неделя Ваий

6-я седмица Великого поста

6-я и последняя неделя Великого поста называется неделей Ваий,Цветоносной и Цветною от ветвей, с которыми Церковь воспоминает царский вход Иисуса Христа в Иерусалим, встреченного народом еврейским с вайями и ветвями.Неде­ля ва­ий по­свя­ще­на вос­по­ми­на­нию тор­же­ствен­но­го Вхо­да Гос­под­ня во Иеру­са­лим, ку­да Он шел для стра­да­ний и Крест­ной смер­ти. Это со­бы­тие опи­са­но все­ми еван­ге­ли­ста­ми: ; https://bble.ru/%D0%9C%D0%BA.11.1-11?rus; ; https://bble.ru/%D0%98%D0%BD.12.12-19?rus. Этот празд­ник на­зы­ва­ет­ся Неде­лей ва­ий (вет­вей), Неде­лей цве­то­нос­ной, а в про­сто­ре­чии у рус­ских так­же Верб­ным вос­кре­се­ньем от обы­чая освя­щать в этот день паль­мо­вые вет­ви, за­ме­ня­е­мые у нас вер­ба­ми.На­ча­ло празд­ни­ка вос­хо­дит к глу­бо­кой древ­но­сти. Пер­вое ука­за­ние на празд­ник – в III ве­ке при­над­ле­жит свя­то­му Ме­фо­дию, епи­ско­пу Па­тар­ско­му († 312), оста­вив­ше­му по­уче­ние на этот день. В IV ве­ке празд­ник, как сви­де­тель­ству­ет свя­той Епи­фа­ний Кипр­ский, со­вер­шал­ся весь­ма тор­же­ствен­но. Мно­гие из свя­тых от­цов IV в. оста­ви­ли свои по­уче­ния на этот празд­ник. В VII – IX вв. свя­тые Ан­дрей Крит­ский, Кос­ма Ма­и­ум­ский, Иоанн Да­мас­кин, Фе­о­дор и Иосиф Сту­ди­ты, а так­же им­пе­ра­тор ви­зан­тий­ский Лев Фило­соф, Фе­о­фан и Ни­ки­фор Ксан­фо­пул про­сла­ви­ли празд­ник пес­но­пе­ни­я­ми, ко­то­рые и ныне по­ет Пра­во­слав­ная Цер­ковь.Празд­ник Вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим при­над­ле­жит к дву­на­де­ся­тым празд­ни­кам, но не име­ет ни пред­праздн­ства ни по­праздн­ства, так как окру­жен дня­ми по­ста Че­ты­ре­де­сят­ни­цы и Страст­ной сед­ми­цы. Од­на­ко, хо­тя он и не име­ет дней пред­праздн­ства, по­доб­но дру­гим дву­на­де­ся­тым празд­ни­кам, бо­го­слу­же­ние всей преды­ду­щей сед­ми­цы, на­чи­ная с по­не­дель­ни­ка, во мно­гих сти­хи­рах и тро­па­рях по­свя­ще­но со­бы­тию вхо­да Гос­по­да в Иеру­са­лим.В пят­ни­цу 6-й сед­ми­цы окан­чи­ва­ет­ся св. Че­ты­ре­де­сят­ни­ца. В этот день на ве­чер­ни, со­еди­ня­е­мой с ли­тур­ги­ей Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров, в од­ной из сти­хир на «Гос­по­ди воз­звах» по­ет­ся: «Ду­ше­по­лез­ную со­вер­шив­ше Че­ты­ре­де­сят­ни­цу, и свя­тую сед­ми­цу стра­сти Твоя про­сим ви­де­ти, Че­ло­ве­ко­люб­че, еже про­сла­ви­ти в ней ве­ли­чия Твоя, и неиз­ре­чен­ное нас ра­ди смот­ре­ние (до­мо­стро­и­тель­ство) Твое».Ве­че­ром в пят­ни­цу — ве­ли­кое по­ве­че­рие.В суб­бо­ту сед­ми­цы Ва­ий Цер­ковь вос­по­ми­на­ет чу­до вос­кре­ше­ния Ла­за­ря, по­это­му суб­бо­та на­зы­ва­ет­ся Ла­зо­ре­вой. Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря Цер­ковь про­слав­ля­ет как до­ка­за­тель­ство Бо­же­ствен­ной си­лы Иису­са Хри­ста и как удо­сто­ве­ре­ние в вос­кре­се­нии Хри­ста и в об­щем вос­кре­се­нии всех умер­ших, что и вы­ра­жа­ет­ся в тро­па­ре празд­ни­ка (глас 1-й): «Об­щее вос­кре­се­ние преж­де Тво­ея стра­сти уве­ряя, (т.е. удо­сто­ве­ряя), из мерт­вых воз­двигл еси Ла­за­ря, Хри­сте Бо­же. Тем­же и мы, яко от­ро­цы (ев­рей­ские) по­бе­ды зна­ме­ния но­ся­ще. Те­бе по­бе­ди­те­лю смер­ти во­пи­ем: осан­на в выш­них, бла­го­сло­вен гря­дый во имя Гос­подне».Ла­за­ре­ва суб­бо­та и Верб­ное вос­кре­се­нье слу­жат пе­ре­хо­дом от Че­ты­ре­де­сят­ни­цы к Страст­ной сед­ми­це. Лазарева Суббота. Неделя ВаийСтраст­ная и Пас­халь­ная сед­ми­цы об­ра­зу­ют центр бо­го­слу­жеб­но­го го­да. Они яв­ля­ют­ся тем вре­ме­нем в жиз­ни Церк­ви, ко­то­рое пред­ва­ря­ет­ся дол­гой и се­рьез­ной под­го­тов­кой — Ве­ли­ким по­стом. По­след­няя, 6-я сед­ми­ца Ве­ли­ко­го по­ста име­ет осо­бое на­зва­ние — «сед­ми­ца ва­ий». Все дни ее от по­не­дель­ни­ка до пят­ни­цы име­ют та­кое опре­де­ле­ние: «по­не­дель­ник ва­ий», «втор­ник ва­ий» и т.д. Эта сед­ми­ца по сво­е­му устро­е­нию, по со­дер­жа­нию бо­го­слу­же­ния ока­зы­ва­ет­ся устрем­лен­ной к Неде­ле ва­ий, или к то­му празд­ни­ку, ко­то­рый мы при­выч­но на­зы­ва­ем «Вхо­дом Гос­под­ним в Иеру­са­лим».Бо­го­слу­же­ние этих дней от­кры­ва­ет пе­ред на­ми важ­ный прин­цип цер­ков­но­го Уста­ва. Уча­стие в цер­ков­ном бо­го­слу­же­нии не яв­ля­ет­ся про­сто вос­по­ми­на­ни­ем про­шед­ших со­бы­тий или со­зер­ца­ни­ем бо­го­слов­ских идей — все в устро­е­нии бо­го­слу­же­ния на­прав­ле­но на то, чтобы со­бы­тия, вос­по­ми­на­е­мые и празд­ну­е­мые Цер­ко­вью, бы­ли на­ми пе­ре­жи­ты по су­ще­ству, ста­ли фак­том на­шей жиз­ни, чтобы мы во­шли в ту ре­аль­ность, в ко­то­рую Цер­ковь нас стре­мит­ся вве­сти. До­сти­га­ет­ся это раз­ны­ми спо­со­ба­ми, а в сед­ми­цу ва­ий в те­че­ние 5 дней зву­чат пес­но­пе­ния, ко­то­рые за­став­ля­ют нас на­пря­жен­но ждать со­бы­тий кон­ца сед­ми­цы.Эта сед­ми­ца долж­на при­ве­сти нас к двум осо­бен­ным празд­ни­кам — суб­бо­те Ла­за­ре­вой и Неде­ле ва­ий. В суб­бо­ту Ла­за­ре­ву празд­ну­ет­ся вос­кре­ше­ние пра­вед­но­го Ла­за­ря. Мы пом­ним, что Гос­подь вос­кре­сил че­ты­рех­днев­но­го мерт­ве­ца (). Он знал, что Ла­зарь бо­лел и умер, и, тем не ме­нее, слов­но на­роч­но мед­лил и не при­хо­дил в Вифа­нию, хо­тя дом пра­вед­ных Мар­фы и Ма­рии и их бра­та Ла­за­ря был тем до­мом, ко­то­рый, по-ви­ди­мо­му, Гос­подь ча­сто по­се­щал. И вот, зная о бо­лез­ни Ла­за­ря, его смер­ти и по­гре­бе­нии, Гос­подь при­шел, ко­гда тот уже 4 дня ле­жал во гро­бе. Все это пе­ре­жи­ва­ет­ся и яв­ля­ет­ся в бо­го­слу­же­нии. Упо­ми­на­ния об этом есть в