Питер. Аничков мост

В преддверии поездки в Питер, обновляю в голове информацию, которую когда-то знала. А то поведу мужа выгуливать-все показывать, и забуду что-нить нужное =))

Аничков мост – один из самых известных в Питере. Первый раз мост на этом месте был построен по указу Петра I в 1715 году, позже неоднократно перестраивался

Народная молва, как правило, ставит ударение в названии моста на первый слог. Вследствие чего, возникают вопросы, в честь какой такой Анечки назвали этот элемент городского ландшафта? Разгадка проста: подполковник Аничков (и ударение в этой фамилии на второй слог) руководил постройкой этого моста, когда под его командованием действовал целый батальон.

Не смотря на то, что чертежей первоначального моста не сохранилось, скорее всего он был обит досками, раскрашенными под каменную кладку для придания внушительного вида констркции.

В 18 веке тут проходила граница города, и на мосту находился таможенный пост со шлагбаумом. Каждый въезжающий в город должен был заплатить, причем не только деньгами, но и камнями, необходимыми для мощения улиц.

В прошлом Аничков мост был разводным. Каждую ночь переправу разводили, чтобы не пускать в город волков, живших в лесу на границе Петербурга.

В середине восемнадцатого века мост был укреплен и перестроен, чтобы по нему могли пройти слоны, подаренные персидским шахом императрице. Мост стал уже по-настоящему каменным. Известной четвёрки коней тогда ещё не было, лишь две башни украшали собой переправу через Фонтанку.

В 1843 году мост опять перестроили и планировали добавить скульптуры Клодта, изначально сделанные для Адмиралтейской набережной. А ещё на серединных опорах моста должны были появиться большие красивые вазы, под которые даже соорудили постаменты. Постаменты остались по сей день. Пустыми. А скульптур изначально было две — «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». И стояли они по одну сторону моста, а по другую – дублировались. Причём, оригиналы были бронзовые, а дубли – гипсовые. Ещё две бронзовые фигуры не успели добраться до своих постаментов – царь Николай I подарил их прусскому королю, как только они были отлиты. И следующие бронзовые копии тоже стали подарком, но уже королю Сицилии.

<o:p>

Питер. Аничков мост

</o:p>

За повторные отливы, которые отправили в Берлин в качестве подарка Фридриху Вильгельму, Клодт стал кавалером ордена Красного Орла 3 степени. За повторные отливы подаренные Неаполю, кавалером ордена Св. Фердинанда. А за отличное исполнение конных групп, сделанных им для Аничкова моста, Всемилостивейше пожалован кавалером ордена Св. Анны 3 степени

Только в 1851 году мост стал таким, каким мы его знаем – скульптор Клодт изобразил в разных своих творениях четыре стадии покорения коня, и все они в бронзе украсили собой углы Аничкова моста.

Дважды с тех пор скульптуры покидали свои места – в 1941 году их закапывали в саду Аничкова дворца во время войны и блокады, а в 2000 году увозили на реставрацию к трёхсотлетию города на Неве.

Говорят, что в XVIII веке на Литейном проспекте стояли кузницы и, конечно же, там подковывали лошадей. Поэтому, если посмотреть на скульптуры повнимательнее, то к Литейному «идут» лошади без подков, а в обратном направлении – уже подкованные.

До революции мост имел еще одно, народное, название — «Мост 18 яиц». Ну, 16 — понятно — кони, люди… А вот еще 2 откуда? Оказывается, на мосту постоянно дежурил городовой вплоть до 1917го года.

С Аничковым мостом связаны многие легенды и предания Петербурга. И если вы увидите человека (или группку), который методично передвигается от одной скульптурной группы к другой и что-то пристально разглядывает под животом коней — не удивляйтесь. Молва утверждает, что у одного из коней Клодта вместо отличительного полового признака изображен профиль… Наполеона. Досадил же французский император Клодту тем, что омрачил скульптору медовый месяц настойчивыми ухаживаниями за его молодой женой. По другой версии это Николай I. Якобы во время церемонии по случаю торжественного открытия моста Николай с солдатской непосредственностью громогласно заявил, хлопнув скульптора по плечу: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец»… Что из этого правда, а что — вымысел судить сложно. Кто же и чем не угодил скульптору, мы уже не узнаем. Мораль — не сердите человека творческого (скульптора, художника, композитора… -нужное подчеркнуть ). Месть его может быть изощренна

<o:p>

Питер. Аничков мост

</o:p>

Еще рассказывают, что во время конной прогулки с Николаем I лошадь Клодта понесла, и скульптор обогнал императора, что было строжайше запрещено придворным этикетом. Все ожидали императорского гнева, но Николай I бросил скульптору с иронией: «Что ж, братец, ты лепишь коней лучше, чем ездишь на них»

Как расставить представленные скульптурные группы по стадиям покорения коня??

