Парадокс раннего «развития» и его «подводные камни»

Взято из лекции Смирновой Е.О. (детский психолог, научный руководитель УМЦ «Игры и игрушки»)

Разрушение ценности свободной игры (с воображаемой ситуацией)

В последнее десятилетие в обществе произошёл распад семейных ценностей, изменилось отношение и к детству. На ребёнка проецируются взрослые нормы поведения, не говоря уже о раннем приобщении его к компьютеру и раннем обучении. Ценность традиционной свободной игры разрушается. Дети не играют во дворах. Нет разновозрастных коллективов.

Спонтанной стихийной детской игры становится всё меньше как дома, так и в детском саду. На неё просто не остаётся ни времени, ни пространства. В детских садах время загружено учебными занятиями и на свободную игру остаётся, ну, буквально полчаса. И то, дети, не умеющие играть, не играют сами, и их приходится занимать какими-то учебными дидактическими занятиями. А дома в свободное время дети занимаются в основном не игрой, а просмотром телевизора. Это просто бич нашего времени – дети с 2-х лет прилипают к телевизору и уже не могут организовать свой досуг по-другому. Помимо этого, появились электронные компьютерные игры.

Традиционная свободная творческая игра сейчас встречается только в тех семьях, где понимают её значение и пытаются передать её своим детям (о ценности такой игры для развития детей говорилось в предыдущих постах).

Да, сейчас в педагогике применяются разные игровые технологии и игровые средства обучения. Игровым приёмом считается введение в обучение какой-то игрушки, например, мишка «рассказывает» буквы и цифры. Или такая «игра»: кто быстрее нажмёт какие-то кнопочки, тот и выиграл. Но это очень далеко от настоящей игры. Настоящей игры нет.

Почему так происходит?

Изменилась эпоха, изменилось отношение государства к дошкольному возрасту. Сейчас дошкольный возраст курирует муниципальное управление, у которого, как правило, нет средств и возможностей для организации полноценного проживания этого периода.

Изменились установки родителей. Дошкольный период стал рассматриваться как период подготовки детей к школе. При чём, эта подготовка понимается как преждевременное раннее обучение детей грамоте, счёту, иностранному языку и т.д. Свою главную задачу родители видят именно в том, чтобы как можно раньше передать детям эти учебные навыки. И они ищут такие детские сады и развивающие центры, где как можно раньше и как можно больше детей учат.

Но учение не может быть свободной самостоятельной спонтанной деятельностью. Потому чтоесть определённые возрастные особенности, и их не может отменить никакой технический прогресс. Психическое развитие ребёнка не может происходить через усвоение им навыков чтения и письма. Чтение и письмо – это достаточно простые ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ навыки, которым место в младшем школьном возрасте. И дети, научившиеся читать в 3 года, абсолютно НИЧЕМ НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ от других детей. Это никак не означает, что они будут любить читать книжки. Не означает, что они понимают, о чём они читают. Не означает их успешное прохождение школьной программы. Это всё полная ИЛЛЮЗИЯ.

Более того, такое формированное обучение школьным навыкам ТОРМОЗИТ реальную готовность ребёнка к школе. Буквально недавно у нас было исследование, где мы сравнивали уровень подготовки к школе 2-х групп детей: детей, которых родители рано начали учить читать, считать и писать, и детей, чьи родители оставляли им простор для свободной игры. И оказалось, что первая группа была готова к школе значительно меньше. У них был явный протест против школы, т.к. они не наигрались. Натаскивание на письмо, грамоту, и счёт абсолютно ничего не даёт для развития образного мышления, творческой и познавательной активности ребёнка. Оно даёт ТОЛЬКО ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ НАВЫК. И такие дети отличаются только тем, что их не надо учить читать. Но это преимущество, как вы понимаете, исчезает на протяжении 2-3-х первых месяцев. А потом они начинают резко отставать. Потому что у них нет познавательной активности, любознательности и интереса к тому, как всё устроено, нет умения задавать вопросы, умения слушать взрослого, т.к. эти навыки формируются в свободной игре.

