Женщина, ждущая ребенка, представлялась древним славянам любимицей богов, которая приносит в дом счастье. Возможно, именно поэтому добрачные дети чаще всего не были помехой для свадьбы, скорее наоборот – их матери считались первыми невестами на деревне. Ведь они уже доказали, что могут выносить и родить здоровых детей, а именно эта способность ценилась в женщине больше всего.
Древние славянеА уж если отцом малыша был князь или даже воин, родня и женихи девушку чуть ли не на руках носили. Ведь воинов осеняла милость Перуна, подарил дитя – поделился божьим благоволением. А значит и тот дом, в который войдет женщина с его ребенком, приманит счастье.
Но все же, существовало немало историй про жутких колдунов, которые могут подменить ребенка прямо в чреве матери, поэтому у древних славян было не принято рассказывать посторонним о беременности, а уж тем более о сроках родов. Если мужа не было рядом, женщина носила его пояс или что-нибудь из одежды, чтобы его сила оберегала ее. А в последний месяц она вообще старалась не покидать двора, чтобы в случае опасности Домовой и священный Огонь дома всегда могли прийти ей на помощь.
В момент рождения ребенка, по представлениям наших предков, нарушалась граница между миром живых и миром мертвых, и возникал водоворот, опасный для окружающих. Чтобы никому не навредить, женщина на время родов обычно уходила от дома подальше: иногда в лес, но чаще все-таки в баню.
Роженица, невольно открывающая дверь в иной мир часто считалась «нечистой», а правильнее сказать – легко уязвимой для злых сил, и находиться с нею рядом в этот момент считалось попросту опасным и требовавшим немалого мужества. Любой, кого коснулась скверна рождения, прежде чем сесть за общий стол, должен был пройти обряд очищения
Обычно будущей матери помогала немолодая женщина, уже закончившая рожать и ставшая «чистой». При этом сама она должна была иметь здоровых детей, а первенцами – лучше мальчишек. Кроме нее, при родах часто помогал муж. Он водил жену «посолонь», переворачивал с боку на бок, а нередко и стонал вместо роженицы, чтобы именно к себе привлечь внимание злых сил.
Пуповину новорожденному у древних славян тоже перерезали не просто так, а с особым смыслом: если рождался мальчик – то на топорище или стреле, чтобы стал мастеровым или охотником, а если девочка – на веретене, чтобы росла рукодельницей. А перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами матери и отца. Кстати, «привязать» — по-древнерусски «повить», отсюда — «повитухи», и «повивальные бабки».
Потом новоДревние славянерожденного обязательно представляли всем Богам и стихиям. Отец выносил и показывал его Небу и восходящему Солнцу, растущему Месяцу и Огню очага, прикладывал к Матери-Земле и окунал в Воду, отдавая малыша под их покровительство.
Первой пленкой сыну служила отцовская рубаха, а дочке – материнская. И вообще рубахи малышам шили не из нового полотна, а именно из старой родительской одежды. И делалось это не от бедности или скупости, а лишь для того, чтобы защитить его неокрепшие тело и душу от недоброго колдовства.
Примерно в пять-семь лет ребенка начинали приучать к хозяйственным делам, а заодно и знакомили с миром легенд, верований и традиций. Совсем в древние времена существовали даже особые дома – мужские и женские, где каждый член рода проводил несколько лет, осваивая все эти науки. Кстати сказать, дом «семи богатырей» в известной сказке Пушкина не что иное, как отголосок этой древней традиции.
интересно)))
тогда строго соблюдались законы Чистоты крови (Законы Рита), мужчина не мог быть рад женщине с ребенком (да и думаю такое было практически невозможным), потому что тогда считалось, что первый мужчина закладывает женщине образ духа и крови и теперь у нее будут рождаться только его дети, независимо от того кто дает свое семя. А мужчина, соответственно, должен продлевать свой Род.
Конечно интересно ))
как интересно! спасибо !
люблю читать про наше прошлое, все таки раньше люди лучше относились к женщинам и природе