Понравилась статья. Об извечной проблеме «приучать ребёнка убирать игрушки». Согласна с выводами автора) добавлю только, что приучать к порядку ребёнка, конечно, нужно, но тут суть немного о другом
Автор: Яна Зиниград
Вчера сказала детям, что хорошо было бы убрать в детской комнате. Спросили: «а зачем?». Я быстро нашла причину: «хочу пропылесосить там ковёр». Мойше и Хаим с готовностью удалились исполнять моё пожелание.
Через некоторое время заглядываю в комнату. Всё тот же толстый слой игрушек на полу, мальчики сидят среди всего этого и тихо играют.
Ещё через полчаса Мойше приходит ко мне на кухню и говорит: «Знаешь, я подумал, что не могу убрать в комнате.»
Идём вместе с ним туда. Он окидывает взглядом весь этот праздник жизни, и по его выражению лица видно, что он даже приблизительно не представляет себе, что с этим можно сделать. Потом смотрит на меня и говорит: «А зачем вообще нужно делать порядок?»
И я понимаю, что не могу ответить на вопросы: «зачем делать порядок?» и «кому он нужен?»
Говорю Мойше, что если у него не получается убрать, то попозже я сделаю это сама. И ухожу на кухню мыть посуду и думать.
И вот до чего я додумалась. На самом деле все эти игрушки — не детей, это МОИ игрушки. И это МОЯ игра.
Это я играла в то, что я мама, которая должна покупать детям игрушки, водить их в игрушечные магазины, выбирать им подарки, листать рекламные каталоги и мечтать о новых кукольных домах, нарядах и машинах.
Это я играла в эту игру! И подсадила на это детей. А детям всё это было не нужно. Их вполне устраивало играть с камушками, палочками, крышками от кастрюль, тряпочками, пуговицами, монетками, коробочками и прочими вещами из настоящей жизни.
А я жаждала покупок, жаждала блеска и игры красок, жаждала хождения вдоль бесконечных магазинных полок, обмена бумажных купюр на горы безжизненной, зато престижной пластмассы. И втягивала, и втягивала детей в свою игру.
И постепенно им тоже стало казаться, что купленные в магазине игрушки приносят радость и вкус жизни.
Я спрашивала, что бы они хотели получить в подарок на день рождения. И они послушно листали детские каталоги и начинали ХОТЕТЬ.
И вот при случае и без случая в наш дом потоком лились игрушки, купленные мной, Сашей и нашими любящими бабушками и дедушками. Каждый день рождения — это несколько новых ярких коробок, наполненных пластмассой.
И вот теперь Мойше стоит и смотрит на всё это безумство и не знает, что с этим делать.
А я произношу это дурацкое слово «убирать», в котором нет никакого смысла.
Конечно, дети много и подолгу играли во все эти плеймобили, лего-скала и барби. Строили, придумывали роли, создавали целый мир. Но потом приходила я и произносила «убирать», а им было непонятно, для них это значило разрушать, ломать, уничтожать сотворённую ими сказку.
Интересно получается. Вот я, например, занимаюсь каким-то делом: шью, делаю пирамидки, готовлю, сажаю овощи. И радуюсь и процессу, и результату.
А если бы пришёл кто-то старший и главный и сказал: «Поигралась и хватит, теперь разложи всё по местам: распусти связанную кофточку, смотай нитки обратно в клубочки и сложи в мешочек, салат разбери на ингредиенты, колечки пирамидок разложи, как было, по породам дерева, рассаду выдерни из земли и впихни обратно в горшочки. А завтра придёшь и сможешь снова поиграть.»
Не трудно представить себе, как бы я почувствовала себя после этих слов...
А дети слышат это каждый день. И даже удивительно, что они ещё не начали нас ненавидеть.
Каждая башенка из кубиков, каждый зайчик из пластилина, каждый домик из диванных подушек, каждый виток деревянной железной дороги — это произведение, рождённое фантазией и руками ребёнка.
И каждое наше «убери» — это обесценивание и унижение. Начальственное «поиграл — убери за собой», как о безделье и мусоре.
А творец стоит рядом в растерянности и недоумении. «Убрать» — это значит сломать...
Я не знаю, что делать со всем этим. Понятно, что в доме нужно место, и невозможно, чтобы везде были рассыпаны детские вещи и игрушки. И свободное пространство нужно ребёнку не меньше, чем нам.
Но, пытаясь решить этот вопрос, стоит честно посмотреть на ситуацию. Это НАШИ вещи и НАШИ игрушки, и невероятное количество одёжек тоже НАШЕ. Это мы завели всё у себя в доме. И нам и разбираться с этим. А не ребёнку.
