про детей и их вопросы

«Когда бесконечно долгое время система обучения остается неизменной, традиции в неприкосновенном виде передаются из поколения в поколение. Но, когда потребности в обучении быстро меняются, тем более если они успевают измениться при жизни поколения, становится все труднее разобраться, чему и как надо учить. Студенты жалуются на обилие ненужных, устаревших сведений, рушится авторитет старших. Учителя с отчаянием наблюдают за падением образовательных стандартов, возмущаются легкомыслием новых учеников. В этот переходный период и ученикам, и учителям важнее всего один навык — научиться учиться.

За исключением детей, которые еще ничему не научились и потому задают самые важные вопросы, мало кто уделяет время размышлениям о том, почему мир устроен именно таким образом, откуда взялся космос — или он существовал всегда, — не потечет ли однажды время вспять, так что причина будет наступать позже следствия, и есть ли предел человеческим знаниям. Иные малыши — я с такими имел дело — хотят даже выяснить, как выглядит черная дыра, как называется самая маленькая частица материи, почему мы помним прошлое, но не будущее и почему Вселенная вообще существует.

Время от времени мне выпадает радость позаниматься с первоклассниками или дошколятами. Многие дети от природы склоны к науке — правда, они несколько перебирают с открытостью и менее склонны к скептицизму. Они полны любопытства, их интеллект очень силен. Глубокие, сбивающие с панталыку вопросы сыплются градом. Малышей распирает от энтузиазма. За каждым вопросом следует новый. Эти маленькие люди и слыхом не слыхали, что бывают «тупые вопросы».

Совсем иначе проходят занятия в старших классах. Ребята успевают усвоить множество «фактов», а страсть к открытиям, суть, стоящая за фактами, их покинула. Старшеклассники утратили чувство изумления, не приобретя взамен скептицизма. Они уже боятся «тупых вопросов» и предпочитают принимать ничего не объясняющие ответы, лишь бы ни о чем более не спрашивать. Все исподтишка переглядываются, следя за реакцией сверстников, чтобы не попасть впросак. Они являются в класс, заранее приготовив вопросы, и сверяются с этими шпаргалками, дожидаясь своей очереди выступить и совершенно не обращая внимания на то, что обсуждается в данный момент.

Между первым классом и выпускным со школьниками что-то происходит, и дело не только в пубертате. Отчасти это давление среды: не высовывайся (кроме как в спорте), отчасти насаждаемое обществом стремление к сиюминутному удовлетворению. Добавьте к этому, что математика и прочие точные науки не сулят тебе спортивный автомобиль прямо сейчас, требования к уровню школьных знаний предъявляются безобразно низкие, ролевые модели, которые сделали бы привлекательным разумный разговор о науке и технологии и сам процесс обучения, практически отсутствуют. Немногие, сохранившие интерес к учению, клеймятся презрительной кличкой — зубрилы, ботаны, фрики.

Но есть и другая сторона проблемы: детские вопросы зачастую ставят взрослых в тупик. «Почему Луна круглая?» — спрашивает малыш. Почему трава зеленая? Откуда берутся сны? До какой глубины можно прорыть тоннель? Почему на ногах есть пальцы? Слишком часто учителя и родители отмахиваются от таких вопросов с пренебрежением, даже с насмешкой или спешат сменить тему: «А что, Луна должна быть квадратная?» Дети быстро понимают, что такие вопросы взрослым не по душе. Несколько раз повторится негативный опыт — и еще один ребенок потерян для науки. Хоть убей, не понимаю, с какой стати взрослым нужно притворяться всеведущими и перед кем — перед шестилетками! Неужели нельзя честно признаться, что ты чего-то не знаешь? Такая хрупкая самооценка?

А ведь многие детские вопросы затрагивают серьезные научные проблемы, в том числе еще не получившие окончательного разрешения. Луна — круглая, потому что центростремительная сила, гравитация, стягивает все вещество воедино, в шарообразный объект (нужно также учесть плотность образующих наш спутник пород). В зеленый цвет траву окрашивает хлорофилл — нуда, в старшей школе нам это вобьют в голову,— а зачем растениям хлорофилл? Странное дело, больше всего энергии Солнца отражается как раз зеленой и желтой частью спектра. Зачем же растения всей Земли отказываются от самых «питательных» волн? Возможно, это некая случайность, доставшаяся им в наследство от первых этапов развития жизни на Земле. Но пока что мы толком не знаем, почему трава зеленая.

