День 1й «Мозговой штурм»
День 2й «Морфологический анализ"
День 3й «Метод каталога»
День 4й «Метод фокальных объектов»
День 5й. «Синектика»
"… Синектика – это возможность сделать незнакомое – знакомым, а привычное – чужим.
В основе метода лежит четыре типа действий.
- Отождествление самого себя с чем-либо, умение сопереживать объекту
- Поиск сходных процессов в других областях
- Использование метафор, символов, поэтических образов, сравнений и т.п.
- И фантастика – представление объекта, игнорируя все реальные правила.
Цель применения метода – научить ребенка менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных взрослым условий.
Помните рекомендацию «не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней».
Помните стихотворение К.И, Чуковского «Елочка»?
Были бы у елочки ножки,
Побежала бы она по дорожке, Застучала бы она каблучками…
А мы сегодня напекли рогаликов и пофантазировали:" Если бы у рогаликов были ножки и ручки..."))) Дочка продолжила: мы бы вместе играли, рогалики бы прыгали и бегали со мной, в мяч поиграли б.
Потом пошли дальше.
1.Представили объект — цветок. Изобразили красками:
2. Превратиться в данный объект при какой-то конкретной ситуации и рассказать, что они чувствуют при этом. Например, давно нет дождя, ромашку никто не поливает, а на улице три дня жаркое солнце. Пусть ребенок расскажет, что он при этом чувствует.
Дочь долго раздумывала...: хочется пить.
3. Предложите решить какую-либо задачу. Например, сломался стебелек у ромашки. Как ей помочь?
Здесь быстро ответила: приклеить! Клеем!
Слепила из пластилина ромашку и показала наглядно, как бы она это сделала:
4. Представьте, что проблема, возникающая с объектом может быть решена как в сказке. Например, как сделать так, чтобы ромашки всегда был политы? — Дочь предложила: сделать лейку и поставить рядом. В лейке всегда вода есть!
Продуктивная деятельность рисование, лепка, аппликация, схематизация, сочинение сказки.
Хорошо использовать разные виды продуктивной деятельности под каждый тип операций.
Например:
Нарисовать, как мы лечим ромашку
Слепить грустную ромашку, кот 3 дня без воды
Сделать аппликацию «солнышек на снегу»
Схематически зарисовать сказку про ромашку и т.п.
Действия синектики осваиваем в зависимости от возраста!
С 3 лет — отождествление самого себя с чем-либо, умение сопереживать объекту
С 4 лет – фантастика
С 5 лет Поиск сходных процессов в других областях; использование метафор, символов, поэтических образов, сравнений и т.п.
Как обучать ребенка:
- Сначала взрослый сам рассказывает, что почувствовал или представил.
- Затем ребенок начинает дополнять рассказ взрослого.
- Затем ребёнок рассказывает сам, а взрослый только уточняет, дополняет, расширяет представления ребенка.
- Затем уже ребенок сам без помощи взрослого рассказывает, что представил и почувствовал.
Начав заниматься, вы поймете, на каком этапе находится ребенок.
Ребенок 3 лет – представляет живые объекты. Легче всего начинать именно с животных.
С 4 лет нужно давать упражнения на превращение в неживые объекты, постепенно вводя проблемные ситуации. Ты машинка – ребенок показывает, как он едет. Но у тебя проблема – спустило колесо. Что ты чувствуешь?
С 5 лет важно сформировывать умение по отождествлению себя с проблемной ситуацией.
— если бы ты стал старым мужчиной, чтобы ты почувствовал, когда тебе надо нести тяжелые вещи?
Этот метод, как правило, дается детям легче всего, потому что он им больше всего нравится!
Потом я предложила дочке задачку такую: ты звездочка на небе, и видишь, что ребенок не может заснуть, как бы ты помогла ему?
Дочь: убаюкала бы. Я ведь звёздочка и могу упасть, высунуть свои руки и усыпить малыша. Я ему буду петь «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю..»
А потом красками визуализировали то ночное небо и звездочки. ( маленькую красную звёздочку как пример показала я)
Итоги: очень хорошо у нас пошли Метод мозгового штурма, Метод каталога и Метод Синектика. Задания выполняла дочка с удовольствием. А в повседневных играх замечаю, что Элина стала чаще сочинять что-то необычное, придумывать летящие санки в космос, летающую в небе ромашку, танцующие рогалики, учится и активно пробует решать поставленные задачки, которые встречаются всем нам кажды день: Ой, доченька, лужа какая большая! Как нам быть? и прочее.
да теория отпугивающая, одни названия только чего стоят, но попробовать надо!!
действительно, выглядит описание очень мудрено, но попробовала с сыном, и ему вроде нравится) спасибо