Как снять это сопротивление и добиться сотрудничества со стороны ребёнка?
Существует 4 способа ничего не добиться со стороны ребёнка, — ни обратной связи, ни взаимопонимания.
1. Задавать риторические вопросы (не требующие ответа)
«Почему в комнате такой беспорядок?», «Ну когда ты, наконец, вырастешь?», «Ты почему бьёшь брата?», «Что с тобой?», «У всех дети как дети, а ты…», «Как ты мог забыть это сделать?», «Почему до сих пор болтаете и не спите?»...
После всех этих фраз ребёнок обычно стоит, глядя в пустоту, с явным выражением непонимания того, что от него хотят.
Родители, которые сами в своём детстве неоднократно слышали такие вопросы, к сожалению, очень часто транслируют их дальше — своим детям. Но для ребёнка расшифровать косвенную просьбу, скрытую за ними, — практически невыполнимое задание. Этот эффект называется «угадай мелодию». Подчёркивая то, что ребёнок не так сделал, или то, чего ему надо стыдиться, мы никак не добьёмся сотрудничества.
Если мы хотим прямой реакции ребёнка, то сама просьба тоже должна быть прямой.
Фраза типа «Ты слишком шумишь.» тоже не имеет эффекта. В лучшем случае, не вызовет у ребёнка никакой реакции, в худшем — заставит вести себя ещё более неуправляемо. Поэтому вместо этой фразы (скрытой просьбы, чтобы ребёнок замолчал или не шумел), более корректней ребёнку сказать «замолчи», пусть даже это и грубо. Или лучший вариант: «Пожалуйста, потише.», «Не шуми сейчас.», «Пожалуйста, сейчас помолчи.».
Вместо фразы «В твоей комнате снова бардак.», будет правильно сказать «Пожалуйста, прибери в комнате.».
Есть, наоборот, так называемая, «мантра послушания»: фраза «Я хочу, чтобы ты...». Нам кажется это слишком авторитарным, — якобы, мы не считаемся с желанием ребенка. Но на самом деле здесь нет никакого подавления желаний ребёнка, вы просто даёте ему шанс удовлетворить его самое горячее желание, которым живёт каждый ребёнок, — порадовать своих родителей. Поэтому, самой лучшей формулой является «Я хочу...».
Вместо «Мне не нравится, как ты обходишься с сестрой.», лучше сказать «Я хочу, чтобы ты лучше обходился с сестрой.», «Пожалуйста, обходись с сестрой лучше.».
Фраза «Не надо бить брата.» вроде бы и понятная, но в ней не понятно, кому это надо бить брата. Поэтому правильнее сказать «Не бей брата.» или «Я хочу, чтобы ты не обращался так с братом.».
Во фразе типа «У тебя шнурки развязаны.» не понятно — просьба это или наставление, поэтому ребенок может вообще никак на неё не отреагировать. Самое простое сказать: «Завяжи шнурки.» или «Я хочу, чтобы ты сейчас остановился, перестал бегать и завязал себе шнурки.».
Во фразе «Ты в прошлый раз опоздал.» только очень особенный ребёнок с этакими экстрасенсорными способностями может угадать желание его родителей, чтобы он не опаздывал. Поэтому проще сказать «Не опаздывай.» или «Я хочу, чтобы ты больше не опаздывал.».
2. Слишком много пояснений
Тщательно и эмоционально насыщено обосновывать, почему нужно выполнить вашу просьбу (как будто вы оправдываетесь).
Во-первых, это подрывает авторитет родителя. Пояснения иногда бывают необходимы, но лучше, если они следуют после того, как ребёнок выполнил просьбу. Здесь принцип похож на армейский: «Команда сначала выполняется, потом обсуждается...». То есть, опять же, краткость более эффективна и лучше всего сказать: «Я хочу, чтобы ты...» или «Пожалуйста, сделай то-то.».