Если стоять спиной к Московскому вокзалу, следовательно, смотреть в сторону адмиралтейства, то первая группа будет справа. Неподкованный конь в наброшенной на него попоне (накидке), пытается вырваться, человек удерживает его, даже привстал на одно колено.

Вторая группа будет слева, у дворца Белосельских-Белозерских. Конь не поддаётся, встал на дыбы, накидка почти сброшена, человек почти упал, но держит коня.

Третья группа будет опять слева, если перейти по мосту через Фонтанку. Конь ещё неспокоен, пытается освободиться, но накидка на него снова накинута и завязана на шее узлом, чтобы не падала. Конь уже подкован, то есть почти укрощён. И человек держит его уже легче, ему не надо так напрягаться, как на первых двух скульптурных композициях. Он держит одной рукой, а второй поправляет накидку на коне. Конь подкован!

Четвёртая композиция будет справа, у дома 66. Конь подкован. Изменилась накидка. Вместо полотняного покрывала конь покрыт звериной шкурой. Он встаёт на дыбы, но уже не от того, что стремиться избавиться от человека, идущего рядом, а от избытка энергии и сил. Конь укрощен.

Есть еще старый советский анекдот про этот мост… Стоит рабочий и писает с него в воду. Подходит милиционер, делает замечание. Показывает на скульптуру… «Гражданин, Вы же видите какое это место. Вот написано «Лепил и отливал барон Петр Клодт»» Рабочий перебивая:«Значит барону отливать можно, а рабочему человеку нет?!»

<o:p>

Питер. Аничков мост

</o:p>

И хочу сказать про ещё один ракурс памятника. Это выбоина на постаменте последней четвёртой группы. Это след от немецкого снаряда, возможно авиабомбы. Рядом памятная надпись, что это след одного из 148478 снарядов, выпущенных фашистами по Ленинграду


Натали
3151088

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Алёна

вот я темнота) Ни разу даже в голову не приходило, что эти фигуры — этапы укрощения коня! Меня сей факт прям очень поразил) И про снаряд — хорошее замечание.

Пожаловаться
Натали
обращайся =) и не о таком понарассказываю =)
Пожаловаться
Ориша
Давай жги!
Пожаловаться
Натали
=))
Пожаловаться
Елена
Не трави душу… Хочу в Питер! Обожаю его
Пожаловаться
Натали
так поехали!

я добыла купоны на несколько клёвых экскурсий (ленинградский рок-н-ролл, необычные памятники), на два разных маршрута на корабликах, заказала роматническое свидание на крыше с видом на Троицкий собор, взяла купоны на 50% скидку в четырех кафе и ресторанчиках.

в планах Петергофские фонтаны, Александрия, Петропавловская крепость, Эрмитаж, Питер в миниатюре. На случай дождя — подобрала порядка 6-ти музеев (подлодка «Красин» (оч.интересно!!!), морской музей и т.д.)

Пожаловаться
Елена
Я бы с радостью) только у меня отпуск с 1 июля
Пожаловаться
Натали
это я уже с большим пузом буду, в Питер уже не рискну ехать =(( хоть так белые ночи и развод мостов зацепить — и то хлеб
Пожаловаться
Елена
А в мае меня содержит ли обещание)) работы не отпустят хотя я бы с удовольствием все бросила и уехала.

Надо еще мужа подождать, он мне обещал за вторым дитем в питер поехать посмотрим, сдержит

Пожаловаться
Елена

*сдержит ли обещание)

Пожаловаться
Натали
ха! сдержит! у тебя такой мужик — за ним не заржавеет =))
Пожаловаться
Алла
Какая ты молодец! А на каком сайте заказывала?
Пожаловаться
Натали
что именно?
Пожаловаться
Алла
Купоны
Пожаловаться
Натали
биглион