О Детском Рисовани. Очень полезная и интересная статья!

Текст не мой, но очень полезно и интересно! Я, в общем то, стараюсь так и делать, интуитивно)как пишет автор книги Марина Озерова «О детском рисовании». Все таки, в очередной раз убеждаюсь, что не зря смотрю на мир шире))

Наконец-то все, что касается развития детской фантазии, собралось и выстроилось ровными абзацами в одной книге. Марина не прыгает с темы на тему, она глубоко рассматривает процесс, начиная с самых азов с момента появления ребенка на свет. Здесь есть что почитать для родителей детей любого возраста.

Например, вот почему вредно смотреть телевизор:

Марина рассказывает об интересном эксперименте, проведенном в Санкт-Петербурге.

«Ученикам начальной школы было предложено сделать два рисунка: на первом их просили изобразить любой сказочный персонаж, а на втором персонаж, ставший героем популярного мультфильма. В первом случае рисунки детей были разнообразны и представляли множество авторских индивидуальных образов, нарисованных в собственной манере и без стеснения. Во втором все без исключения дети пытались скопировать мультипликационное изображение. Рисунки выглядели как многократно повторенная копия. Часто дети отказывались от рисования, ссылаясь на неумение, и даже расстраивались, плакали и боялись, что „не получится похоже“.

Таким образом, мультипликационный образ вытесняет все другие, даже если до и после просмотра мультфильма они видели разные интерпретации. Способность генерировать собственные идеи при этом ухудшается. Дети, которые много смотрят телевизор, обычно не умеют вести сюжетно-ролевую игру, у них недостаточно развита фантазия. При рисовании они просят дать им определенное задание что именно изображать и как. Придумать картинку им сложно. Для этих детей характерно использование шаблонов, срисовывание чужих изображений, попытки копировать мультипликационную стилистику.»

И если об этом я знаю уже давно, то вопрос, касающийся красочно проиллюстрированных книг, до сих пор был для меня открыт. С одной стороны я понимала, иллюстрации делают ту же работу, что и мультипликация выстраивают образ героя вместо ребенка, но не настолько явно, так как в иллюстрациях нет динамики, и множество деталей все же приходится додумывать. С другой, все вокруг трубят, что книги это наше все, и продолжают скупать сомнительную литературу для чтения детям. Марина Озерова пролила свет и на этот вопрос. Теперь я знаю, что как только появится такая возможность, мы постепенно будем уходить от иллюстрированных книг к книгам, где преобладает текст, давая волю детской фантазии.

Также она опровергла множество представлений о рисовании и рассказала, почему:

Нельзя помогать ребенку рисовать.
Нельзя дорисовывать рисунок. «Смотри, если к этому пятнышку добавить завиток, а с другой стороны нарисовать пятачок, то получится поросенок».
Нельзя ставить ребенку рамки и границы в виде бумаги;
Нельзя форсировать события и учить искать ребенка смысл в его картинах раньше, чем он будет сам его видеть.
Нельзя с ранних лет учить ребенка правильному захвату инструмента рисования;
Нельзя давать фломастеры в качестве основного средства рисования, а лучше начать с красок, мелков и пастели.
Нельзя подавлять творческий процесс. Хочет рисовать на своих ногах пусть рисует.
Нельзя начинать учить ребенка с отработки технических навыков. То есть, нельзя требовать от ребенка похожести и натуральности.
Нельзя учить ребенка, рисующего только палочки, рисовать кружки, зигзаги и волны. Он придет к этому сам.
Нужно предлагать ребенку как можно больше тактильных ощущений: рисовать всей ладонью, рисовать различными приспособлениями и на различных поверхностях: мокрыми кисточками по сухому асфальту, валиками с гуашью по ватману, пальчиковыми красками по кафелю в ванной, палочкой по рассыпанному кофе, брызгать из пипетки подкрашенной водой по бумаге и пр.

Примерно в возрасте двух лет ребенок начинает видеть смысл в своих картинах. Для него они не просто каракули, они динамичны, это целые истории, с сюжетом и невидимыми героями. И надо научиться слушать ребенка и понять его мир, а не навязывать ему свои стереотипы и представления. В последствии, этот этап сменяется желанием изобразить что-то конкретное, а не искать ассоциации в каракулях.

О Детском Рисовани. Очень полезная и интересная статья!

О Детском Рисовани. Очень полезная и интересная статья!

О Детском Рисовани. Очень полезная и интересная статья!



Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Зайка

А меня вот заинтересовало, почему нельзя дорисовывать рисунок. «Смотри, если к этому пятнышку добавить завиток, а с другой стороны нарисовать пятачок, то получится поросенок».? мне кажется это помогает развить фантазию...

