опыт иногда

может быть полезен для

подростка, у которого уже есть

достаточно сил для морального

выбора. Приводили примеры,

как испытанный острый стыд

заставлял что-то делать. Но для

ребенка младшего возраста

такой опыт всегда травматичен

и разрушителен, стыд загоняет

его в угол, и все. Это все равно

как насильно ставить ребенка

на ноги до того, как они

достаточно окрепли. Будет

искривление костей.

Страдают преследователи,

получая опыт шакалов в стае,

или опыт кукловода, опыт

безнаказанности, иллюзию

своей силы и правоты. Этот

опыт приводит к огрублению

чувств, отрезанию

возможностей для тонких и

близких отношений, в

конечном итоге — к

деструктивным, асоциальным

чертам личности. Пиррова

победа, которая потом обернется

одиночеством и положением

изгоя во взрослом коллективе,

где никто уже не станет особо

бояться такого «булли», а вот

общаться с ним особо не

захочет. Даже если он будет

успешен и станет начальником,

счастья в его жизни будем

немного, носи он хоть сплошное

«Прада», как известно.

Наконец, это все плохо для

группы в целом, для ее

эффективности, способности

справляться с трудностями.

Насилие — страшный

пожиратель энергии, ни на что

другое сил у группы уже не

остается. В том числе и на

учебу.

Если это не вашего ребенка

травят — не думайте, что

лично у вас нет повода для

беспокойства. Не говоря уже о

том, что тлеющая подолгу

травля всегда прорывается

вспышками настоящего

насилия. И тогда абсолютно

любой — в том числе и ваш —

ребенок может оказаться

«назначен» группой исполнить

ее волю и «дать ему как

следует». Он сам потом не

сможет объяснить, почему так

озверел и почему сделал то, что

ему вовсе не свойственно. Ну, а

дальше варианты. Либо он сам

рискует совершить серьезное

преступление, либо доведенная

до отчаяния жертва даст отпор

и…

5. Считать травлю

проблемой личностей, а не

группы

Это подход типа «все дело в

том, что они такие».

Чаще всего приходится

слышать, что жертва —

«такая» (причем неважно, в

негативном ключе: глупая,

некрасивая, конфликтная или в

позитивном: одаренная,

нестандартная, «индиго» и т.

д.).


МамаТигренка
МамаТигренка
Тигренок
12 лет
Москва
012942

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Марфушка
Марфушка
Cлава
12 лет
Москва
Я была «вонючкой» в свое время. Всего лишь один 11-й класс, но этого стресса мне хватило надолго… А все потому, что шла на медаль… Смотря фотографии тех лет, понимаю: в этом есть и моя вина, точнее, моей мамы. Я была явно плохо, без вкуса, одета. Мама не учила меня ежедневно мыться, к примеру. Не учила менять почаще белье. Не учила стирать одежду просто потому «что она поносилась», хоть и без пятен. Хоия самой маминой любви было предостаточно, в этом недостатка я не ощущала… Вот такой морально-бытовой урок в моей жизни…
Пожаловаться
МамаТигренка
МамаТигренка
Тигренок
12 лет
Москва
Как хорошо, что это все уже в прошлом. А дети бывают очень злы, к сожалению.
Пожаловаться
Nataly
Nataly
Малыш
8 лет
Казань
Да, проблема моббинга или травли — очень серьёзная. Причём во взрослых коллективах она тоже есть. Выход один — всегда реагировать на это и учителям, и родителям.

В своей практике я с такими серьёзными случаями, к счастью, дела не имела.

Пожаловаться
МамаТигренка
МамаТигренка
Тигренок
12 лет
Москва
Ждала твой коммент))). Я имела такой опыт. Но я была той «которая села рядом с вонючкой». Никогда не участвовала ни с какой стороны, но как только градус травли зашкаливал, высказывала свое мнение об этом и вставала на защиту жертвы.
Пожаловаться
Nataly
Nataly
Малыш
8 лет
Казань
МамаТигренка 
Ты очень сильная и цельная натура. Моё восхищение!!!
Пожаловаться
МамаТигренка
МамаТигренка
Тигренок
12 лет
Москва
Nataly 
Да ну, Натали))). Просто так совпало, что училась я хорошо, многие были зависимы от меня, у меня были всегда вещи, о которых многие и не мечтали и за словом в карман я трже не лезла. Все, чем можно было зацепить- лишний вес. Но и с ним я успешно рассталась в 7 классе))). Так что я не нуждалась в поддержке стаи)).
Пожаловаться
Nataly
Nataly
Малыш
8 лет
Казань
МамаТигренка 
Знаешь, конечно, очень много претензий — как всегда — к школе и учителям. Не спорю — да, в школах с кадрами боооольшие проблемы((( Хороших учителей — да что там учителей! -хороших людей там мало! Потому что необязательно иметь диплом педВУЗа, чтобы защитить слабого и гонимого. Но! Я не устану повторять — все идёт из семьи… И жертв, и агрессоров растят родители. Дети, как волчата, чувствуют силу или слабость. Сила — это тыл, семья. Ребёнок, которого любят и который чувствует свою ценность, редко становится гонимым (кроме случаев гипертрофированной опеки, когда с дитем все носятся, он привык к обожанию и поклонению, а коллектив не признает его «королем»). Я имею в виду семьи с нормальным климатом. Потому что ребёнок защищён аурой семьи, у него есть «стена». А изгоями часто становятся те, на кого родителям, в силу разных причин, наплевать… Он рос никому не нужный и сейчас ему не на кого опереться, он ОДИН. И если это сочетается с ранимостью/бедностью/непривлекательной внешностью/неуспеваемостью и т.д. — у ребёнка все шансы стать изгоем. Меня дико возмущают даже попытки какого-то давления на отдельных ребят. При мне никто не смеет кого-то унижать или высмеивать, я мгновенно это пресекаю. И сама никогда не унижаю детей.

Родителям некоторым надо бы башкой думать своей, прежде чем калечить своим «воспитанием» детей… В школу они уже идут с «багажом», и учителям трудно от него избавить ребёнка. Если дома его унижают и бьют, то неудивительно, что в школе он самоутверждается за счёт более слабых… Агрессия — продукт комплексов.

Не, Марго, дело не в шмотках и в том, что ты отличницей была, дело во внутреннем стержне, который не давал тебе встать на сторону тех, кто травит. Ты вполне комфортно чувствовала бы себя в «стае», даже могла стать «вожаком», но не хотела.

Пожаловаться
МамаТигренка
МамаТигренка
Тигренок
12 лет
Москва
Nataly 
Да, ты абсолютно права. Я всегда знала, что у меня есть отец и братья, что обидеть меня просто так не получится. Моя сестра была альфой, лидером, но она тоже была честной и порядочной, если она за кого-то заступилась, то этого человека уже никто не мог обидеть. Не помню такого, чтобы она кого-то ненавидела или гнобила. Так что мы дети одних родителей, характеры разные, но злобы, зависти и агрессии к слабым нет, как и виляния хвостом перед «сильными».
Пожаловаться
Олик
Олик
Москва
Хорошая статья. Жду следующие части.
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Белгород
Полезная инфа. Но много воды, опять же анализ ситуации. Конкретных мер к действиям нет.
Пожаловаться
МамаТигренка
МамаТигренка
Тигренок
12 лет
Москва
Читайте часть 2 и 3.
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Белгород
МамаТигренка 
А ясно. Спасибо.