бо­го­слу­жеб­ных текстах уже с пер­вых дней сед­ми­цы: «Вче­ра и днесь бо­лезнь Ла­за­ре­ва, сию бо Хри­сту яв­ля­ют срод­ни­цы…» вче­ра и се­го­дня уже бо­ле­ет Ла­зарь, и Хри­стос об этом зна­ет, по­то­му что ему со­об­щи­ли род­ствен­ни­ки. Та­ким об­ра­зом, нас не про­сто ин­фор­ми­ру­ют, а во­вле­ка­ют в ход со­бы­тий. В сре­ду мы слы­шим:«Днесь изд­ше Ла­зарь», — се­го­дня умер Ла­зарь. И на­ко­нец: «Днесь Ла­зарь уме­рый по­гре­ба­ет­ся…» вот уже по­ла­га­ет­ся во гроб. Та­ким об­ра­зом, про­сле­жи­ва­ют­ся все эта­пы, пред­ше­ству­ю­щее это­му ве­ли­ко­му чу­ду. А мы вме­сте с сест­ра­ми Ла­за­ря на­хо­дим­ся в ожи­да­нии Гос­по­да и недо­уме­ва­ем, по­че­му же Он не при­хо­дит. Эта сед­ми­ца ста­но­вит­ся пу­тем, ве­ду­щим к дню вос­кре­ше­ния Ла­за­ря.Страст­ную сед­ми­цу и пред­ше­ству­ю­щие ей празд­ни­ки — Неде­лю ва­ий и суббо­ту Ла­за­ре­ву — нуж­но от­ли­чать от Ве­ли­ко­го по­ста. Свя­тая Че­ты­ре­де­сят­ни­ца — это вре­мя под­го­тов­ки, а Страст­ная — это уже не пост, а цель по­ста, то, к че­му мы го­то­ви­лись, и в чем мы долж­ны, под­го­то­вив­шись и по­тру­див­шись в ме­ру сво­их сил, участ­во­вать. В пя­ток ва­ий несколь­ко раз по­ет­ся та­кой текст: «Ду­ше­по­лез­ную со­вер­шив­ше че­ты­ре­де­сят­ни­цу…»т.е. уже окон­чив вре­мя св. Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, ко­то­рая долж­на бы­ла при­не­сти поль­зу ду­ше, "… и Свя­тую сед­ми­цу стра­сти Тво­ея про­сим ви­де­ти, Че­ло­ве­ко­люб­че". В пят­ни­цу на сед­ми­це ва­ий св. Четыредесят­ни­ца кон­ча­ет­ся; мы уже сто­им в пред­две­рии Страст­ной сед­ми­цы.В Ве­ли­ком По­сту 6 сед­миц, но суб­бо­ты и вос­кре­се­нья не яв­ля­ют­ся пост­ны­ми дня­ми — не в том смыс­ле, что от­ме­ня­ет­ся те­лес­ное воз­дер­жа­ние, а в том, что устро­е­ние бо­го­слу­же­ния со­всем дру­гое: в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье со­вер­ша­ет­ся пол­ная ли­тур­гия, со­вер­ша­ет­ся Та­ин­ство Ев­ха­ри­стии. Что ка­са­ет­ся еды, то в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье все­гда ослаб­ле­ние по­ста на елей, и та­ким об­ра­зом суб­бо­та и вос­кре­се­нье не вхо­дят в чис­ло дней св. Че­ты­ре­де­сят­ни­цы. Итак, 6 сед­миц и в каж­дой по 5 дней, все­го по­лу­ча­ет­ся 30 пост­ных дней, а ведь мы го­во­рим о св. Че­ты­ре­де­сят­ни­це. Здесь на­до ска­зать, что идея пред­пас­халь­но­го по­ста су­ще­ству­ет с древ­ней­ших вре­мен и яв­ля­ет­ся апо­столь­ским уста­нов­ле­ни­ем, од­на­ко ис­чис­ле­ние дней св. Че­ты­ре­де­сят­ни­цы пре­тер­пе­ло очень зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния. Так, на Пра­во­слав­ном Во­сто­ке до IX ве­ка не бы­ло един­ства в опре­де­ле­нии пе­ри­о­да св. Че­ты­ре­де­сят­ни­цы. По­нят­но, по­че­му Че­ты­ре­де­сят­ни­ца