Пожаловаться
Зоя
Пожаловаться
Татьяна

А у меня книга Озервоой лежит надо бы почитать)

Пожаловаться
Радасть

Да кстати все правда)) мы большие любители мультиков! любимых мультиков много — знает и любит их героев и просит нарисовать только их и лепим из пластелина только этих героев, остальное не интересно… Все правильно написано, буду постепенно от мультиков отучать, а то уже прям зависимость такая, но сын не дает мне готовить… пока я готовлю, он смотрит… мне помогать отказыывается((

Я кстати сама выросла на мультиках и сериалах, киноманка я та еще, и вроде как с фантазией все ок)

Пожаловаться
Адреналинчик

времени нет все читать, у меня неожиданно появилась бесконечность!!! как разгребу-все прочту!!! Матвей молодец, а мама-Катерина еще лучше, люблю вас!!!

Пожаловаться
Евгения

Интерено! ТОже думаю, что нельзя ограничивать ребенка. Саша у меня сама научилась рисовать фигуры, я не учила, если рисуем что-то ингда показываю какие-то детали, если её нравится — быстро схватывает. Если нет — не настаиваю. А вот свекровь — помню говорила племяннице мужа — не красиво нарисовала, не похоже на волка, зайца и т.д. Хотя Рисунок был отличным для ребенка на мой взгляд.

Про то как держать ручку/карандаш/ложку. Не знаю, Саша сама начала все правильно держать и очень рано, я специально не учила.

Пожаловаться
MamaArtemia

ох, сколько пунктов!!!

буквально на днях принимала участие в тренинге «учимся рисовать с детьми» от «галки-игралки», так вот некоторые принципы схожи, а некоторые(голова кругом от противоположностей) абсолютно полярны!

например, О Теплякова говорит, что не нужно давать ребенку огромный ватман для рисования-ребенок теряется, сам урок не длится долго и ребенок просто не сможет все разрисовать; что нужно сразу учить ребенка(подсказывать) как правильно держать кисть(чтоб потом не переучивать) и тд

вообщем мой вывод — рисовать с детьми обязательно! рисование-эт о проявление индивидуальности! а как, на чем, как часто и прочее решает только мама( только маме известно как лучше для ее ребенка))))

Пожаловаться
Анна Ушакова

отличная статья, спасибо за пост, Катюш. Иногда, действительно ловлю себя на том, что начинаю Лену поправлять — как надо, и одергиваю себя, ведь ей надо по-другому))) дети делают нас мудрее!

а в ответ мамам, которые боятся за обои и др пространство — кто хочет, ищет возможности, кто не хочет — причины.

Пожаловаться
Tolyan IsTyping

плюсуюсь.

по-моему, ребенок подразумевает испорченные обои и т.д. Я еще беременная была к этому готова. Наклеили недорогие обои с целью сменить, когда уже перерастет. А тут пишут о ремонтах каждый год))))

Пожаловаться
Анастасия

Мы правильно держим всё в руке))))

Пожаловаться
Shershellka
тоже так рисуем)) Еще  я читала о том, что чистый лист гораздо полезнее;, чем раскраска.
Пожаловаться
Елена Проскурняк
Не знаю, что так все напали… стены, мебель, обои… у нас есть уголок для таких дел, тем более, что я сажусь рядом и мы рисуем, а как надоест, я не позволяю бегать с красками по всей квартире и мазать все на свете)

на то они и дети, чтоб шкодничать… все мы были такими… мои художества родители недавно нашли под крышкой стола и на стенках рисовала… а сын так подавно хулиган растет)))

Пожаловаться
Александра
А почему нельзя дорисовывать?
Пожаловаться
ЧудесатаЯ
шикарная, похоже, книга! Надо обязательно почитать. Но вот ребенок у меня пока успешно ваяет только ручками, фломастерами и простым карандашом. Пальчиковых красок и вовсе пугается. А чем плохи фломастеры? Утверждение слышала часто, а вот обоснование нет
Пожаловаться
Елена

Как же затрудняет восприятие умных мыслей многократно повторенное «нельзя». Мне, чтоб запомнить, приходится для себя перефразировать эти мысли в позитивные формулировки, автор книги должен бы это знать. А в остальном — спасибо, будем знать, а то мультики мы, конечно, любим, даже чересчур (((((

Пожаловаться
Татьяна
Спасибо! Но кисть и ручку мы правильно держим. Ему самому неудобно держать по другому. Он у меня не особо любит рисовать, поэтому рисуем только за столом. На стенах, на полу ему самому не хочется
Показать ещё
Актуальные посты