Но взрослые не видят ценности этой игры, сами не умеют играть, не понимают, зачем это нужно. Вообще играть с ребёнком – это достаточно трудоёмкий процесс. Далеко не всякий взрослый умеет и считает нужным взять на себя какую-то роль, создать воображаемую ситуацию, поместить туда ребёнка. Это всё считается забавой, ненужной роскошью. А «игрой» сейчас называются сугубо дидактические пособия, игрушки, где нужно ответить на вопрос, нажать на кнопку, нажать на нужную букву, назвать незнакомую птицу. А также это развлекательные интерактивные игрушки, о которых я говорила в 1-й части лекции, – смешные, забавные, интересные, но не побуждающие к формированию внутреннего мира и воображаемой ситуации.

Логика развития игры в дошкольном возрасте

Смысл игры для 3-4 летнего ребёнка – в том, чтобы действовать с предметом (готовить обед, крутить руль, тереть морковку), т.е. игра-действие.

Следующий этап игры (4-5 лет) – появление отношений, когда нужно не просто сварить обед, а кого-то накормить и тем самым выразить своё материнское отношение к ребёнку. Или непросто делать укол кому попало, а кого-то вылечить, кому-то помочь. Не просто ехать, а кого-то куда-то привезти. То есть, что-то кому-то сделать.

И, наконец, 3-й этап игры (5-6 лет) – соблюдение определённых правил поведения в игре – сделать что-то правильно, как это принято.

Так вот, в настоящих условиях логика развития игры абсолютно нарушена. Наши исследования показывают, что тот уровень, который был характерен для детей 3-летнего возраста (игра-действия), сейчас типичен для 5-6 летних детей.

У очень немногих старших дошкольников наблюдается игра «отношения», когда они могут общаться в игре, слушать, отвечать на реплики партнёра по игре, подстраиваться под него. В основном, это просто игра-действие – вожу машинку жжжжж туда-сюда. Вот такая игра. Кто ты? Во что ты играешь? Куда едет твоя машинка? Что она везёт? Об этом ребёнок не задумывается. Внутреннего воображаемого мира у него, увы, нет. Или лепят девочки куличики, делают пирожки. С какой начинкой? Для кого лепят? Кто их будет есть? Кто ты сам? То ли ты повар, то ли бабушка, то ли мама – им это не важно, они это не представляют. Главное, делать куличики.

Наши исследования показывают, что плохоиграющие дети (у которых игра остаётся на уровне простого действия) значительно меньше контролируют себя. Они не могут владеть собой и сдержать свои импульсивные желания. А самое главное, они не могут организовать свою самостоятельную деятельность. Когда они остаются без контроля взрослого, они не знают, чем себя занять. И начинается либо хаотическая беготня, крики, травмоопасная ситуация, когда ребёнка нельзя оставить одного. Либо дети смотрят телевизор, что встречается гораздо чаще. Невозможность самоорганизации, невозможность придумывать, чем себя занять – это беда многих наших дошкольников.

Парадокс раннего развития и последствия «недоигранности»

И ещё одно последствие «недоигранности» в школьном возрасте. Практически все дети младшего школьного возраста приносят с собой в школу игрушки и постоянно играют. Это отмечают практически все учителя. Вместо того, чтоб делать уроки, они залезают под стол и играют втихаря. Вот такой странный парадокс. Стремясь пораньше подготовить ребёнка к школе, сделать его более развитым и опередить возрастную норму развития, мы приходим к явной задержке этого развития и к инфантилизации.Мы сейчас все жалуемся на безответственность наших подростков, на отсутствие у них самоорганизации. Корни всего этого, на мой взгляд, в дошкольном возрасте, который не был прожит в соответствии с законами психического развития. И никакие игровые средства обучения и игровые технологии не компенсируют преимущества творческой воображаемой сюжетно-ролевой игры, в которой есть другой «Я», другие предметы, воображаемый мир, которые выводят человека на уровень развитого сознания и внутреннего плана действия.

Что делать, чтобы игра не уходила из жизни наших детей и детство было прожито максимально полно?

Федеральной программой предусмотрено отведение специального времени для свободной игры в детских садах. Правда, проблема в том, что воспитатели сами разучились играть (принимать на себя роль и создавать воображаемые ситуации). Тут требуется и креативность, и артистизм и понимание ребёнка...

Нужны правильные игрушки. Я уже немного затронула эту проблему в 1-й части, говоря о том, что интерактивные, экзотические, дидактические игрушки не подходят для игры. По нашим данным 80% игрушек в магазинах не соответствуют потребностям сюжетно-ролевой игры дошкольника. Поэтому нужно фильтровать эти игрушки, не «покупаясь» на их яркий вид, избыточную технологическую оснащённость и рекламу.