но­сит та­кое на­зва­ние — ведь свв. От­цы по­ста­но­ви­ли упо­до­бить свой пост по­сту Гос­по­да, Ко­то­рый 40 дней пре­бы­вал в пу­стыне, но вот устро­е­ние это­го по­ста ока­за­лось до­воль­но труд­ным. Пред­пас­халь­ный пе­ри­од мог со­сто­ять как из 7, так и из 8 сед­миц: от на­ча­ла По­ста до дня Пас­хи мог­ло быть как семь, так и во­семь недель. На­ша сыр­ная сед­ми­ца (как мы зна­ем, за­го­ве­нье на мя­со про­ис­хо­дит уже за неде­лю до по­ста) от­ме­че­на мно­ги­ми чер­та­ми ве­ли­ко­пост­но­го бо­го­слу­же­ния и яв­ля­ет­ся по­лу­пост­ной сед­ми­цей. Это и есть оста­ток то­го вось­ми­не­дель­но­го пред­пас­халь­но­го по­ста, ко­то­рый су­ще­ство­вал на Во­сто­ке. Про­дол­жи­тель­ность его ва­рьи­ро­ва­лась по­то­му, что по­сто­ян­но стре­ми­лись при­ве­сти чис­ло дней по­ста к 40 дням. Но осу­ще­ствить это в пол­ной ме­ре так и не уда­лось: несмот­ря на все по­пыт­ки при­ве­сти чис­ло пост­ных дней к 40, это уда­ет­ся лишь це­ной неко­то­рых на­тя­жек и вы­гля­дит несколь­ко на­ду­ман­но.Суб­бо­та Ла­за­ре­ва по сво­е­му бо­го­слу­жеб­но­му устро­е­нию яв­ля­ет­ся со­вер­шен­но осо­бен­ным, ни на что не по­хо­жим днем. На­ка­нуне в пят­ни­цу, как и во все пят­ни­цы Ве­ли­ко­го по­ста, со­вер­ша­ет­ся ли­тур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров. По­сколь­ку эта ли­тур­гия все­гда слу­жит­ся на ве­черне, на­чи­на­ет­ся ве­чер­ней, суб­бо­та Ла­за­ре­ва на­чи­на­ет­ся уже в пя­ток ве­че­ра. На при­хо­дах Пре­ждео­свя­щен­ную слу­жат в пят­ни­цу с утра, и это уже яв­ля­ет­ся на­ча­лом бо­го­слу­жеб­но­го дня Ла­за­ре­вой суб­бо­ты.С это­го дня от­ла­га­ет­ся бо­го­слу­же­ние по Ми­нее до по­не­дель­ни­ка Фо­ми­ной сед­ми­цы. Лег­ко по­нять, что это не яв­ля­ет­ся ка­ким-то фор­маль­ным уста­нов­ле­ни­ем, а в этом за­клю­че­но ука­за­ние на то, что ни­ка­кое про­слав­ле­ние свя­тых сей­час уже неумест­но — на­сту­пил та­кой пе­ри­од, ко­гда все со­сре­до­то­че­но на од­ном, по­это­му все бо­го­слу­же­ние в этот пе­ри­од осу­ществ­ля­ет­ся толь­ко по Три­о­ди. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ет празд­ник Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рый обя­за­тель­но празд­ну­ет­ся, на ка­кой бы день Страст­ной или Свет­лой сед­ми­цы он ни при­шел­ся в этом го­ду.Суб­бо­та Ла­за­ре­ва и сле­ду­ю­щая за ней Неде­ля ва­ий до неко­то­рой сте­пе­ни яв­ля­ют­ся еди­ным празд­ни­ком: они име­ют об­щий тро­парь, по­свя­щен­ный со­бы­ти­ям этих двух дней. Кро­ме то­го, неко­то­рые ча­сти вос­крес­но­го бо­го­слу­же­ния, ко­то­рое невоз­мож­но со­вер­шать в Неде­лю ва­ий, т.к. это Гос­под­ский дву­на­де­ся­тый празд­ник, пе­ре­не­се­ны на суб­бо­ту.