Ясное и полное уразумение основных начал нашей народности есть едва ли не самый существенный вопрос и науки, и русской жизни.
Ф. И. Буслаев, 1858 год
С конца 80-х гг. ХХ в. на русской земле активнейшим образом стала насаждаться западная культура, мораль, образ мысли и поведения, а вместе с ними и целый ряд чуждых нам праздников, один из которых отмечается 31 октября и носит название «канун Дня всех святых», но более известен как «Хеллоуин».
Лишний повод встретиться дружной компанией и повеселиться — это, несомненно, хорошо, но давайте попробуем разобраться, настолько ли безобидны подобные культурологические заимствования и в чём заключается опасность отмечания «чужих» праздников. Ведь, как показывает практика, тем самым наше собственное древнее наследие сначала отходит как бы на второй план, а затем и вовсе может забыться.
Но для начала немного освежим в памяти то самое наследие — чтобы не забывалось.
Как известно, прямым аналогом «Хеллоуина» в русской культуре являются Святки — здесь и ряженые, и песнопения, и «попрошайничество», и прямая связь с загробным миром. Вся основная внешняя атрибутика совпадает один в один, в общем. Разве что тыквенные светильники у нас вырезать не принято. Многие, к сожалению, ошибочно низводят Святки до уровня банальных гаданий на суженного. Это не правильно, ибо не отражает всей полноты и многомерности дошедшего до нас наследия предков. Поэтому, поговорим о Святках подробнее.
Как и многие аспекты русской культуры, Святки, являясь одновременно и православным праздником, уходят своими корнями в далёкие дохристианские времена.
В православном представлении святые (или святочные) дни — это дни радости, умиротворения, любви и согласия, когда принято совершать милосердные дела: жертвовать бедным, навещать больных, а также посещать святые места и обмениваться подарками. Церковные каноны предписывают не совершать на святой неделе венчаний и не поститься.
Гадания и ряжения — атрибут, происходящий из более раннего периода нашей истории. В своём изначальном понимании Святки — это пограничный период между старым и новым хозяйственным годом, а также время общения с предками — душами умерших. Название праздника происходит от старославянского «свиатки» — души предков.
Как и у многих других индоевропейских народов древности, мировоззрение наших далёких предков строилось таким образом, что календарный год состоял из двух частей — зимней и летней1, рубежами которых были зимнее и летнее солнцестояния — 22 декабря и 22 июня, соответственно. Начало каждого из этих циклов было чётко обозначено обрядовыми действиями: зимними Святками2 и Купалой. Период с 22 декабря по 22 июня считался светлым (движение солнца на север), а с 22 июня по 22 декабря — тёмным (движение солнца на юг).
Основным внешним атрибутом Святок является, конечно, переодевание. Но изначально рядились не забавы ради. Исследователь Л. Н. Виноградов подчёркивает, что «ряженные и нищие являются теми ритуально значимыми людьми, при посредничестве которых можно связаться с миром умерших. Есть основания полагать (в том числе и языковые свидетельства), что нищие и ряженые воспринимались как заместители умерших, а щедрое их одаривание — как отголосок поминальных жертвоприношений. Такое восприятие ряженых дошло практически до наших дней. Согласно данным, полученным фольклорно-этнографическими экспедициями под руководством А. М. Мехнецова в 80-90-е гг. ХХ в., информаторы помнят о таких обязательных персонажах, как „предки“ (старцы, покойник), „нелюди“, „чужаки“ (нищие, побирушки), „высокие старухи“».
Далее Виноградов пишет: «Для того, чтобы душа живого человека, отдавшего на время святок своё тело „предку“, не осталась навсегда на „том свете“, ряженые категорически запрещали себя называть по имени, узнавать себя. За нарушение этого запрета провинившегося „били смертным боем“, так как считалось, что душа поименованного может не вернуться в его тело, занятое на время святок кем-то из его предков. Обрядом освобождения занятого тела являлось купание в проруби, тем самым, возвращая „тому свету“ душу предка. Сделать это было необходимо, потому как с древнейших времён считалось, что кратчайшим путём души на небо, в обитель богов и предков является погружение в речные или морские воды, впадающие в конечном итоге в реку вечности — Млечный путь».
