Запечатлей уста твои молчанием

Не судите, да не судимы будете.
Мф. 7:1

Мытарь и фарисей

Каковы люди на самом деле – никому, кроме Бога, не известно; вернее, что они нечто зыбкое, пластичное, и мы формируем сами, часто по случайному признаку, воображаемую схематическую фигуру и потом сами же или восхищаемся ею, или поносим ее.

Надо отказаться от этой точки зрения, что в человечестве есть два враждебных стана, две породы людей – праведные и грешные, предназначенные блаженству и обреченные гибели. Этого нет.

Мы все грешны, все поражены грехом, и за всех нас пострадал Господь. Ему дороги одинаково все, и поэтому Ему принадлежит окончательный суд. Вот почему непосредственно за словами Христа о любви идут слова об осуждении: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1).

Не судите – и вам легче будет тогда полюбить всякого, не судите – и у вас не будет врагов. Смотрите на «врагов» как на больных одной с вами болезнью, как на погибающих; оставьте точку зрения личного суда и станьте на точку зрения Божьего дела в мире...

Осуждением занята вся наша жизнь. Мы не щадим чужого имени, мы легкомысленно, часто даже без злобы, осуждаем и клевещем, почти уже по привычке. Как осенние листья шуршат и падают, и гниют, отравляя воздух, так и осуждения разрушают всякое дело, создают обстановку недоверия и злобы, губят наши души. Признак недолжного суда – страстность, злобность, безлюбовность от снисходительства к себе, непризнания своей греховности и требовательности к другим.

Осуждение отпадает, если мы вспомним бесконечную нашу задолженность перед Богом. Наше немилосердие, неумолимость, беспощадность к людям заграждают пути Божьего к нам милосердия, отдаляют нас от Бога. Мудрость жизни, в том числе христианской – не быть требовательным к людям.

Схема отношений к людям часто бывает такова: человек очень нравится, искренно идеализируешь его, не видишь ничего плохого. А вдруг прорвется человек в чем-либо, солжет, расхвастается, струсит… И вот делаешь переоценку, перечеркиваешь все, что видел раньше (и что все-таки продолжает существовать), и выкидываешь человека из своего сердца.

Это неправильный и грешный способ отношения к людям. В основе такого обращения с людьми лежат две неосознанные мысли:

1) я – вне греха;

2) и человек, которого я полюбил, тоже безгрешен.

Как же иначе объяснить и резкое осуждение других, и удивление, когда хороший, добрый, благочестивый человек согрешит!

А между тем норма отношения к нашим ближним – прощать без конца, так как мы сами бесконечно нуждаемся в прощении. Главное – не забывать, что доброе, что мы ценим – оно остается, а грех всегда тоже был, только его не замечали.

Будем же снисходительнее, любовнее друг ко другу: всем нам так нужна взаимная помощь и любовь, и все наши трудности и горести так ничтожны перед лицом вечности.

Из дневника священника Александра Ельчанинова

Об осуждении

Не смотри на чужие грехи, а смотри на свои злые дела; ибо не за первые будешь судим, но за себя непременно дашь ответ.

Святитель Димитрий Ростовский

Не осуждай блудника, хотя ты и целомудрен, потому что и сам ты, как он, преступишь закон, если осудишь его. Ибо Сказавший не прелюбы сотвори (Мф. 5:27), сказал также: не суди (Мф. 7:1).

Древний Патерик

Не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому не быть искушенным в том же, в чем искусились они.

Преподобный Исаак Сирин

Не осмеивай и не осуждай впадшего в искушение, но чаще молись, чтобы самому не впасть в искушение.

Преподобный Ефрем Сирин

Когда что худое в ближнем твоем увидишь или услышишь, то запечатлей уста твои молчанием, а о нем воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, чтобы в такой же порок не впасть, потому что всякому падению подлежим как немощные.

Святитель Тихон Задонский

Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются.

Преподобный Иоанн Лествичник

Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние неизвестно.

Преподобный авва Дорофей

Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего: ибо последнее есть дело злоречивого, а первое – желающего исправить.

Преподобный Нил Синайский


Наталия
1245729

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Оля Василькова

Пожаловаться
Ольга
Аминь!
Пожаловаться
Мама Лисочки

Года три назад узнала об этом грехе.Удивительно, что этот верующий чел., который мне об этом рассказал, меня так потом незаслкженно обсуждал.Благодарю сейчас, смирению научил.Но так это тяжело.Обида и осуждение разрушает.

