Чтобы не допустить отдаления ребёнка и не оттолкнуть его от себя, нужно стараться избегать следующих нежелательных форм общения с ним (особенно когда у него какая-то эмоциональная проблема):
1. Не приказывайте: Сейчас же перестань! Убери! Быстро в кровать! Замолчи! Чтобы я этого больше не видела! Извинись! Перестань сейчас же себя так вести!
2. Не угрожайте. Если не перестанешь, я тебя накажу! Сейчас по попе получишь! Ещё раз так сделаешь — я тебе!
3. Не читайте нравоучения: Ты должен меня слушаться! Так делать нельзя! Ты должен поделиться! Ты должен поблагодарить!
♥ Воспитывать нравственное поведение у ребёнка лучше своим примером.
♥ Беседовать о правилах поведения лучше только в спокойной обстановке, а не в момент конфликта на эмоциях.
♥ Не заставляйте ребёнка быть бескорыстным и щедрым. Всякий ребёнок – эгоист, и мир принадлежит ему. Когда у него есть яблоко, его единственное желание – съесть яблоко. Результатом призыва поделиться яблоком с младшим братом – будет ненависть к нему. Подавляя эгоизм ребёнка, мать закрепляет его эгоизм навсегда. Ребёнок подчинится требованиям матери, чтобы УГОДИТЬ ЕЙ, но похоронит в сознании свои подлинные желания – эгоистичные – и благодаря этому, сохранит их и останется эгоистичным на всю жизнь. Если родители сами неэгоистичны, честны и нравственны, то их дети В ДОЛЖНОЕ ВРЕМЯ пойдут ТЕМ ЖЕ ПУТЁМ. Нужно сохранять терпение и верить, что ребёнок РОЖДЁН ХОРОШИМ, и он неизбежно превратится в хорошего человека, если его не подгонять и не устрашать, НЕ ИСКАЖАТЬ ЕГО ЕСТЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ внешними воздействиями. Альтруизм, стремление делать приятное другим естественным образом приходят позднее, на определённой стадии развития. Попытка ускорить наступление этой стадии наносит ребёнку непоправимый вред.
♥ Не требуйте от ребёнка благодарности за подарки. Это ожидание всегда обречено на разочарование. У маленького ребёнка нет представления о долге и социальной ответственности.
4. Не давайте советов: Попробуй сделать/сказать так… А я бы на твоём месте сделала так.
Позиция сверху отобьёт у ребёнка желание рассказать больше о его проблеме. Он САМ придёт к тому же, что вы ему хотите посоветовать, но ему нужно принять это решение САМОМУ.
5. Не читайте нотации и не приводите логические доводы: Пора бы уже запомнить! Не отвлекался бы — всё бы получилось! Сам виноват! Сколько раз тебе говорить! Я же тебе говорила!
Ребёнок не в состоянии видеть причины и следствия. Он нисколько не чувствует себя виноватым, но будет очень озлоблен, если вы будете читать ему нотации.
6. Не критикуйте и не обвиняйте. Всё из-за тебя! Вечно ты! Ты опять за своё!
Это вызовет у ребёнка только ответную защиту, отрицание, озлобление.
♥ Верьте в добрую природу ребёнка. Безусловно принимайте его таким, какой он есть. Терпимо относитесь к его «недостаткам» и промахам. Помните, что пока он маленький, он видит себя таким, каким видите его вы. Больше подбадривайте и поддерживайте: Ты у меня умница! У тебя всё получится! Он должен верить, что он может исправиться.
Безусловное принятие сложнее всего транслировать в ситуациях, когда оно больше всего необходимо: когда наши дети разочаровали нас, предали наши ценности или оскорбили чувства. Именно в этих случаях мы должны показать, словами или жестами, что сам ребёнок для нас гораздо важнее того, что он делает, что отношения значат для нас больше, чем его поведение или достижения.
♥ Не делайте замечания: «Почему ты опять...?!», «Никогда тебя не допросишься!», «Сколько повторять?» Просто мягко напоминайте и с благодарностью отмечайте случаи помощи.
♥ С пониманием относитесь к природе ребёнка.
Дети обожают шум, громко орать-визжать, топать, носиться по дому.