Итак, утре­ня, со­вер­ша­е­мая в суб­бо­ту Ла­за­ре­ву, со­дер­жит несколь­ко вос­крес­ных тек­стов — тех, ко­то­рые при обыч­ном по­ряд­ке бо­го­слу­же­ния по­ют­ся толь­ко в вос­крес­ный день и яв­ля­ют­ся непре­мен­ной ча­стью вос­крес­но­го все­нощ­но­го бде­ния. Так, по­сле 17 ка­физ­мы по­ют­ся зна­ко­мые вос­крес­ные тро­па­ри по Непо­роч­*** Ан­гель­ский со­бор уди­ви­ся. Но что еще бо­лее уди­ви­тель­но — в Ла­за­ре­ву суб­бо­ту по­ет­ся Вос­кре­се­ние Хри­сто­во ви­дев­ше — тот текст, ко­то­рый мы по­ем толь­ко по вос­крес­ным дням и в пе­ри­од празд­но­ва­ния Пас­хи.Суб­бо­та Ла­за­ре­ва — это день, ко­гда мы уве­ря­ем­ся во все­об­щем вос­кре­се­нии «преж­де стра­стей» Хри­сто­вых, и еще преж­де Его вос­ста­ния ви­дим Вос­кре­се­ние Хри­сто­во в вос­кре­ше­нии Ла­за­ря.По­сле пе­ния ка­но­на воз­гла­ша­ют­ся сти­хи «Свят Гос­подь Бог наш» — это текст вос­крес­ной служ­бы. Хва­лит­ные сти­хи­ры по­ют­ся на 8, как в неде­лю, а их Бо­го­ро­ди­чен «Пре­бла­го­сло­вен­на еси, Бо­го­ро­ди­це Де­во…» взят из вос­крес­ной служ­бы. За пред­пи­са­ни­я­ми Уста­ва сто­ит стрем­ле­ние явить нам со­дер­жа­ние со­бы­тия и его ис­тин­ный смысл. Служ­ба яв­ля­ет­ся по су­ти вос­крес­ной, и Ла­за­ре­ва суб­бо­та пред­вос­хи­ща­ет ра­дость Пас­хи. Бо­го­слу­жеб­ные тек­сты недву­смыс­лен­но сви­де­тель­ству­ют о вос­крес­ном ха­рак­те­ре бо­го­слу­же­ния это­го дня.В ек­са­по­сти­ла­рии это­го дня, чи­та­е­мом на Сла­ву, и ныне зву­чат сло­ва ап. Пав­ла (https://bble.ru/1+%D0%9A%D0%BE%D1%80.15.55?rus), ко­то­рые мы ско­ро услы­шим в ли­ку­ю­щем Пас­халь­ном сло­ве Иоан­на Зла­то­уста: «Ла­за­рем тя Хри­стос уже раз­ру­ша­ет, смер­те, и где твоя, аде, по­бе­да? Вифа­нии плач ныне на те­бе про­став­ля­ет­ся; вси вет­ви по­бе­ды То­му при­не­сем». Этот текст яв­ля­ет нам един­ство Ла­за­ре­вой суб­бо­ты и Пас­хи, Ла­за­ре­вой суб­бо­ты и Неде­ли ва­ий.На­по­ми­ная нам внеш­нюю кан­ву со­бы­тий, бо­го­слу­жеб­ные тек­сты вскры­ва­ют их глу­бин­ный бо­го­слов­ский смысл. Неко­то­рые оста­нав­ли­ва­ют­ся на сви­де­тель­стве о двух при­ро­дах Хри­ста — че­ло­ве­че­ской и Бо­же­ствен­ной. Так, си­нак­сарь пред­ва­ря­ет­ся та­ки­ми сти­ха­ми: «Ры­да­е­ши, Иису­се, сие смерт­на­го су­ще­ства; ожив­ля­е­ши дру­га Тво­е­го, сие бо­же­ствен­ныя кре­по­сти». То, что Ты, Гос­по­ди, опла­ки­ва­ешь Ла­за­ря, про­яв­ле­ние «смерт­но­го су­ще­ства», вос­кре­ше­ние дру­га — сви­де­тель­ство Бо­же­ствен­ной си­лы.В день Ла­за­ре­вой суб­бо­ты со­вер­ша­ет­ся ли­тур­гия Иоан­на Зла­то­устасво­им обыч­ным по­ряд­ком, но по­ет­ся не Три­свя­тое, а Ели­цы во Хри­ста кре­сти­сте­ся. По воз­гла­се Из­ряд­но о Пре­свя­тей… по­ет­ся за­до­стой­ник, хо­тя Ти­пи­кон о нем умал­чи­ва­ет.