Петербургский детский психолог Екатерина Мурашова провела эксперимент: попросила 68 подростков от 12 до 18 лет на 8 часов выключить телефоны, компьютеры, плееры, ТВ и ни с кем не общаться.
Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет).
При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор.
Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.
Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.
На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.
Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.
Что делали подростки во время эксперимента:
— готовили еду, ели; — читали или пытались читать; — делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники); — смотрели в окно или шатались по квартире; — вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет); — складывали головоломки или конструктор «Лего»; — рисовали или пытались рисовать; — мылись; — убирались в комнате или квартире; — играли с собакой или кошкой; — занимались на тренажерах или делали гимнастику; — записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге; — играли на гитаре, пианино (один — на флейте); — трое писали стихи или прозу; — один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах; — одна девочка вышивала по канве; — один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать; — один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км; — одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк; — одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.
63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается…
А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.
Современные дети. Эксперимент психолога
Комментарии
Актуальные посты
открытый баталов проток
открыть больничный для сохранения беременности
откровения тибетского ламы о 21.12.2012
открыть больничный для сохранения беременности
откровения тибетского ламы о 21.12.2012
Я вот в детстве тоже часто не знала чем себя занять, а тогда гаджетов было явно меньше. Часто было что лень что-то делать и в то же время скука смертная. Хотелось либо гулять с кем-то, либо общаться. Я поэтому не любила летние каникулы. т.к. не знала чем себя занять. Телек надоедал, друзей было немного и все они разъезжались на лето, читать неохота. Мне кажется это вполне нормально, то что дети испытывали во время эксперимента. Я вот только-только начинаю себя узнавать, что-то делать в одиночестве. И вообще — любить одиночество, потому сейчас это такая редкость!
Да, неверно вы правы.
А я вот уже мечтаю посмотреть фильм или сериал ))) сынок смотрит мультики весь вечер (часа 2-3) отходит от компа поиграть, но чтобы мультик не выключали! (мне во время его игры нельзя посмотреть то что хочу я), а потом я засыпаю вместе с ним.
А я только о таком и мечтаю! Посидеть одной, повышивать спокойно или книгу почитать...
я думаю, что эксперимент не чистый. А точнее, не имеет такого большого значения, которое ему придается:
Во-первых, это же подростки! (не дети, не взрослые)именно для подростков их окружение — это очень важно… «влияние малых групп»- это практически их семья. Поэтому, проведя такой эксперимент на детях или взрослых, скорее всего, результаты не будут так однозначны.
Во-вторых, я думаю не стоит так сильно пугаться некоторой (не фанатичной или болезненной!) зависимости от гаджетов в современности… Теперь это часть нашей жизни, как и многие другие вещи, которые мы уже и не замечаем. Ну, например, я практически отучилась нормально писать от руки:). Пишу, конечно, как то, но очень плохо, криво, и иногда приходится пару секунд вспоминать ту или иную букву, — вот вам примет влияния компьютеров. Но кто скажет что это плохо/или хорошо? Просто время такое — потребность писать от руки сошла к минимуму(если вы не врач, конечно:)).
Вот-вот, а так и стало бы понятно, могут ли они это делать полноценно, или нет, и какие эмоции испытывают.
согласна.
Страшный эксперимент, не по идее, а по результату. Не думала, что все так запущено может быть.
Это очень хороший психолог и у нее великолепные книги! Почитайте, у меня даже муж «подсел» на ее книги.
УЖАС!!!!
А при чем тут современные дети? Во времена моего подросткового периода тоже мало кто бы из моих сверстников выдержал этот эксперимент. Хотя гаджетов и интернета тогда не было, но были приставки, ТВ и шумные компании. А вот я бы 100% справилась. Для меня не было ничего лучше, чем в тишине и одиночестве почитать, порисовать или по-рукодельничать. Хотя, признаюсь, без музыки мне было бы тяжело, но не смертельно. А вот общение и ТВ никогда не особо привлекали.
Фактов маловато… что за психолог? какое образование? сколько лет практики? Почему ее это шокировало? Логично же если человек привык общаться, то смена обстановки на одиночество будет иметь последствия. Нет в этом эксперименте ничего удивительного. Если ребенок растет в определенных условиях и его поставить в противоположные он естественно станет себя странно и не комфортно чувствовать. Вспомнить свое детство, привыкаешь ежедневно летом гулять с друзьями и осенняя школа для тебя каторга, потому что к друзьям не выйдешь, уроки, занятия, режим дня… это логично. Не понимаю, что именно могло шокировать «профессионального психолога» в этом эксперименте.
Далее, если бы вы просмотрели комментарии вы бы увидели, что те, кто читал статью в более полном варианте (с выдержками из записей подростков) то же сочли их эмоции шокирующими.
Что касается автора статьи то ее имя приведено. Погуглив можно увидеть и ее образование и список работ. кроме того, в тех же комментариях есть указание на то, что она известна широкой общественности. Например, проводит лекции в Москве.
Моя соседка жалуется, что муж и дети любят в компьютерные игры играть, а тем временем рассказывает — вот на новый год старшему сыну новый планшет купили, а младшему отдали планшет старшего. Младшему ребенку 2,5 года! Какой планшет?! Зачем же это провоцировать самим? Он теперь играет в него все время, а попробуй отобрать — под кровать прячется и рычит.
за все приходит расплата.
Интересно!
читала эту статью ранее, есть над чем задуматься