Потому что, если ребёнок играет в настоящие вещи: нанизывает гирлянду из листиков, строит забор из прутиков, варит суп из земли и травинок, лепит снежную бабу из снега или устраивает запруду из песка, то убирать всё это он не должен.
А если мы решили выражать свою любовь к ребёнку или восполнять её недостаток в неумеренном количестве искусственной пластмассы и модных шмоток, то и убирать всё это придётся нам.
Но не стоит слишком грустить и переживать по этому поводу, потому что часы, проведённые среди вещевых завалов, дадут нам возможность поразмышлять о жизни и её ценностях, а вытаскивание из пыли и раскладывание по местам мелких предметов положительно повлияет на развитие нашей «мелкой моторики». :)
Что посеешь, то и пожнешь… Я своим детям игрушек почти не покупала — только подарки на праздники. Но дарят, отдают. Подарки в школе, детском саду. Лего — сын любит в него играть, но убрать за собой часто не в состоянии. Но не я приучала его к лего! Ко многим игрушкам идут каталоги подобных серий. Естественно, дети говорят: «Мы хотим такое, такое и такое!». Что остается маме? Только отбиваться от всего этого добра! Требую убирать игрушки, но без фанатизма.
У нас принято свою любовь выражать материально. Знаю, что моим детям достаточно двух фигурок, чтобы разыграть сюжетно-ролевую игру. Конечно, у них игрушек больше, и многие простаивают.
Эта статья, на самом деле, о потребительстве. И еще о воспитании потребительства. О самой уборке игрушек уже речи нет. Но тема затронута важная — не будьте потребителями, и вы лучше воспитаете своих детей!
благодарю за отзыв Дарья, согласна с Вами!
Нам ещё 1,8. Сначала я рванула покупать игрушки, прям кайфовала и от процесса выбора и представляла как ребёнок играет и радуется. Потом нам знакомые отдали 2 коробки игрушек, книжек на возраст от года и лет до 3. С тех пор купила 1-2 машинки и 2-3 книги) и то считаю, что много в обороте игрушек у нас, большую часть просто убрала подальше и время от времени обновляю экспозицию, убираю игрушки-книжки, с которыми проиграли пару месяцев, достаю другие. И уж слишком большого беспорядка нет или редко
у свекрови зАмок из конструктора, построенный моим пасынком, стоял 6 лет, пока его моя младшая дочь по кирпичикам не разнесла
Не быть конечно фанатичными чистюлями, но по мере возможности, чтобы у ребенка была склонность к порядку, чистоте в доме, он потом и сам скорее всего, будет опрятным в жизни, и с ним будет приятно общаться.
А вот ещё мне понравилась мысль на эту тему:
"«А ещё это (привычка убирать игрушки) поможет избежать несчастных случаев. Только представь, что может случиться, если ты не будешь убирать игрушки на место. Твоя мама может войти в комнату и споткнуться о какую-нибудь из них. А если у неё заняты руки, она может упасть и сильно удариться. Возможно, её даже придётся отвезти в больницу. Но ведь это ужасно, правда? ~ Теперь ты видишь, как важно убирать игрушки на место!»

Ну, а если хочется построить что-то, чтобы постояло, надо строить в том месте где это никому не мешает — дома живут еще люди и совсем нет возможности прыгать через дом из кубиков и перепрыгивать автотрассу в зале))), даже без уборки. А вообще стараюсь, если никак не мешает, игрушки не трогать. И обращаю внимание сына, что это не надо убирать, оно сейчас не мешает. Но у нас обычные игрушки без всяких наворотов, в них надо играть и думать и соображать))) Ну и опять же все равно надо за собой убирать на места — краски, карандаши, книжки, альбомы и многое, многое, многое а то за тебя приберут другие и тогда не жалуйся)))
А какая радость когда утром встает выходит в зал, а его постройка стоит цела и невредима!
Екатерина, согласна)
в чем-то правильно… но когда доиграет, убрать же надо
плюс когда игрушек не так много, то и убирать проще
Бред какой-то… Я же мою кастрюли за собой, хотя — это результат моей деятельности!))))))))). Моей дочке самой нравится потом всё ломать, рушить, убирать не всегда, конечно, но и печали нет в том, что убрали дом из кубиков или хаос из киндеров… Пластилиновые фигурки сама может смять или выбросить рисунок… Так всё копить — с ума сойти. Ребенка нужно приучать к аккуратности как раз с уборки игрушек, потому что они(игрушки) как раз не мои, а ЕЕ!
пипец статейка. ну давайте не будем заставлять детей убирать игрушки и будем ходить спотыкаться об них и жить в бардаке. вот кайф то.