Информация от моей хорошей знакомой, «комаровской мамочки». Думаю, будет полезна как ориентир к действиям родительницам, чьи дети не говорят. Часто встречаю на сайте переживания мам по этому поводу.
Необходимо обратиться к логопеду, если ваш малыш:
Возраст Тревожные симптомы
12–18
месяцев В 12 месяцев не пользуется жестами (например, не кивает головой в знак согласия и не мотает ею из стороны в сторону, если не согласен);
в 12 месяцев не произносит никакие согласные звуки («п», «б» или другие);
в 15 месяцев не умеет говорить даже двух-трех слов;
в 15 месяцев не говорит «мама» или «папа»;
в 18 месяцев не говорит хотя бы 15 слов.
19–24
месяца В 19–20 месяцев не пытается привлечь ваше внимание к заинтересовавшим его вещам (например, к птичке или самолету в небе);
в 24 месяца не повторяет за другими их слова, не копирует действия;
в 24 месяца не может по просьбе взрослого показать нужную картинку в книге;
в 24 месяца не умеет строить фразы из двух слов;
в 24 месяца не знает, для чего нужны простейшие бытовые предметы: зубная щетка, телефон, вилка…
25–36
месяцев В 26 месяцев не умеет составлять простые предложения из двух-трех слов;
в 36 месяцев не задает вопросов;
в 36 месяцев говорит так, что окружающие не могут понять его и в половине случаев;
в 36 месяцев не произносит согласные в начале слов (например, говорит «Аля» вместо «Галя», или «Ова» вместо «Вова»);
в 36 месяцев не может назвать самые обычные бытовые предметы.
3–4 года В 3 года не понимает коротких инструкций взрослого;
в 3 года не стремится общаться с другими детьми;
в 3 года с огромным трудом отпускает от себя родителей;
в 3,5 года не произносит согласные звуки в конце слов (например, говорит «ко» вместо «кот»);
в 4 года часто заикается (испытывает трудности в произнесении слов или звуков), лицо при этом может искажаться неестественными гримасами;
в 4 года говорит так, что его невозможно до конца понять.
Статья врача-дефектолога.
Идея этой статьи зрела давно. Здесь не будет цитат известных ученых и педагогов, не будет научных выкладок и схем развития. Только информация для размышления.
Комаровские мамы, посмотрите на себя со стороны. Что вы чувствуете, когда сталкиваетесь с очередным вопросом «В 6 месяцев не сидит», «в 8 месяцев еще не появился зуб», «в год не ходит», «в два с половиной года не разговаривает»? Правильно, из загашников достаются транспаранты «Ребенок никому ничего не должен» и «Каждый ребенок развивается индивидуальными темпами». Как никого другого комаровских мамочек раздражают слова «норма», «среднестатестический», «в среднем», «обычно» и т.д. И я вас во многом поддерживаю, но с одной оговоркой: нормы придумали не просто так, их для чего-то внедрили и используют. Вы не задумывались для чего? Правильно, чтобы не упустить патологию. Другой вопрос, что некоторые «специалисты» (я специально взяла в кавычки) не умеют думать и видеть, а некоторые намеренно используют вариативность норм для запугивания мам и извлечения своей меркантильной выгоды.
Да, если у ребенка нет проблем с опорно-двигательным аппаратом или мышечной системой, он рано или поздно научится переворачиваться, садиться, ползать и ходить. Если у него сформировались зубы, то рано или поздно они вылезут.
Но совсем другое дело речевые нормы. Я часто читаю ваши комментарии, и грустно улыбаюсь. Вы, которые не любите сравнивать своих детей с другими (особенно, если в чем-то уступаете этим другим), мчитесь успокаивать очередную маму неговорящего ребенка, приводя в пример свой, своего ребенка, племянника, соседского сына опыт. Подумаешь, к трем годам не говорит, заговорит, никуда не денется. И вообще, ребенок никому ничего не должен, он развивается в своем индивидуальном темпе. И вот тут находит коса на камень. Многие мамочки, столкнувшиеся с таким индивидуальным графиком развития, храбрятся и хорохорятся все дошкольное детство своего чада. Они убеждают специалистов в том, что их ребенок уникальный, а не среднестатистический, и эти усредненные нормы не для него написаны. Зато когда на горизонте появляется школа, и не просто школа, а спец.школа, вот тут большинство мам задают один объединяющий их вопрос: «А когда мой ребенок станет как все?» или «А он сможет посещать обычную школу?». Время упущено, и приходится не совершенствоваться, а догонять сверстников.
Речевое развитие как часть умственного имеет свои вехи, закономерности и темпы. И, к сожалению, очень редко серьезные отклонения от нелюбимым многими среднестатистических норм остаются без последствий. Речевые патологии очень часто появляются не только из-за медицинских проблем (тяжелая беременность, тяжелые роды, инфекционные заболевания, высокая температура). Все чаще и чаще причиной отклонений оказывается социальная и педагогическая запущенность. Бич конца 20 — начала 21 века: общее недоразвитие речи. В группе, где я была воспитателем из 22 детей у 16 был этот диагноз. И родители их не были алкоголиками или наркоманами. Многие имели высшее образование.
