Сюжетно-ролевая игра

Взято из лекции Смирновой Е.О. (детский психолог, научный руководитель УМЦ «Игры и игрушки»)

Развитие детей дошкольного возраста наиболее интенсивно происходит в сюжетно-ролевой игре. Это игра, в которой ребёнок не просто создаёт воображаемую ситуацию, а берёт на себя какую-то роль другого (взрослого, сказочного персонажа, животного) и проигрывает от его имени эту воображаемую ситуацию. Здесь уже ребёнок не просто начинает видеть в одном предмете другой предмет, а начинает САМ СЕБЯ переживать по-другому и сам себя называет новым именем. Эта способность «переименования себя» появляется где-то около 3-х лет.

Какую бы мы не взяли сферу развития ребёнка 3-7 лет, все его важные достижения закладывается именно в ролевой игре и развиваются в ней наиболее интенсивно.

•Тренируются и развиваются воображение и образное мышление

•Наиболее интенсивно развивается самоосознание ребёнка, т.е. его представление о том, кто он есть. Он начинает контролировать своё поведение с позиции персонажа, которого он изображает. У него возникает чёткое разделение: «Я» – «не Я», т.е. осознание себя как ребёнка и осознание себя как кого-то другого.

•Развивается способность управлять своим поведением (это, кстати, один из главных факторов, свидетельствующих о готовности к школе).

Главное противоречие ролевой игры. С одной стороны игра – это свободная эмоциональная деятельность, которая всегда приносит удовольствие, и в которой ребёнок делает только то, что он хочет. А с другой стороны, именно в ролевой игре ребёнок впервые начинает подчинять свои действия правилам, преодолевать какие-то свои импульсивные ситуативные желания и отказываться от них.

Каждая роль содержит какие-то правила поведения. Например, если я мама, то я не могу, например, пинать своего ребёнка, бросать, и должна каким-то образом о нём заботиться. Если я милиционер, то я должен стоять на посту и регулировать движение. Ребёнок, взявший на себя роль, принимает эти правила поведения. Он берёт на себя ответственность за выполнение определённых действий. Если он «стоит на посту» в качестве «милиционера», но ему хочется побегать-попрыгать как другие дети, то он понимает, что этого делать нельзя, потому что он сейчас играет в милиционера. Или, если девочка играет в маму, а ей хочется побегать с другими девочками, то она не может этого сделать, потому что не может сейчас бросить «своего ребёнка».

Получается, что игра ограничена рамками роли. Но важно то, что эти обязательства ролевого поведения ребёнок берёт на себя ДОБРОВОЛЬНО. Он САМ хочет быть милиционером. Он САМ хочет быть мамой. Не потому, что его принуждают к этому, не потому, что его похвалят за это или поругают, если он этого не будет делать, а потому что ОН ХОЧЕТ выполнять эту роль. Очень важный момент – здесь рождается новая форма желания – ребёнок хочет БЫТЬ ДРУГИМ – умнее, сильнее, выше, больше и т.д. В ролевой игре «ХОЧУ» и «НАДО» соединяются – ребёнок ХОЧЕТ БЫТЬ правильным, хорошим, хочет действовать так, как предписано ролью. То есть, ребёнок преодолевает себя, он делает то, что ему физически трудно, но то удовольствие, которое он получает от того, что справился со своей ролью, не сравнится ни с чем.

Так вот, в игре ребёнок учится управлять своим поведением. В игре отрабатывается устойчивость в желаниях, когда ради чего-то более важного, ребёнок преодолевает ситуативные импульсные желания.

•Ну и, конечно же, в игре складываются детские личностные отношения. Дети возраста 3-5 лет ещё не могут разговаривать, ничего не делая. Они не могут беседовать «по душам», так сказать. Их общение ситуативно и во многом связано с их действиями. И вот эти роли, которые берут на себя дети, как бы направляют содержание их общения: о чём надо говорить, что делать, как себя вести – всё это заложено в сюжете игры. Игра подсказывает, что и как надо делать.

Если же дети не играют в такие игры, если им нечего изображать и нечего представлять, то им и непонятно, как вообще общаться. Такие 4-5 летние дети обычно остаются на уровне взаимодействия 1,5-2-х летних детей – крики, беготня, кривляния, пугалки, страшилки и другая бессодержательная «возня». В ролевой же игре дети учатся слышать другого, согласовывать свои действия, потому что в игре надо подстраиваться под действия партнёра, обязательно учитывать, что он делает, о чём он говорит, и отвечать ему.

В тот момент, когда дети меняются ролями и пытаются посмотреть то со стороны «доктора», то со стороны «больного» (если это игра в поликлинику, к примеру), закладывается главный фундамент в развитии детского интеллекта, т.е. формируется способность встать на другую позицию и увидеть ситуацию с другой точки зрения.

Статьи по теме:

Психология детской игры

Об инициаторе детской игры

https://www.baby.ru/blogs/post/475221744-181805786/

Условия, способствующие возникновению сюжетной игры. Предметы-заместители

https://www.baby.ru/blogs/post/496265518-181805786/


Анна
Анна
Челябинск
44772

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Солнечная
Солнечная
Любимушка
7 лет
Сыночек
5 лет
Ковров

Правильно!

Пожаловаться
Ромашка
Ромашка
Невинномысск

Интересно!

Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Андрей
10 лет
Челябинск
)))
Пожаловаться
Марина
Марина

спасибо, пойдем играть))))