Элементами святок являются колядки, в наше время в наиболее первозданном виде сохранившиеся в Галиции у карпатских русинов. В Белоруссии и Малороссии колядами иногда называют Святки как таковые. Накануне дня зимнего солнцестояния дети собирались колядовать под окнами домов, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды (бог торжеств и мира) и просили угощения. Святошные игрища и гадания — отголоски этого праздника древних. «Колядники» рядились в звериные шкуры, маски, рога и с музыкой да торбами, в которые собирали угощения, ходили по улицам, пели колядки. Праздник заканчивался игрищами. Обязательно нужно было вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись», как олицетворение восходящего солнца — от самого низа (самого короткого светового дня) до самого верха (самого продолжительного светового дня).
В более поздние времена, как пишет М. М. Громыко в книге «Мир русской деревни», «…игровые традиции святок дали разнообразные возможности для выражения личных и групповых взаимоотношений в среде молодёжи. Но преобладающим было настроение веселья, которым святочные сборища молодёжи отличались от других, даже праздничных, посиделок».
В заключение нашего небольшого рассказа о Святках отметим, что обычаи с переодеваниями по случаю начала нового года существовали и в Египте, и в Римской империи, и у греков, и у индийцев.
Вернёмся к т. н. «Хеллоуину». Не всё ли равно, что праздновать? Так ли важна эта самобытность и особенность? С позиции материализма и пр., конечно, разницы никакой. Однако если рассуждать с позиции первичности духовного, то получается следующая картина: изначально ни один праздник не праздновался «просто так», ради самого праздненства. Праздники являли собой отнюдь не просто повод собраться и «погудеть», как это воспринимается сегодня. Нет, праздники были священным, обрядовым действием, сплачивающим ныне живущих, воздающим дань памяти предков и выстраивающим связь с небесными высшими силами. «Во время праздничного ритуального общения преодолевается одиночество людей, чувство отчуждённости. При этом ритуал — это та часть культуры, которая обладает ярко выраженными этническими особенностями. Они — специфическое культурное наследие народа, которое и придаёт данному народу свои особенные и неповторимые черты» — совершенно справедливо отмечает в своей книге «Матрица „Россия“» Сергей Кара-Мурза.
Кроме того, почти все древнерусские праздники совпадают с циклами не только планеты, но и всего космоса, а потому имеют значение не только духовное, но и практическое, с точки зрения приобщения к Природе, привнесения в свою жизнь чувства того, что Мир — живой, а это основы экологического воспитания и просвещения.
В биоэнергофизике есть такое понятие как «эгрегор» — энерго-информационно-временная структура, возникающая при сонаправленных действиях группы людей с общими устремлениями. Это определение можно более просто выразить словами основоположника коммунизма К. Маркса: «мысль материализуется, когда овладевает массами», то есть во что веришь — то и получаешь. Не стоит забывать и о том, что, произнося определённые слова, мы также готовим почву для реализации сказанного.
И вот что мы имеем: «Хеллоуин — это день, когда происходит активная танатизация сознания (от греч. «танатос» — олицетворение смерти). Снимаются естественные для человеческой и особенно ранимой детской психики табу и внутренняя цензура по поводу глумления над смертью и страданиями человека, по поводу использования даже в игровой форме человеческих экскрементов и крови жертв в качестве лакомства, по поводу вандализма и пр., что не может не привести к серьёзным психическим и личностным нарушениям ребёнка3». В то время как Святки — это период празднования рождения Солнца4, ибо с 22 декабря продолжительность светового дня начинает увеличиваться, происходит поворот солнца на весну.
Безусловно, в русских Святках также можно усмотреть культ мёртвых. Но здесь он связан с ушедшими на «тот свет» Предками, и, в противовес западному, подразумевает, что души предков, обретшие вечную жизнь, являются проведать своих потомков. Это вовсе не «хеллоуинский» разгул и буйство нечистой силы, а констатация связи поколений даже после смерти старших из них.
Отмечая чуждые нашему народу «праздники», справляя непонятные нововведённые ритуалы, никак не связанные с нашими корнями и традицией, не имеющие для нас обоснованного духовного смысла, мы по живому режем те незримые нити, что связывают нас с национальным эгрегором, так называемым «Русским духом» — коллективным разумом русских.
Хеллоуин или Святки?
Комментарии
Актуальные посты
А что касается хэлоуина, то те, кто разрисовывет лицо, надевает костюм вурдалака и идёт в клуб плясать с друзьями — ну точно ничегошеньки не знает о кельтских корнях, духах и глубинном смысле ночи накануне дня всех святых.