Марьяна Безруких, директор института ФГУ «Институт возрастной физиологии» РАО, профессор:
«Если мы требуем от ребенка трех лет (а в этом возрасте ребенок еще не готов к зрительному восприятию буквенных знаков) это делать, то у ребенка формируется неэффективный механизм чтения, который сохраняется на весь период обучения».
В интервью «Нельзя требовать от дошкольников умения читать»Владимир Загвоздкин, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования (МИОО):
«В настоящее время в мире существует консенсус о том, что прямое обучение чтению, письму, математике и т.п. детей младшего и дошкольного возраста не приводит ни к чему хорошему. А вот если дома или в детском саду, например, есть уголок грамоты, где находятся книги, бумага и карандаши, детям читают сказки и истории, рассматривают книжки с картинками, поощряют их собственное воображение и словесное творчество, когда ребенок придумывает истории, а взрослый за ним записывает и т.п., то дети без всякого принуждения, сидения за партами овладевают начатками грамоты, чтения и письма как бы сами собой, без прямого обучения, и, что самое важное, каждый в своем темпе.То же самое относится и к другим областям развития, например, развитию математических способностей».
Ольга Исаенко, детский психолог, кандидат психологических наук, в методическом учебном пособии «Педагогические системы и программы дошкольного воспитания» пишет:
«Если ребенка интенсивно обучать чтению в 3-4 года, это приведет:
к энергетическому истощению мозга, обкрадыванию участков, обеспечивающих движение тела и восприятие пространства. Этот «телесный» дефицит, скорее всего, останется на всю жизнь в виде неловкости, неуклюжести, а то и серьезных двигательных нарушений.
Дефицит энергии также может вызвать заикание, нарушение речевого развития, нарушение эмоциональной сферы (капризность, агрессивность).
Образы букв, сформированные без должной опоры на моторику и пространственное восприятие, долго будут оставаться рисунками, а не символами, и, значит, переход к беглому чтению затянется.
Плохо развитые связи между левым и правым полушарием приведут к самым разным школьным проблемам и проблемам с поведением.
Каким бы странным современным родителям это не казалось, но именно двигательная активность в 1, 2, 3, 4 года принесет больше пользы для чтения, а вовсе не карточки или кубики с буквами. Для начала лучше хорошо поползать, потом двигаться на четвереньках, стать на две ноги, начать бегать, прыгать на двух ногах и на одной ноге, затем в свое время играть в детские уличные игры, танцевать и т.п.
Что делать, если вы уже «преуспели» в раннем обучении чтению или чтение нарушено по другим причинам? Подкачать энергию для работы мозга, учить ребенка прыгать на одной ножке, дать ему возможность упражняться в ловкости в детских играх, учить его отстукивать простые ритмы по образцу, составлять рассказ по картинке, создавать повторяющиеся узоры из кубиков».
Логопед Дарья Иванченко (статья «Кубики Зайцева»):
«В конце первого года жизни ребенок пробует произносить первые слова, начинает развиваться словесная речь. Малыш говорит еще мало, но знает уже достаточно много предметов. По методике Зайцева предлагается приклеивать карточки со словами к крупным предметам в квартире – холодильнику, шкафу и т.д. Мало того, что обобщение понятий в этом возрасте еще на низком уровне и слово «стул» для некоторых детей будет обозначать лишь стул на кухне. Еще и написанное слово, прикрепленное к этому злосчастному стулу, может подменить само понятие данного предмета мебели! И на просьбу «покажи стул», Ваш малыш будет показывать на распечатку слова. А Вы будете думать, что он читает….».
Ну например, в сад ребенок не ходит, а в развивашке другие детки. Детям тоже однообразие домашнее надоедает… Моему ребенку 9 месяцев, и знаете он от меня тоже устает. Любит новых людей, детей, новые места… А что говорить о ребенке 2 лет? Дома он с мамой лепит, а в развивашку придет раз в неделю на часок, и с детками полепит, что то новое посмотрит, узнает, увидит. Ну что в этом плохого? Опять же с мамой он круглые сутки, а в развивалке час и не каждый день. От таких посещений только польза. Согласна, гонка за знаниями в целях соревнования с другими детьми — неприемлема и для меня тоже… А так, по мне, так что вложишь вребенка сам, то и получишь в будущем. Что посеешь, то и пожнешь))
Вот например, я вам скажу за себя)) я знаю английский очень хорошо, училась в школе с уклоном, по обмену в америке в школе поучилась, вышка у меня переводчика(вторая не основная, получила чтоб было, чтоб язык не пропадал))) но в качестве учителя я ноль))) вшколе конечно запросто помогу ему, но сама ничему блин не научу. У менч у знакомых дети сейчас с 1 класса изучают англ.яз в школе, и я вам скажу, современная школьная программа — это посто ужас! Детей жалко. А знание англ языка важно на мой взгляд. Теперь к чему это я — у нас в городе есть кружок англ языка с 3 лет. Маленькие детки с хорошим педагогом играют и учат английский в игровой форме, по мере взросления игровая форма переходит в обучательную. К школьному возрасту — они очень хорошо подготовлены в этом плане, и учиться будут сами, а не родители им все делать будут с помощью интернета, как у моих знаеомых… Будет ли мой ребенок там заниматься? Будет ли ему нравиться? Получится ли у него? Ответ — не знаю. Но? Попробую ли я его туда отвести, заинтересовать? Ответ категоричный — да! А дальше буду смотреть по ребенку. Можете кинуть в меня тапком, но ечли это в виде игры и ребенку понравится — то я полностью за, и считаю это полезным, и не рано!!!