Однажды я поймала себя на одной очень интересной мысли. Если в моем детстве, услышав знакомый сюжет, мы говорили: «А мне мама читала эту сказку», то уже мои воспитанники мне кричали наперебой «А я смотрел такой мультик». А ведь прошло каких-то 25-30 лет. Мамы и папы, бабушки и дедушки пытаются нейтрализовать неуёмную энергию детей любыми доступными им способами, благо способов научный прогресс предоставляет все больше и больше. Только времени на непосредственное общение с детьми уже не остается.
Противоположная сторона крайности – раннее развитие. И не просто раннее развитие, а активное, я бы даже сказала агрессивное. Ребенка так усиленно развивают, что времени на обычное беззаботное детство уже не остаётся.
Бесспорно, мы объединились на этом сайте по одному принципу: мы считаем себя здравомыслящими родителями. Поэтому давайте оставаться такими же здравомыслящими и в комментировании вопросов о речевых проблемах детей, мнимых или явных. И если чужой, невидимый нам ребенок, не говорит к 2,5-3 годам, то давайте не будем легкомысленно успокаивать, что все нормально и никаких проблем нет. Мы не знаем в каких условиях ребенок родился и развивается. Девиз «Лучше перебдеть, чем недобдеть» лучше всего подходит к речевому развитию. Тут совет может быть только один: отправиться к специалисту, пусть он посмотрит и решит. Конечно, если «специалист» утверждает, что может определить у полугодовалого ребенка наличие будущих речевых проблем по способу захвата соска или соски, или «врач» рекомендует те или иные таблеточки-укольчики для улучшения умственного развития, то грош цена таким «специалистам» и их заключениям. Критическое мышление еще никто не отменял.
А нехоушки это совсем не страшно, на мой взгляд.
Ну да, есть нормы. Но ведь есть и индивидуальность детей. Нам тоже надо сходить к неврологу, но даже я боюсь, что что-то не так. .
Далеко ходить не надо: мне было уже больше 2-х лет, когда в карте появилась запись «задержка речевого развития». Я спросила про это у мамы, она ответила, что я просто отказывалась говорить. При врачах, при посторонних я молчала, как рыба. Из-за этого и написали, ведь врач слова не смогла добиться. Ведь есть такие дети, которые говорят «по факту».
Читать я научилась в 6. Литература и русский всегда были на 4 и 5. С речью проблем нет,
когда моя дочка в школу пошла, у них в классе мальчик был. Хороший такой мальчик из благополучной семьи. Только половину звуков не выговаривал в 7 лет. Когда школьный логопед начала разговаривать с мамой об этом, та ей просто сказала: «А мне так нравится. Он такой смешной». Кстати, к школе такие проблемы выливаются в проблемы с русским языком в целом и с письмом и с чтением.
я считаю, что отставание в 2-3 месяца — можно подождать, пока наладится, а вот если больше — надо хотя бы навестить врача. Одно дело, если из всего списка речевого развития, допустим, в 24 месяца, не выполняется 1 пункт (это может быть действительно индивидуальная особенность), а вот если несколько или все — это уже повод задуматься.
Неее, мой ребёнок в 1,9 предложениями разъясняется :)))
Это ребёнок соседки, а ей пофиг, что у неё сын только пищать умеет в 2,6
Дети сидят с телефонами, планшетами, родители в компьютерах. И поговорить некогда.
хорошая статья, может хоть кому то поможет
у меня не говорит)))
очередные рамки
надо учитывать очень многие факторы в сумме, а не по-отдельности
За слово считается определённый слог или звук обозначающий конкретный предмет.
«да»-тоже «мм», но позитивное, «нет»-мотание головой и визг.
«папа» «мама» и «ляля» говорит, иногда пытается сказать «Никита», но не оч удачно
короче, до 15 слов нам далеко)
мне года 4 назад пытались всучить какой-то пятитомник по воспитанию и развитию детей (евро за 300), при этом авторитетно заявив, что билингвы-это прямой путь к дизлексии, чтобы я не смела разговаривать с реб на 2 языках до какого-то возраста.
и после этого они надеялись, что я у них куплю книжки)))))))))))))))
а старший в итоге сейчас свободно болтает на двух, еще знает счет и кое-какие слова на испанском и на англ
так что точно все нормально)
прекрасная статья
Нужно отчетливо понимать, что эти нормы ля здоровых детей, у которых, в частности, не было проблем по неврологии. Тут уж врачей почаще посещают, и невролог тревожные звоночки не упустит.
Ересь, вернее, бессмыслицу несете Вы. Если Ваш ребенок полностью здоров, искренне рада за Вас. Тогда отступлений по здоровью от норм развития речи быть не должно. Если, опять же, читать не умеете, разжую: никто Вам и не говорил, что конкретно у Вашего ребенка есть проблемы с речью по состоянию здоровья.
«Нужно отчетливо понимать, что эти нормы ля здоровых детей, у которых, в частности, не было проблем по неврологии.» Ваши слова!