Ну и, конечно, самое главное – это понимание родителей, что РЕАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА происходит не тогда, когда он учится читать и считать, или узнаёт какую-то новую информацию, или учит иностранный язык в 3-4 года, а КОГДА ОН ИГРАЕТ в воображаемую ситуацию. И что источником его познания, общения, мышления, воображения, самоосознания является, прежде всего, ролевая ИГРА.

Вопросы.

Как следует поступать родителям в ситуации, когда ребёнок просит купить конкретную игрушку и ничего более?

Вся наша окружающая среда создаёт неправильные установки и у самих детей и у родителей. Лучше выбирать игрушки БЕЗ РЕБЁНКА, чтобы его не искушать и не провоцировать. Потому что огромный ассортимент ярких кричащих игрушек в магазине ПАРАЛИЗУЕТ волю взрослого, а уж ребёнка – тем более. Он хочет всё, что он видит, и ему очень трудно сориентироваться. К тому же, среду ребёнка должны создавать, прежде всего, родители. А ребёнку чаще всего просто хочется то, что «есть у всех». Но с этими игрушками играть очень трудно. Взять, например, трансоформеров – вы его раза 2-3 разложите и всё, его игровые возможности на этом исчерпываются. Важно, чтобы у ребёнка помимо модных игрушек были какие-то НАСТОЯЩИЕ. И чтобы именно они стали для него реальными друзьями. Взрослые вполне могут «оживить» и сделать настоящим другом для ребёнка какого-нибудь зайчика или мишку, который любит ребёнка, ждёт, скучает без него, хочет с ним засыпать, что-то просит у него. С трансформером это невозможно.

Часто мальчики ломают игрушки. Нормально ли это?

Если ребёнок пытается понять, как игрушка устроена, то это абсолютно нормально. Есть специальные игрушки, которые можно разбирать-собирать и таким образом познавать мир. Плохо, когда ребёнок ломает игрушки из агрессивных побуждений.

В коллективных играх дети остро переживают, когда нарушаются правила. Может быть, именно тогда они начинают понимать, что такое справедливость?

Игры с правилами – очень важный этап социализации ребёнка. И если ребёнок переживает нарушение правил – это очень хорошо, значит, они их уже усвоил и руководствуется ими. Сначала в игре, а потом и в жизни.

Как помочь ребёнку смириться с проигрышем в игре с другими детьми?

Конечно, необходимо, чтобы ребёнок приобретал опыт собственного поражения, пока что игрового. Нужно как можно чаще играть с ним в игры «на удачу». Не соревнование в меткости или уме, а просто «выпал шарик, сейчас тебе выпал, а потом другому выпал, это решает случай, это естественно».

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Анна
Анна
Челябинск
10281340

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Юлия Нуруллина
Юлия Нуруллина
Артур
10 лет
Уфа
Мой мультиков уже насмотрелся.

Он сейчас в Лего играет все время- купили ему большой мешок и братика воспитывает. А также физподготовка у нас идет. Уже мышцы появились.

Буквами играет просто пока. Считать сам научился.

Планшет и телефон редко даю, когда очень надо.

Ну и сама с ними играю.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Ты про старшего или младшего?
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
а, про старшего, поняла. А в ролевые игры играет?
Пожаловаться
Юлия Нуруллина
Юлия Нуруллина
Артур
10 лет
Уфа
Анна 
Мы играем во всякие игры:

1. Гусеница ползет, потом залазит ко мне в обьятия-кокон и тут улетает бабочкой

2. Все время они представляют себя спайдер-мэнами. Научились кувыркаться. Старший так без рук даже. Делаем зарядку спайдер-мена.

3. Старший у нас то зайчиком нарядиться, то в дельфиненка.

4. Одно время они играли в пап. Заворачивали кукол в пеленку. И они их няньчили, спать укадывали, кормили. То сами в лялек играли. Я их заворачивала и бутылочку давала.

5. Играем в поворов. Готовим что-то вместе. Старший говорит у нас итальянский ресторан- готовим пиццу.

6. Часто старший играет в продавца. На столе разложит все ровненько и красиво. А мы покупатели.

7. В прятки играем или догонялки часто.

8. Любит строить дом и приглашать туда братика. Мечтает строить дом вживую.

9. У нас постель голубая- представляет ее морем.

Ну это то что я вспомнила.