На детский вопрос можно попытаться ответить, а не давать ребенку понять, что вопрос сам по себе — нарушение неких условностей. Если у взрослого есть хоть какое-то представление о том, почему Луна круглая, а трава зеленая, стоит попытаться объяснить. Даже неполное и неточное объяснение поощрит ребенка продолжать поиски. А если ответа наготове вовсе нет, можно заглянуть в энциклопедию. Нет под рукой энциклопедии — сводите ребенка в библиотеку. Или ответьте честно: «Я не знаю, и, кажется, ответа пока никто не знает. Вот вырастешь и, быть можешь, станешь первым, кто сумеет это понять».

Наивные вопросы, занудные вопросы, плохо сформулированные вопросы, вопросы, свидетельствующие о недостатке самокритики… Но каждый вопрос свидетельствует об отчаянном усилии постичь мир. Не бывает «тупых вопросов».

Умненькие, любознательные дети — драгоценный ресурс нации и всего человечества. Их нужно беречь, лелеять и поощрять, но обычного поощрения мало: нужно снабдить их инструментами для работы мысли».


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Riма Маркманн

Хорошая статья, спасибо за тему!

Пожаловаться
Виктория

Хорошая статья, по-моему, большинсво это знают)) Но я периодически тоже отхожу от «почему», т.к. объясняю-объясняю, бывает уже и времени нет, и он не слушает, главное спросить «почему», вплоть до того «А почему почему?»)). Так что, в езде, по-моему, мера важна, и важно видеть, малыш и вправду интересуется, или это просто способ развлечься)).

Пожаловаться
Горгулья

Муж вообще обожает малышке все объяснять. На все её вопросы отвечает с большим удовольствием. Я объясняю только то, что знаю.

Пожаловаться
Юля Хорошая
Горгулья 
Горгулья, супер))
Пожаловаться

Я всегда всё подробно объясняю, насколько могу

Пожаловаться
Юля Хорошая
КлавдияИвановна 
КлавдияИвановна,
Пожаловаться
Janna
Не читала всю статью, мельком пробежала по ней, но одно я знаю точно, что на вопросы, которые задают дети, не нужно пытаться ответить либо пытаться отвязаться от ребёнка, нужно дать им право ответить самим-а как ты думаешь, почему так и так, почему то-то и то… Вопросом на вопрос…
Пожаловаться
Елена
Порой у самих возникают подобные вопросы.
Пожаловаться
Надежда

Юля, можно мне узнать первоисточник?

Пожаловаться
Юля Хорошая
Надежда 
Надежда, он не указан! лично я ее скопировала с паблика «Психолог» ВК
Пожаловаться
Надежда

Юля Хорошая, воруют чужие тексты, даже авторо не могут указать

Пожаловаться
Юля Хорошая
Надежда 
Надежда, ну, это не смертельно. тем более это может быть вообще переведенный текст, статья, вырезка из текста и тд и тп
Пожаловаться
Рыжая Бестыжая

помню, когда еще не было интернета, у меня был блокнот, куда я записывала свои вопросы для учителей)

Пожаловаться
Вета

у меня дочка не так давно заинтересовалась Динозаврами,,, И не просто мультики а именно книгой большой энциклопедией про динозавров,,, Где и хищники и травоядные и картинки все реалистичные,, и вот она берет книгу находит интересную картинку, говорит мама прочитай что здесь написано я читаю а она потом бабушкам рассказывает кто такие динозавры.

Пожаловаться
Ирина
Вета 
Вета, Мой сын тоже очень любит про динозавров читать, смотреть по телевизору про них, у него и фигурки динозавров есть. А недавно по телеку показывали сюжет про мальчика, который очень увлекается динозаврами, над ним сверстники смеялись за то, что он не такой, как они, и не увлекается комп.играми.
Пожаловаться
Печенька

мне нравится, уже читала подобное, всегда признаюсь честно ребенку, если не знаю ответа)

Пожаловаться
Екатерина
Я сама еще задаюсь такими вопросами)