Лететь предстояло из Москвы на Сахалин. Расстояние немалое, но для бортпроводника с шестилетним стажем провести 8 часов в небе не сложнее, чем отсидеть рабочий день в офисе.
Из Домодедова самолет вылетал ночью, поэтому, заняв места, большинство пассажиров сразу уснули.Первые пять часов полета прошли спокойно, но как только за иллюминатором показались первые лучи солнца, из хвостовой стойки бортпроводников раздался телефонный звонок. Один из стюардов взял трубку, а потом обратился к инструктору: «Саша, Роза просит тебя срочно подойти». «Я почти бегом направился в начало салона, откуда звонила стюардесса, — рассказывает Александр. — Подхожу, спрашиваю: «Что случилось?», а она со свойственной восточным женщинам эмоциональностью отвечает: «У нас сейчас женщина рожать будет!»
Вспоминая лицо коллеги в тот момент, Александр улыбается, хотя новость для него самого стала полной неожиданностью. «В принципе беременная женщина на борту — явление обычное, авиакомпания допускает к перелету будущих мам, если до родов остается не менее 4-х недель. Хотя буквально на днях я узнал, что упразднено и это ограничение, то есть беременная может лететь на самолете хоть за день до родов, при условии, что она снимает с авиакомпании всю ответственность за возможные последствия от перегрузок, — рассказывает инструктор. — Как правило, нас предупреждают о том, что в салоне будет находиться беременная женщина. Указывают даже ее место, чтобы стюарды проявляли к ней повышенное внимание. Однако в этот раз никакой информации мы почему-то не получили». Да и на глаз распознать в 45-летней Айгуль будущую маму было непросто. Семь с половиной месяцев беременности надежно скрывали плотная комплекция и множество теплой одежды под шубой. Женщина обратилась за помощью только тогда, когда поняла, что до родов остаются считанные минуты. Первые родовые схватки она молча просидела в кресле, решив не тревожить обслуживающий персонал.
Паники у Александра не было — давала знать о себе выдержка, натренированная еще в школе бортпроводников. «С чего ты взяла, что пассажирка сейчас родит?» — «Она сказала, что у нее отошли воды». «После этого шокирующего заявления Розы работа закипела. Мы все делали согласно инструкции, достали медикаменты, по громкой связи обратились к пассажирам: «Если на борту есть человек с медицинским образованием, просьба подойти к членам экипажа, нам нужна ваша помощь». В это же время роженицу проводили в хвост самолета, где специально для нее был освобожден ряд кресел. Там мы настелили пледы и салфетки, соорудили что-то вроде занавесок, чтобы отгородить ее от остальных пассажиров. Нам очень повезло, что загрузка самолета была не полная, и в салоне оставались свободные места. Надо отдать должное людям: все спокойно отреагировали на ситуацию и не создавали суматоху».
После объявления прошло минут десять, но на просьбу бортпроводников никто не откликался. «Неужели в числе двухсот пассажиров самолета нет ни одного врача, фельдшера или хотя бы медсестры? Мы уже были готовы к тому, что нам придется самим оказывать помощь роженице, как видим — через салон быстро и целенаправленно идет женщина», — рассказывает Александр. «Что у вас случилось?» — «Вот, беременная. Воды отошли, срок 32-33 недели». Женщина переменилось в лице: «Ой, я же роды ни разу не принимала… Ну ладно, давайте стерильные перчатки!» Для пассажирки Зои Ивановны, что пришла стюардам на помощь, эта ситуация тоже стала своего рода «боевым крещением». Она никогда не работала акушеркой, да и медицину уже несколько лет не практиковала, но остаться безучастной женщина просто не смогла.
Пока стюардесса Роза и Зоя Ивановна находились с роженицей, Александр был на подхвате — носил воду, искал дезинфицирующие средства и необходимые медикаменты. До Сахалина оставалось лететь часа три, когда время между схватками стало резко сокращаться. «Айгуль вот-вот должна была родить. Ближайший аэропорт находился в Хабаровске, и мы решили садиться там. Я вспомнил, как в школе бортпроводников нам рассказывали о том, как принимать роды. Тогда еще преподаватель нас успокоил — за двадцатилетнюю историю компании такого не случалось ни разу, — рассказывает Александр. — Я связался с пилотом и сообщил, что до Сахалина нам не дотянуть. Он тут же включил табло «Пристегните ремни» и стал готовиться к посадке. Едва я успел сообщить о ситуации пассажирам, как из конца салона раздался детский крик. Не поверив своим ушам, я выглянул из-за стойки и увидел, как Зоя Ивановна поднимает на руки младенца. До этого я никогда не видел новорожденных, он был маленьким и хрупким, буквально прозрачным». Роды были стремительными, появление четвертого сына не доставило Айгуль много хлопот, не считая того, что проходили они в тысячах метрах над землей. Теперь садиться в Хабаровске не имело смысла, и самолет вернулся на прежний маршрут полета.
Однако расслабляться было рано, новоиспеченным акушерам предстояло перерезать пуповину и произвести другие необходимые процедуры. Александр и Роза набрали теплой воды, а Зоя Ивановна стала аккуратно обтирать ребенка. «Пеленок на борту не было, поэтому использовали все подручные материалы: чистые полотенца и стерильные салфетки. Перед тем как перерезать пуповину, мы простерилизовали нитку в водке, а ножницы прокалили над зажигалкой. Это был какой-то военно-полевой госпиталь», — рассказывает Александр Болотов. Несмотря на все перипетии судьбы малыш родился крепким: рост 49 сантиметров и вес 2 900 граммов.
Говорят, что ребенок, родившийся в самолете, получает право бесплатных перелетов на всю жизнь. На это Александр отвечает: «Я слышал, что действительно есть такое международное соглашение, но как прокомментировали этот вопрос в пресс-центре нашей авиакомпании, мы такого права предоставлять не можем, иначе у нас на борту будет роддом. Зато Зое Ивановне, успешно принявшей роды, наша компания подарила бесплатный билет на любой рейс».
ох, прорыдалась!!! вспомнила как акушерка положила мне на живот малыша, а его просто трогаю, глажу, щупаю.
Ох какая интересная история! Я совсем недавно из самолетов, летела двумя разными авиакомпаниями, и на обеих мне выдавали спец. справку на борт в трех экземплярах. Один я оставляла себе, второй отдавала при посадке в самолет наземной службе, и третий экземпляр уже предназначался для воздушной службы — бортпроводникам. Посадить меня все пытались максимально удобно, на протяжении полета справлялись о самочувствии, выдали два одеяла :-) постоянно предлагали воды, уступали место в туалет и тд
Т-Т-Т все прошло замечательно!