Младший пока просто повторяет- помогает вещи вешать, посуду мыть, игрушки собирать, посудомойку всегда разгружает, нажимает когда надо стирку запустить, тоже туда белье складывает, готовить тоже пытается, в спайдермена играет, но мультики его еще интересуют. Кстати младший научил считать тоже уже в 2 года, как и старший.

Ну и любим очень лепить. Лего очень любим. Еще нам дед мороз подарил книжки с заданями и наклейками. Делаем их по тихоньку. У нас еще всяких карандашей, ручек, красок много. Пробуем все. Буквы всех видов. Они их перебирают, складывают по карточкам, по цветам и т.д.

В целом они проходят одни и теже этапы. Я уже даже не удивляюсь.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Юлия Нуруллина 
Круто! Спасибо, что написала, я возьму себе на заметку)

А что значит считать младший научился считать? Просто цифры называет: раз, два, ттри, ччетыре, пять? Алёна тоже умеет… Просто некоторые прям складывать цифры учат, наверно… мне кажется, это пока совсем ни к чему

Пожаловаться
Юлия Нуруллина
Юлия Нуруллина
Артур
10 лет
Уфа
Анна 
Складывать не умеет, но посчитать может и сказать где один палец, а где два например. В прятки играем — считает.

Старший кстати еще 3 не было на пальцах тоже складывать мог. Все геометрические фигуры знал. Говорил хорошо. Младший плохо говорит.

Пожаловаться
Ирина
Ирина
Екатерина
25 лет
Андрей
33 года
Санкт-Петербург

Можно подумать, что раньше воспитатели играли с детьми или мама придя с работы не к плите вставала, а с ребенком в ролевые игры играла. Никто никогда не учил играть в ролевые игры, дети сами как-то учились.

Пожаловаться
МамаСына
МамаСына
Краснодар

Дык все правильно написано. Давно уж об этом пишут. Януш Корчак например писал тоже самое — ребенок живет, когда просто играет! Больше гулять на улице, рассказывать детям о природе вокруг, учить уличным играм, ходить в гости к детям и приглашать к себе.

Альтернативу чтению? Лучшее развитие — это не мешать развитию, учить уважению окружающих, культуре и правилам хорошего тона. Ограждать от уродливых форм, негатива и пошлости.

Пожаловаться
Инна
Инна
Ростов-на-Дону
в точку!
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Согласна. У нас просто, похоже, уже само понятие детской игры извратилось в сознании. Мамы воспринимают её как баловство какое-то. Ну так конечно — если ребёнок завален интерактивными электронными игрушками, то такая «игра» ничему полезному не научит. Нужна ролевая игра. Где РЕБЁНОК задаёт правила, используя своё воображение, а не запрограммированная игрушка.
Пожаловаться
МамаСына
МамаСына
Краснодар
Анна 
Гостил у нас племянник мужа, который играл только в интерактивные и компьютерные, смотрел только западные мультики и типа маши и медведя — жесть, муж сына от него охранял, тот вообще играть не умел, все норовил нашему на голову залезьть, зачем — не понятно, стукнуть, толкнуть, утихал когда родители давали в руки телефон или планшет. Мама его - учительница в школе… Вот как в Уральских пельменях в сценке — забрали планшет и тот сразу бешеный становится, брр, Спаси Господи того ребенка! Ответить: Аня Дёмина
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
МамаСына 
Ооооо, Вы описали прям дочку моей подруги (она чуть младше нас) — у неё тоже море интерактивных игрушек, активный просмотр неадекватных мультиков и планшетно-телефонные «развивающие» игры всегда в ходу. Так она тоже всё активно «докапывалась» до моей дочки, бесилась и капризничала, успокоилась только когда её мама всунула ей телефон. А моя дочке спокойно сидела в лёгком шоке глядя на это, и всё пыталась спрятаться от неё. Так вот, меня очень смутило, что подруга объяснила это тем, что её дочка просто хочет поиграть с моей, а моя, мол, неконтактная и вырастет забитой, если я не буду её водить почаще общаться с другими детьми, чтобы она привыкала к их такому поведению…
Пожаловаться
МамаСына
МамаСына
Краснодар
Анна 

