Особенности развития зрительного восприятия в детском возрасте (1-16 лет)

Автор — Марина Озерова

Особенности развития зрительного восприятия в детском возрасте (1-16 лет)

Младенчество (кратко)

Глазомер у малышей развит не очень хорошо, поэтому они совершают множество ошибок в оценках длины, высоты, ширины (этим объясняется и то, что первые рисунки почти не учитывают границ листа — ребенок их как бы не замечает).

Восприятие ситуативно — ребёнок не узнает хорошо известные объекты в незнакомой ситуации. Если знакомый человек надевает необычную одежду, ребенок не узнаёт его. Поэтому дети так удивляют взрослых, заплакав при виде папы в шляпе или темных очках.

В раннем детстве (от года до трех лет) восприятие ребёнка связано с предметными действиями. Объект воспринимается не по отдельному зрительному впечатлению, а благодаря всестороннему изучению доступными средствами: осязанием, манипуляциями, пробой на вкус и так далее. Ребенок может определить величину или форму предмета, если использует его для каких-то действий. В других случаях восприятие может быть ошибочным или неточным.

Для малыша трудно изобразить предмет, который он только видел (например, на картинке в книге).

Кроме того, он не воспринимает перспективу и масштаб, и удаленные предметы представляются ему действительно маленькими. С другой стороны, хорошо знакомый предмет, находящийся на расстоянии, не кажется ему меньше.

Ребенок не разделяет действительность и ее изображение (попытки «сорвать» ягодку, нарисованную в книге).

В возрасте ближе к году ребенок еще не умеет последовательно рассматривать новый предмет и выделять различные свойства, его внимание сосредоточено на одном, наиболее заметном для него признаке. По этому признаку он узнает предмет (обычно это форма, цвет или фактура). А к концу раннего детства обследование предмета становится более детальным.

В течение всего этого времени развивается умение устанавливать связи между понятием о предмете и самим предметом, а также между несколькими объектами.

После года ребенок может отыскать глазами предмет, о котором ему говорят.

Разглядывая сюжетную картинку, он сначала перечисляет отдельные предметы, но уже к трем годам хорошо улавливает, что на ней происходит (например, не «дед и репка», а «дед тянет репку»).

Может выбрать предмет на глаз, а не путем многочисленных проб (какое колечко следующим надеть на пирамидку).

Развивается предвидение динамических взаимоотношений предметов: ребенок может заранее понять, удастся ли протащить вещь через отверстие, мысленно соотносит форму, размер и расстояние.

Становится доступной задача зрительного выбора по образцу — когда взрослый показывает предмет и нужно найти что-то с похожими свойствами.

Словом, в этом возрасте ребенок всё время знакомится со свойствами вещей в деятельности, и это помогает ему накапливать запас представлений-образов, что очень важно для умственного развития. Восприятие — наиболее активная форма познания в раннем детстве.

Дошкольное детство (от трех до семи лет)

Зрительное восприятие становится ведущим и идет в паре с речью.

Большое достижение дошкольного детства — способность к абстракции.

Ребенок переходит к обобщенному восприятию. Если раньше знакомый предмет был «знаком» только в привычных условиях, то теперь он узнается даже тогда, когда антураж изменяется.

Также, дети различают форму предмета и конкретное содержание — например, могут увидеть в очертаниях окна или двери прямоугольник.

Глазомер развит еще недостаточно, и ребенку трудно оценить «на глаз» расстояние или узнать величину удаленных предметов.

Кроме контура предмета, ребенок начинает воспринимать его структуру, положение в пространстве, соотношение частей.

Определить и перечислить ключевые признаки незнакомого предмета малышу еще не под силу. Обычно он называет его на основании прошлого опыта и относит к похожим объектам — категоризирует.

К концу дошкольного детства восприятие становится «внутренним», то есть уже не требует сопровождения предметными действиями. Ребенок может мысленно сравнить предметы по цвету, форме и величине.

Также, он сопровождает восприятие словами — рассказывает о предмете.

Теперь ребенок способен сформулировать цель наблюдения, спланировать процесс, передать то, что видит. Развивается рассматривание, восприятие становится целенаправленным и управляемым, произвольным.

Младший школьник (от семи до десяти лет)

Главной психической функцией в этот период является уже мышление, а не восприятие. Но восприятие по-прежнему очень эмоционально: ребенок лучше «видит» и запоминает образ в сопровождении сильного переживания.

В начале периода восприятие еще ситуативно и целостно. Например, для первоклассников словом «треугольник» может быть обозначен тот, который расположен вершиной вверх, равнобедренный или равносторонний. Если они видят изображение остроугольного треугольника вершиной вниз, то часто затрудняются определить фигуру.

Дети путают похожие по написанию буквы и цифры. Все это следствие того, что они замечают лишь общий вид фигуры или знака, не анализируют элементы, структуру и пространственные отношения.

Трудности абстрагирования проявляются в том, как дети опредмечивают незнакомую форму — ищут бытовой аналог и слово для геометрической фигуры (конус — шапка, цилиндр — стакан).

В конце периода совершенствуется наблюдение. Ребенок учится анализировать объект, выделять существенные признаки и сравнивать их, формулировать свои наблюдения.

Развивается так называемое «пространственное видение» — дети учатся оценивать на глаз расстояние и величину, осознают иллюзию уменьшения далеких объектов и правильно представляют их реальные размеры. Появляется ощущение перспективы.

Теперь имеет значение не только внешняя привлекательность объекта, но и его содержание, интересность. В этом возрасте дети воспринимают не только сюжет иллюстрации, но и особенности композиции. Понимают идею картины, могут рассказать, что происходит, выделить основные и дополнительные детали изображения.

Подростковый возраст (от десяти до шестнадцати лет)

Восприятие становится все более абстрактным, теперь оно связано с понятийным мышлением: то, что воспринято, упорядочивается с помощью понятий.

Появляется восприятие, основанное на логическом мышлении, которое относит новые предметы к созданным ранее категориям.

Подросток осознает то, как он воспринимает, и управляет восприятием, которое в этом возрасте является полностью произвольным.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Анна
Анна
Челябинск
003707

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Актуальные посты
пузырик на десне
пузырь у ребенка на десне
психологическое сопровождение беременности