Даем уроки развития речи
В конце первого года жизни ребенок понимает речь взрослого и произносит первые слова. Пока он только имитирует и подражает окружающим. Но, если в арсенале взрослых минимум четыре тысячи слов, то кроха пока пользуется малым. Помогите ему расширить словарный запас как можно скорее!
Если верить специалистам, то именно с появления такой детской способности, как выражения одним словом целого предложения (например, «Кап-кап», что впереводе означает «Дождик идет», заканчивается первый этап – доречевой, и начинается новый – период активнойречи малыша, который охватывает возраст 1-3 года.
До полутора лет накапливается медленно, зато к двум годам этот процесс проходит намного быстрее – дети начинают усваивать по слову каждые два часа.Более того, они пробуют их сочетать. Так к концу третьего года большинство ребят произносят уже около 1000 слов. Однако не расстраивайся, если твой ребенок отстает в речевом развитии от этих статистических показателей. Как предупреждают те же специалисты, разрыв может составлять год или даже больше.Просто помогай малышу осваивать лексикон.
·Общайся с крохой, разговаривай, не увлекаясь при этом длинными монологами.От них ребенок может устать и потерять интерес. Только диалоги! При этом ты должна знать, что высокий тембр твоего голоса, замедленный темп, выделение иповторение слов, короткие фразы, тактичное исправление неверно произнесенных малышом фраз (на собственном примере, без одергиваний и недовольства), привлекает его внимание.
·Тренируй артикуляционный аппарат маленького.
Сядь напротив ребенка и расскажи стихотворение, выполняя действия, описанные в нем:
Погулять язык собрался, (открой рот)
Он умылся, причесался, (проведи языком по зубам и спрячь его)
Вправо, влево оглянулся, (поверни язык влево и вправо)
Вниз упал, наверх полез, (соответствующие действия)
Раз – и в ротике исчез.
·Учи малыша выражать словами свое эмоциональное состояние. В этом помогут картины, которые ты сможешь комментировать и знакомить сына или дочку с их героями. Рассказывай, что они чувствуют и почему. Конечно, с Врубелем или Дегамалышу знакомиться рановато, пока подойдут качественно проиллюстрированные детские стихи или сказки.
·Уделяй время упражнениям на внимание и формирование логического мышления.Ведь известно, что именно вниманию принадлежит особая роль в процессе развития речи.
Для таких занятий подойдут кубики, карточки с изображением ярких предметов. Называй и проси кроху показывать то, что ты называешь. Потом пусть пробует называть он. Следующий этап – прятки. Отнеси карточку в другую комнату и положи на видное место, а потом попроси малыша принести ее.
Такие простые действия – отличные уроки формирования произвольного вниманияи развития памяти, а вместе с этим – речи.
·Давай возможность ребенку самому догадываться о свойствах окружающего предметного мира. Пусть пытается рассказывать тебе о своих открытиях.
Полищук А.Н., логопед высшейкатегории:
— Развитие речи имеет свои стадии, от гуления до формирования фразовой речи, и продолжается от 1 до 3 лет. Если у матери возникают сомнения соответствия возрастных норм развития речи ребенка, лучше проконсультироваться у специалистов, таких как логопед, дефектолог, педиатр, невропатолог.
Каждая мама должна обратить внимание на следующее:
1.отсутствие гуления (впериод до 1 года и старше);
2.если ребенок «не сосет»(чтобы исключить ринолалию, расчленение неба (так наз. «заячью губу», «волчьюпасть»);
3.физиологический слух(чтобы исключить глухоту, снижение слуха);
4.понимает ли ребенок обращенную речь (чтобы исключить возможные патологии);
5. леворукость (иногда переучивание приводитк речевым и физическим перегрузкам, заиканию).
В любом случае, паниковать не стоит, вовремя начатые логокоррекция и лечение обязательно помогут вашему ребенку.
кстати — гулил мало. сосать не любил ни соску ни сиську))
Вот что мы говорим:
мама, папа, баба, дядя (причём это и дядя и деда), да, нет, не надо, кап-кап, куп-куп, дём ( идём), отдай, дай, ти ( птица), гагага ( стишок про гусей мне помогает рассказывать), кака, пка ( так и не перевела, он сильно нервничает, что я не понимаю)
я до недавнего времени и не знала что у малого богатый речевой запас слов. начал тарабанить — я удивилась! как много слов он знает и правильно их использует!
Для себя. Если кому интересно, милости прошу