Не слушайте её, мой прекрасно ходит в садик и у него есть друзья, и большинство деток хотят дружить с моим сыном, но он очень избирателен, и когда я поговорила с ним почему так, описывать не буду, думаю ты (можно на ты?) сможешь разговорить свою дочь и узнать причины её действий, так выяснилось что он не дружит с планшетно-телефонными детьми, которые носят в садик всякую дрянь, типа змей, динозавров, монстров, эти дети деруться, но сын умеет дать им отпор и они его не трогают, а других бьют. Кстати, эти дети часто болеют, из-за них часто карантин и на скорой их увозят и гулять им мамы часто не дают, домой скорей, а там что? Мультики дикие и игрушки страшные и т.д. и т.п. Но таких у нас всего человек 5 — из мальчиков. Сыну объясняю что они хорошие и мы их тоже любим, просто они не умеют играть хорошими игрушками, а играть со всеми подряд не обязательно, но любить надо.




Пожаловаться
ОсторожноБРЮНЕТКА
ОсторожноБРЮНЕТКА
Малыш
8 лет
Москва

Действительно, многие родители, да и педагоги путают понятия «развитие» и «обучение». Вообще не понимаю, почему у многих такая страсть к обучению ребенка абстрактным символами. Ведь эти символы, -слова, буквы, цифры и тд-придумали люди. Но окружающий мир намного насыщенней и многогранней, чем его можно передать и описать с помощью символов. И детство-особенно 2-3 года-то прекрасное время, когда малыш воспринимает его таким, какой он есть, а не через стереотипы. Я вижу, как мой сын играет со снегом, водой, песком, рассматривает животных и насекомых, придумывает как использовать разные повседневные предметы в новом качестве), и не представляю как и зачем ребенка в таком возрасте сажать и учить символами, которые ему вотпрямщас абсолютно не нужны.

Пожаловаться
Дом
Дом
Света
6 лет
Шикарно!
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Пожаловаться
mySHadow
mySHadow
Волжский

Жаль, что некоторые заметили в этой статье только то, что ребенка нужно оставить в покое и забить на его обучение. Здесь смысла гораздо больше. Просто нужно разумно подходить к вопросу игры и обучения и давать ребенку как можно чаще проявлять фантазию и воображение. Разумеется, никто не говорит, что раннее развитие может навредить. Все хорошо в меру.

Пожаловаться
Елена
Елена
Ярослав
7 лет
Челябинск
Никто не против чтения, статья больше о том, что у современных детей мало шансов просто наиграться в доволь во время!!! Игра, не принужденная, ни из под указки, куда большему учит, чем зубрежка! Современные родители часто устанавливают такой плотный график своим малышатам из развив.занятий, обучения английскому, танцев, занятий музыкой и прочих, что на непринужденную игру времени нет…

Ещё одна категория родителей из-за своей занятости или банальной лени вообще ничему не учат своих чад, а дети прикованы к телевизору и компьютерам. Тут вообще все печально(((

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
+ mySHadow Для меня было открытием, что ребёнка надо, оказывается, учить играть, как бы смешно это не звучало… я думала, они сами как-то там. А получается, что сейчас многим родителям не до этого, воспитатели в садиках разучились и им тоже некогда, от кого ребёнку научиться играть в воображаемую ситуацию? А это, оказывается, огромную роль играет в становлении многих личностных качеств
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Елена 
ну да, что-то и правда тут суть дискуссии свелась к тому, учить читать или нет)) а смысл-то был в другом)
Пожаловаться
mySHadow
mySHadow
Волжский
Анна 
Да, это точно! Окна моей спальни выходят на сад, куда ходит мой сын. И так повезло, что я вижу его группу, где он играет. И меня поражает, как часто они там сидят на стульях и как мало времени проводят в играх! То-то дома он, бедняга, набегаться не может!
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
mySHadow 
Можно спросить, почему?)
Пожаловаться
mySHadow
mySHadow
Волжский
Рина 
Что именно?
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург

Еще умилило:

В коллективных играх дети остро переживают, когда нарушаются правила. Может быть, именно тогда они начинают понимать, что такое справедливость?

А может, именно тогда они начинают понимать, что справедливости для всех не существует?))

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
ну этот вопрос из зала был, возможно, и правда некорректно выразились)
Пожаловаться
Инна
Инна
Ростов-на-Дону

Я вот не понимаю таких родителей которые загружают детей с пеленок, так и хочется крикнуть: дайте детям детство! они еще успеют загрузится школой институтом работой..

Пожаловаться
Italjanka
Italjanka
Пожаловаться
mySHadow
mySHadow
Волжский
точно!