Они не берегут мебель, сносят на своём пути разные хрупкие предметы, даже не замечая этого. У маленьких детей нет уважения к вещам. Они разрушают их не умышленно, а бессознательно. У них нет чувства собственности в отношении ценных вещей. Склонность ломать и разрушать – часто проявление творческой фантазии, в ней нет никакого злого умысла. Вполне вероятно, что ребёнку просто захотелось посмотреть, что там внутри, например. Когда он выйдет из предподрасткового этапа безразличия к имуществу, он приобретёт уважение к собственности. Если ребёнок что-то нечаянно уронил или разбил – не ругайте его, оплошность есть оплошность.
Такова природа ребёнка и нужно научиться с этим жить. Позвольте ребёнку играть в шумные игры столько, сколько ему требуется. Это важно для его здоровья. И даже во время еды. От свободы двигаться, шуметь и кричать зависит физическое и моральное здоровье ребёнка.
Дети везде оставляют включенным свет, потому что он никак не связывается ими со счетами за электричество.
Для ребёнка – нормально разбрасывать одежду где попало, дети не замечают неприбранности. Позднее ребёнок станет аккуратным ровно настолько, насколько ему это будет нужно.
♥ Не поправляйте, не одёргивайте и не придирайтесь лишний раз к ребёнку: Опять ты делаешь неправильно!, Ну кто так делает?, Ну, сколько можно объяснять, что это делается вот так!. Это разовьёт чувство неполноценности, неуверенности в себе, чувство ущербности, заниженную самооценку и чувство, что его не любят. Не ждите и не требуйте от него слишком много. Найдите что-то хорошее, за что можно похвалить, скажите: Ты справишься, попробуй ещё. Я могу помочь, если хочешь.
♥ Не стыдите ребёнка: Как тебе не стыдно! Он слышит: Ты плохой, с тобой что-то не в порядке. Лучше скажите: Все мы ошибаемся. Ошибка — это шаг вперед к умению и знанию.
♥ Не сравнивайте ребёнка: Посмотри как хорошо он делает, а ты? Это вызовет только зависть и неуверенность в себе, ребёнок слышит: Ты хуже других. Лучше скажите: «Я люблю тебя таким, какой ты есть».
7. Не обзывайте и не высмеивайте: Плакса-вакса, лентяй, хулиган, паразит, вредитель.
Это оттолкнёт его и заставит разувериться в себе. Относитесь уважительно к любому горю ребёнка, желанию или нелепому на вид вопросу.
8. Не интерпретируйте и не догадывайтесь. Это всё потому, что ты..., Ты врёшь!, Да ты, наверно, просто как всегда..., Знаю я твои «нечаянно», нарочно полез!, Опять что-то натворил… Люди (и дети) не любят когда их вычисляют.
9. Не расспрашивайте: Что случилось-то? Почему молчишь? Отвечай!
Вопрос звучит как холодное любопытство, а утвердительная форма — как понимание и участие.
10. Не уговаривайте: Ничего! Пройдёт! Пустяки! Да ладно тебе! Успокойся! Ничего страшного!
Лучше просто помолчать, прижав ребёнка к себе.
11. Не уходите от разговора: Отстань, я занята! Хватит жаловаться уже! Хватит ныть!
Ещё статьи по теме:
https://www.baby.ru/blogs/post/390053365-181805786/
https://www.baby.ru/blogs/post/388633453-181805786/
https://www.baby.ru/blogs/post/441641835-181805786/
ой… мне кажется тут вообще собраны все те фразу, которыми нас воспитывали всех, ну нереально от этого всего избавиться. Мы другого не знали, а приобретать родителям и пользоваться — хватит ума у единиц.
согласна, мы все воспитаны на этих фразах. И действительно тяжело их не повторять, они как будто вбиты намертво(
Ты у меня умница! У тебя всё получится!
Ты справишься, попробуй ещё. Я могу помочь, если хочешь.
Все мы ошибаемся. Ошибка — это шаг вперед к умению и знанию.
а мне нравятся вот такие фразы, еще бы их запомнить
хрень! ничего нельзя, а как воспитывать то? пустить на самотек, ну уж извините..
пфф, про ремень тут вообще и речи не было!
ну прям перебор… мера же должна же быть… хоть чуть-0чуть
Всегда этому следовать — нереально, согласна. Но хотя бы иногда, хотя бы даже в каком-то одном из этих пунктов себя узнавать и попытаться избегать такого общения — уже будет хорошо, я думаю
Нам родители ремнями грозили, и не чего, любим))
А то и сама в некоторых пунктах страдают и бабушка любит что тотиз этого воспроизводить
По этой логике его величество должно жить отдельно от родителей с года примерно, купить квартиру и не лезть))) Мои родители нарушали все эти правила, все отлично....