Неде­ля Ва­ий, неде­ля цве­то­нос­ная, празд­ник Вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим, а на Ру­си еще и Верб­ное вос­кре­се­нье — так на­зы­ва­ет­ся сле­ду­ю­щий день. В этот день не по­ем вос­крес­ных пес­но­пе­ний, не празд­ну­ем Вос­кре­се­ние Хри­сто­во, и на­до ска­зать, что та­кое по­стро­е­ние бо­го­слу­же­ния под­чи­ня­ет­ся об­щим пра­ви­лам: ес­ли дву­на­де­ся­тый Гос­под­ский празд­ник по­па­да­ет на вос­кре­се­нье, «вос­кре­се­но ни­что­же по­ем», т.е. вос­кре­се­нье не празд­ну­ет­ся, а толь­ко Гос­под­ский празд­ник. В ка­ком-то смыс­ле мож­но ска­зать, что вос­кре­се­нье пе­ре­не­се­но на суб­бо­ту Ла­за­ре­ву. Тро­парь празд­ни­ка об­щий с Ла­за­ре­вой суб­бо­той, од­на­ко, есть и вто­рой тро­парь Вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим; это един­ствен­ный Гос­под­ский празд­ник, име­ю­щий два тро­па­ря. Этот вто­рой тро­парь по­ка­зы­ва­ет нам осо­бен­ную чер­ту это­го со­бы­тия, зву­чит он так: «Спо­греб­ше­ся Те­бе кре­ще­ни­ем, Хри­сте Бо­же наш, без­смерт­ныя жиз­ни спо­до­би­хом­ся Вос­кре­се­ни­ем Тво­им, и вос­пе­ва­ю­ще зо­вем: осан­на в выш­них, бла­го­сло­вен гря­дый во Имя Гос­подне».Здесь го­во­рит­ся от ли­ца всех, кто со­брал­ся в хра­ме:«Спо­греб­ше­ся Те­бе кре­ще­ни­ем, Хри­сте Бо­же наш», — вот мы кре­сти­лись и кре­ще­ни­ем сво­им мы Те­бе спо­греб­лись, мы умер­ли вме­сте с То­бой, Гос­по­ди, и бес­смерт­ной жиз­ни «спо­до­би­хом­ся Вос­кре­се­ни­ем Тво­им». Очень ин­те­рес­но, что здесь го­во­рит­ся не о празд­ну­е­мом со­бы­тии, а о та­ин­ствен­ном смыс­ле хри­сти­ан­ской жиз­ни. С этой же те­мой в Неде­лю ва­ий свя­за­на од­на сти­хи­ра; она по­вто­ря­ет­ся за служ­бу 7 раз, с уди­ви­тель­ным по­сто­ян­ством: «Днесь бла­го­дать Свя­та­го Ду­ха нас собра, и вси, взем­ше Крест Твой, гла­го­лем: бла­го­сло­вен Гря­дый во Имя Гос­подне, осан­на в выш­них».По­вто­ря­ет­ся этот текст, ко­неч­но, не по­то­му, что на про­тя­же­нии столь­ких ве­ков не на­шлось че­ло­ве­ка, ко­то­рый бы со­чи­нил еще шесть сти­хир, чтобы вос­пол­нить бо­го­слу­же­ние, а по­то­му что текст этой сти­хи­ры очень ва­жен. Зна­е­те, как ро­ди­те­ли вос­пи­ты­ва­ют ре­бен­ка: я же те­бе го­во­рил, и вче­ра го­во­рил, и се­го­дня опять го­во­рю; по­вто­ря­ет­ся то, что важ­но. На Гос­по­ди, воз­звах эта сти­хи­ра зву­чит под­ряд два ра­за, в этом же цик­ле она зву­чит на Сла­ву и на И ныне, на сти­ховне она по­ет­ся два ра­за и на утре­ни по 50 псал­ме. На­вер­но, имен­но на этот текст и сле­ду­ет об­ра­тить осо­бое вни­ма­ние. Здесь го­во­рит­ся о том, что Гос­подь со­брал нас в Церк­ви и объ­еди­нил бла­го­да­тью Свя­то­го Ду­ха. А даль­ше та­ин­ствен­ные сло­ва: «И вси, взем­ше Крест Твой, гла­го­лем». Обыч­но ведь го­во­рят о несе­нии сво­е­го Кре­ста, а как нам взять Крест Хри­стов? Долж­но быть, здесь го­во­рит­ся о го­ря­чем сер­деч­ном стрем­ле­нии все раз­де­лить с Гос­по­дом. Здесь го­во­рит­ся, что мы встре­ча­ем Его всем су­ще­ством: Гос­подь гря­дет на воль­ную страсть, и мы идем вме­сте с Ним, Этот текст очень лич­ный, он от­но­сит­ся лич­но к каж­до­му и в то же вре­мя объ­еди­ня­ет всех, ко­го «бла­го­дать Свя­та­го Ду­ха собра».