Пожаловаться
Наталия
Мама Лисочки 
Мама Лисочки,
Пожаловаться
Татьяна

Пожаловаться
Наталия
Татьяна 
Татьяна,
Пожаловаться
Виктория
Как тяжело бывает сдержаться и не осуждать
Пожаловаться
Наталия
Виктория 
Виктория, да, это только грешить легко
Пожаловаться
Мама Лисочки
Виктория 

Наталия, Точно.только эмоциям подчиняться и вся жизнь прахом

Пожаловаться
Татьяна
Наташа, а можешь мне объяснить как одновременно понять эти два выражения? Про «запечатлей уста» и вот это: Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего: ибо последнее есть дело злоречивого, а первое – желающего исправить.


Т.е. нужно промолчать или всё-таки вразумить?

Если речь идет о муже, например?

Вот сказал дурное слово или осудил кого-то? Вот даже незнакомого человека? Мне как поступить? Промолчать? Или же сказать, что это плохо?

А если мне он что-то говорит с недовольством или раздражением? Как быть?

Пожаловаться
Наталия
Татьяна 
Татьяна, дело в каждом конкретном случае и в мотиве. Если дело касается чужих людей, которым неинтересно твоё мнение- загради уста. Если с родными, то можно вразумлять, но лишь с любовью и без нравоучений. Если мотив тщеславие (а это бывает очень часто, но мы не отдаём себе отчёт- «я знаю лучше тебя, поэтому слушай»- как пример), если человек не готов воспринимать наши слова, раздражён- лучше промолчать и помолиться о нём. Но если спрашивает совета, если в расположении слушать, если ты больше ради любви к нему, чем ради желания сделать как надо скажешь- можно и сказать. Должны созреть оба.
Пожаловаться
Татьяна
Наталия, Спаси Господи! Стараюсь делать, как ты говоришь, но не всегда получается...

Если сама не осуждаю, обязательно появится кто-то, которому захочется со мной или при мне кого-то обсудить.

Пожаловаться
Наталия
Татьяна 
Татьяна,
Пожаловаться
Даша

Пожаловаться
Наталия
Даша 
Даша,
Пожаловаться
МамаКатя

язык мой — враг мой...(

Пожаловаться
Наталия
МамаКатя 
Катерина НарисованаКартина,
Пожаловаться
Надежда
грешна этим грехом((((((((((, а заметила, что рождается он из многословия моего, язык обуздывать надо
Пожаловаться
Наталия
Надежда 
Надежда,
Пожаловаться
ЛенкаПенка
помоги Господи
Пожаловаться
Наталия
ЛенкаПенка 
ЛенкаПенка,
Пожаловаться
ЯтолькоЯ

Грех этот порой впереди меня бежитХоть бы замечать за собой сотую часть

Когда что худое в ближнем твоем увидишь или услышишь, то запечатлей уста твои молчанием, а о нем воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, чтобы в такой же порок не впасть...

Спаси Господи, за статью, Наташа!

Пожаловаться
Наталия
ЯтолькоЯ 
ЯтолькоЯ, во славу Божию!
Пожаловаться
Ирина

Все мы больны одной болезнью… ка верно

Пожаловаться
Наталия
Ирина 
Ирина,
Пожаловаться
Наталья Стил
наверное, самое легкое, что слетает с губ, — осуждение… Молитва Ефрема Сирина очень помогает, хотя бы замечать каждый раз, что опять в осуждение пустился
Пожаловаться
Наталия
Наталья Стил 
Наталья Стил,
Пожаловаться
Наталья Стил 
Наталья Стил, точно… и сам не пустишься так молчание соучастником становишься…
Пожаловаться
Наталья Стил

Елена, к сожалению, и так бывает

Пожаловаться
Нинель

именно так, но как тяжело удержать себя от осуждения. извечная борьба с собой.

Спаси Господи!

Пожаловаться
Наталия
Нинель 
Нинель, во славу Божию!
Пожаловаться
Марина
Нинель 
Нинель, +++
Пожаловаться
Нинель
Марина,
Пожаловаться
Мурлышка
Спасибо!
Пожаловаться
Наталия
Мурлышка 
Мурлышка, во славу Божию!
Показать ещё