Мы с вами вроде об одном, и о разном. Я ведь тоже против насильственного обучения. Ну не дается ребенку, не хочется — ну и нечего ему в 3 года буквы и чтение в голову вбивать. Но сам факт раннего развития не вреден, а полезен. Вот я о чем толкую))) вы ж сами говорите, со старшей занимались, ей пошло это так сказать, она и учится хорошо! Не заикается, не нервная наверное и т.д. вы статью то перечитайте, там утверждается, что вообще это вроде как вредно, и последствия всякие… Так вот с этим не согласна. А силком ребенку вбивать знания — этого я не писала...
Никого не хочу обидеть, но такое ощущение, что все, кто против раннего развития — это люди, у кого дети не поддаются этому развитию))))))
Ну ведь у кого-то другой опыт)))) кто то рад и доволен, что начал развитие рано, и не жалеет об этом, потому что видит результат…
И тоже не с одним ребенком))))
Важный момент в статье — физическое развитие и активность важнее чем чтение и зубрежка. Это не исключает интеллектуальное и творческое развитие, но уже после того, как ребенок в волю набегался и напрыгался, и уж никак не в ущерб.
все хорошо в меру и без насилия.моя ток в 5 захотела читать
Полностью согласна
Сложно сказать, дало ли мне что-то чтение с 4ех лет. это больше маме хорошо было, дала книжку и ребенок занят, пока она делает домашние дела. И точно известно, что не шкодит)
Но мы еще решали разные головоломки, играли в развивающие игры (правда тогда их так не называли, называли просто играми))), клеили, лепили и вообще очень много занимались реально. И мне потом было легко в школе учится, в универе я вообще почти не училась. Я все на лекциях хорошо запоминала. Так что раннее развитие все-таки что-то дает. оно приучает мозг работать. и чем раньше приучить мозг работать, тем для него лучше.
Согласна на все 100!!!
Полностью не согласна… Не встречала ни одного ребенка, знающего буквы и умеющего читать в дошкольном возрасте — с описанными последствиями. Включая меня. Мой брат сам запомнил весь алфавит в 2 года… Спрашивал у мамы это что за буква? Она говорила. Он запоминал… Читать рано начал, как и я… И сейчас ему 36 лет, очень умный, начитанный, образованный, развитый интеллектуально и всесторонне человек. Не хочу хвалить себя, поэтому пишу про брата)))))) по моему, сейчас все направлено на то, чтобы "отупить народ"… В возрасте 3-4 лет у ребенка мозг информацию впитывает как губка, запомнить что-либо намного легче, чем в 6-7, почему бы им не запоминать полезную информацию?
Конечно без насилия, если ребенку это дантся с трудом, не нужно лезть из кожи вон, чтобы научить ребенка читать в 3 года. Если ребенок заинтересован — это нужно делать
Ну поэтому я и добавила, что без насилия конечно. Если совсем невмоготу это и для ребенка и для мамы, то конечно не нужно. А если есть интерес у ребенка — то я бы сказала, что это необходимо))) в плане интереса — тоже есть два варианта, либо есть у ребенка свой интерес, либо можно самим проявить интерес в ребенке и отсюда отталкиваться. Не смогли проявить интерес — не нужно мучить ребенка, смогли — хорошо. Тут вот высказывались о том, что у ребенка должно быть детство. А какое? Мультики, куклы-пистолеты и улица?? Я лично за то, чтобы развивать ребенка по мере возможности. В игровой форме, но развивать. Это же не значит, что нужно убивать на это развитие абсолютно все время! Но по мне, так приучать к занятиям, дисциплине, самоорганизации нужно ребенка с малого возраста. По крайне мере по мере возможности…
У меня например у подруги сыну 3 года, она его раз в неделю водит в развивалку. Там несколько детей, они там играют, лепят, рисуют и т.д. недавно начали учить буквы. И выучили. Без напряга. Полностью весь алфавит знает ребенок. И что? Это плохо? Это рано? Он очень активный и неусидчивый. Возможно, если б она дома сказала ему — а ну ка садись, будем буквы учить — ничего бы у нее не вышло. Поэтому подход нужен к каждому ребенку. И если его найти, то совершенно неплохо чему то учить ребенка до школы. В конце концов, практически все родители пытаются в малом возрасте выучить какие то стишки, ну согласитесь, ведь почти все через это прошли? Не сами так в саду, начиная с 2-3 лет… И никто не считает, что это плохо и рано))))) а ведь это тоже развивает память и мозг ребенка… Хотя не всем деткаи это так уж легко дается
это конечно все хорошо, но вот в школу пойти ребенок должен уже подготовленным
уметь должен читать, писать и считать
мы с годика на развивашки ходим, там им показывают буквы и цифры, но все исключительно в игровой форме. Поем про буквы, играем с ними, лепим. И за все занятие уделяем буквам и цифрам минут 5-10
буквы начали с 2-х изучать, с годика собирали пазлы легкие, учили звукоподражание животным, самих животных, цвета
солидарна!
с дочкой после 4 лет начали учить буквы, читать стали в 5,5 лет, и то нам сказали рано)) хотя сморю на соседскую девочку 3,5 года, которая уже читает и охреневаю…
у нас 2,8 девочка читает простые слова на занятиях
есть дети, которые очень быстро все схватывают
чего много, то не здраво.
ранними методами не увлекаюсь. картточки показываю со зверьками. книжки чтаем, и то больше по просьбе ляленыша)
когда гуляем озвучиваю, что видим.