Служ­ба Неде­ли ва­ий — бден­ная, на ве­ли­кой ве­черне па­ри­мии и ли­тия, на утре­ни — по­ли­е­лей и празд­нич­ное окон­ча­ние, это по­ря­док обыч­но­го бде­ния.Неде­ля ва­ий при­ме­ча­тель­на так­же тем, что в этот день мы несем в храм рас­пус­ка­ю­щи­е­ся вет­ки вер­бы. В Ти­пи­коне не упо­ми­на­ют­ся ни ел­ки на Рож­де­ство, ни бе­рез­ки на Тро­и­цу, а вот в Неде­лю ва­ий по­ла­га­ет­ся освя­ще­ние ва­ий, и в очень важ­ном ме­сте служ­бы — по­сле Еван­ге­лия, по 50 псал­ме. Во вре­мя чте­ния 50 псал­ма со­вер­ша­ет­ся каж­де­ние огром­но­го пуч­ка ве­ток, ко­то­рые за­тем долж­ны раз­да­вать­ся бра­тии, но пе­ред этим про­из­но­сит­ся спе­ци­аль­ная мо­лит­ва на освя­ще­ние ва­ий и они окроп­ля­ют­ся свя­той во­дой (в Ти­пи­коне об окроп­ле­нии не го­во­рит­ся). И ко­гда бра­тия под­хо­дит це­ло­вать Еван­ге­лие, игу­мен каж­до­му да­ет эти вет­ки. Ко­неч­но, это долж­ны быть вет­ки фини­ко­вой паль­мы, но у нас паль­мы не рас­тут. В это вре­мя на Ру­си обыч­но толь­ко-толь­ко за­цве­та­ет вер­ба, по­это­му у нас это вос­кре­се­нье и по­лу­чи­лось Верб­ным. До­стой­но вни­ма­ния, что освя­ще­ние этих ве­то­чек со­вер­ша­ет­ся не пе­ред служ­бой и не по­сле служ­бы (где-то там, на за­двор­ках, ко­гда все уже рас­хо­дят­ся), оно со­вер­ша­ет­ся в са­мом цен­тре служ­бы, в са­мом ее серд­це.И игу­мен раз­да­ет бра­тии эти ве­точ­ки, чтобы сей­час, во вре­мя чте­ния ка­но­на каж­дый ося­зал их так, как ося­зал их на­род, от­ро­ки, встре­чав­шие Хри­ста. Этот мо­мент сви­де­тель­ству­ет от­нюдь не о «те­ат­раль­ной пыш­но­сти» бо­го­слу­же­ния, а о том, что празд­ник дол­жен вой­ти во все на­ше су­ще­ство — через зре­ние, слух, обо­ня­ние (ко­гда мы чув­ству­ем бла­го­уха­ние ка­диль­но­го ды­ма) и да­же ося­за­ние. Все на­ши те­лес­ные чув­ства, от­кры­тые для вос­при­я­тия этой выс­шей, ду­хов­ной ре­аль­но­сти, по­мо­га­ют нам при­бли­зить­ся к ней.По де­вя­той пес­ни ка­но­на нет све­тиль­на. «Све­тиль­на не гла­го­лем, но абие: Свят Гос­подь Бог наш», го­во­рит­ся в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах.Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия в этот день со­вер­ша­ет­ся по чи­ну Иоан­на Зла­то­уста, на ней по­ют­ся празд­нич­ные ан­ти­фо­ны и воз­гла­ша­ет­ся вход­ный стих. Осо­бен­ность ее так­же в том, что по­ет­ся за­до­стой­ник, про­из­но­сит­ся празд­нич­ный от­пуст.