Во-вторых, когда мы поясняем что-то слишком подробно, ребёнок начинает чувствовать себя ущербным, как будто с ним обращаются как с тупым. В раннем детстве это ещё может помогать, но дети постарше начинают ерепениться и отказываются сотрудничать.
3. Нравоучения
Конечно, ребёнка нужно учить нормам поведения, но, к сожалению, этот метод, совершенно не пригоден для того, чтобы ребёнка мотивировать. Ребёнок концентрируется на выслушивании нравоучений и не понимает в этот момент, что на самом деле от него хотят, чтобы он действовал в соответствии с этими нормами нравственности и морали. До 9-ти лет дети просто не понимают этого, а после 9-ти — это вызывает у них раздражение, протест и отторжение.
4. «Душеизлияние» или попытка манипулировать чувствами ребёнка
Психологи учат: чтобы мотивировать ребёнка к сотрудничеству, нужно обращаться к нему с такой фразой: «Когда ты делаешь так, я себя чувствую так-то, поскольку хочу того-то и того-то.». Это верная форма взаимодействия между людьми. Но недостатком в ней является то, что «загружать» другого человека своими эмоциями мы можем только в том случае, если он равен нам (или выше нас) по статусу, эмоциональной силе и возрасту. В отношении тех, кто ниже нас, находится под нашей опекой (то есть детей), такой способ мотивации может быть не только не эффективен, но даже опасен. Есть сверстники (или старшие), то есть те люди, которые готовы нас выслушать. Но детям свои негативные эмоции доверять нельзя! До 18 лет психика ребёнка устроена таким образом, что он с трудом осознаёт свои-то собственные эмоции. С трудом их осознаём даже мы, будучи взрослыми людьми. Сама попытка понять их зачастую вызывает у нас замкнутость, раздражение и гнев. Очень часто на семинарах я слышу от мужчин о том, что они неохотно выслушивают своих жён, от чего женщины страдают. И это как раз потому, что в детстве эти мужчины подвергались такому чрезмерному эмоциональному давлению и манипуляциям со стороны матерей.
Если родители длительное время пребывают в тяжёлом настроении или переживают негативные эмоции, то ребёнок уже чувствует себя виноватым, даже если эти эмоции не вызваны им самим. А если они ещё и пытаются манипулировать его чувствами, ребёнок чувствует себя ещё более ущербно. Например, женщины, воспитывающие ребёнка одни, часто говорят: «Мама тебя растит одна и ей очень трудно, а ты учишься на двойки… Ты должен хорошо закончить школу! Ты у меня один помощник!». Если, конечно, эта фраза звучит в настроении воодушевления и веры в ребёнка, — то это хорошо, но тогда не должно быть никаких комментариев о том, насколько сильно мамины проблемы зависят от ребёнка. Потому что это приводит к тому, что он либо начинает чувствовать себя крайне дискомфортно, что никак способствовать его энтузиазму в сотрудничестве не может. Либо просто ничего не хочет знать о родителях (что более распространено). В результате контакт между с ребёнком становится все слабей и слабей, что может привести к серьёзным эмоциональным разрывам в отношениях.
----
Р. Нарушевич, из лекции: «Что делать если ребёнок не слушается?»
Спасибо!
А что было: 1. Пока я убирала постель сын нашел и разорвал нашу бумажную поделку и рассыпал по полу, просьбу об уборке проигнорировал, как обычно. И я решила оставить и не убирать.
2. Пока готовила завтрак, сын в комнате высыпал всю фруктозу и соль в кувшин с чистой водой, рассыпав и на пол и усыпав весь обеденный стол. Я конечно кричать уже не могла — я расстроилась, тк фруктозы в доме больше нет :-( и я не буду печь пирог на полдник, о чем сыну и сообщила...
Теперь вспоминает что испортил воду и соль и фруктозу...
в любой книги о воспитании это пишут, только когда деток больше чем один и они решили на твое хочу говорить А Я ХОЧУ ГУЛЯТЬ, тогда эти советы не действуют. Уговоры и объяснения куда больше подходят.