Ма­рия Сер­ге­ев­на Кра­со­виц­каяДни Богослужения Православной Церкви


Наталия
8321573

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
ЯтолькоЯ
Наташа, спасибо за статью! Замечательная! Правда трудно все сразу понять — буду понемногу усваивать, с Божьей помощью!
Я свечи из храма принесла — такой аромат от них!!! Ладаном. Вкусный-вкусный! Пакет со свечками открываю — новую достаю для молитвы — и ароматом наслаждаюсь!
Скоро Пасха уже
Пожаловаться
Наталия
ЯтолькоЯ 
ЯтолькоЯ, да, скоро Пасха. Сегодня можно сказать Великий Пост заканчивается
Пожаловаться
ЯтолькоЯ

Наталия, да, а кажется, что вот только начинался

Вы молодцы, выдержали!

Пожаловаться
Наталия
ЯтолькоЯ 
ЯтолькоЯ,
Пожаловаться
Юлия

Осилила статью, но сложновато и правда, тонкостей богослужения много, пока для меня это тяжело… Но общий смысл и настрой понятен — на Страстную седмицу и приближение Пасхи…
Спасибо, Наташа! и за настрой спасибо… что-то последние недели поста так тяжко мне даются...

В прошлом году у нас освящали вербу в субботу после литургии, в этом, расписание посмоторела, в субботу вечером будет.

Пожаловаться
Наталия
Юлия 
Юлия, да, статья не для новичков- но мне понравилось, что человек любого уровня воцерковлённости для себя что-то новое открыть может в ней
Пожаловаться
Татьяна
Спасибо! Сложновато, надо перечитать несколько раз! Но познавательно. У нас почему-то вербу после службы освещают. А нн после Евангилиея.…
Пожаловаться
Наталия
Татьяна 
Татьяна, ее вечером правильно освящать. на практике освящают вечером накануне и после службы. но по логике вещей уже после службы поздно, но такова традиция
Пожаловаться
Нинель

спасибо, Наташ. в закладки. не все до конца осилила и поняла, перечитаю еще.

Пожаловаться
Наталия
Нинель 
Нинель, во славу Божию!
Пожаловаться
Тотоша

Спасибо, на одном дыхании, очень познавательно!

Пожаловаться
Наталия
Тотоша 
Тотоша,
Пожаловаться
Lika
Спасибо большое.Многих нюансов не знала…
Пожаловаться
Наталия
Lika 
Lika, во славу Божию!
Пожаловаться
МамаКатя

Пожаловаться
Наталия
МамаКатя 
Катерина НарисованаКартина,
Пожаловаться
Оля Василькова

Пожаловаться
Наталия
Оля Василькова 
Оля Василькова,
Пожаловаться
Женька

Спасибо, Наташа, так все подробно расписано.

Пожаловаться
Наталия
Женька 
Женька, во славу Божию!
Пожаловаться
Ольга

Все не осилила, но буду хоть по чуть-чуть читать.

Пожаловаться
Наталия
Ольга 
Ольга, во славу Божию!
Пожаловаться
Елена
А для меня поучительно, но сложно для восприятия))
Пожаловаться
Наталия
Елена 
Елена, да, статья довольно сложная. Но зато тонкости богослужебные истолковываются. Думаю, каждый для себя нужное найдёт и по силам
Пожаловаться
Марина
Елена 
Наталия, Я вот прочитала, но буду перечитывать, чтобы осилить эту информацию)
Пожаловаться
Наталия
Елена 
Марина,
Пожаловаться
Мамадочек
Чувствуется уже приближение Пасхи!
Пожаловаться
Наталия
Мамадочек 
Мамадочек, да, очень
Пожаловаться
Людмила

Спаси Господи!

Пожаловаться
Наталия
Людмила 
Людмила, во славу Божию!
Пожаловаться
Наталина

спасибо, интересно

Пожаловаться
Наталия
Наталина 
Наталина, во славу Божию!