"Итак, ребенок по природе добр. В других местах Нилл говорит больше: дети мудры, справедливы, доброжелательны. Откуда же у них берется ложь, воровство, хулиганство?
Ответ Нилла – от принуждений и наказаний. Принуждая и наказывая ребенка, родитель (воспитатель) проявляет насилие. А всякое насилие сопряжено с ненавистью! Это чувство возникает и у наказывающего родителя, и у ребенка. Накопленные обиду, гнев и ненависть ребенок обращает на взрослого, на общество и на самого себя – в форме непослушания, асоциального поведения, саботажа усилий взрослых, наконец, вывода: ну и буду плохим! Он становится «несчастливым ребенком». Оба, взрослый и ребенок, попадают в «заколдованный круг». Вот как он получается:
– взрослый добивается правильного поведения, применяя меры контроля и принуждения (оценка, критика, давление, наказание);
– эти меры вызывают в ребенке негативные эмоции и сопротивление;
– взрослый раздражается, в гневе усиливает нажим;
– у ребенка нарастают чувства обиды и ненависти; на почве (не всегда осознаваемого) гнева развиваются безразличие ко всему, лень, отвращение к учебе, открытое сопротивление, отрицание ценностей взрослых, асоциальное поведение;
– давление и наказания «воспитателя» усиливаются еще больше, «круг» замыкается.
Итог – ребенок становится неуправляемым, родители и учителя оказываются беспомощными."
Я полностью согласна с этим не только в теории, но и на практике. И вокруг часто замечаю подобные замкнутые круги. Например, сегодня в песочнице было трое детей: Амалия (2,1 года), Виолетта (может ей 3-4 года, связно длинными предложениями говорит), Кирилл (3,5 года).
И вот Виолетта с Кириллом сидят рядом и играют с формочками. И тут Кирилл начал просить у Виолетты формочку, взяв ее рукой и тянул на себя, а Виолетта не хотела отдавать, прибежала ее мама и начала Виолетте говорить, чтобы та отдала формочку Кириллу («потому что это не твоя формочка, ты пойди в пакете возьми себе — вон пакет»), а Амалии — совочек из второй руки («потому что она маленькая»). И я стояла наблюдала это (когда вынуждали отдать Амалии формочку, я предложила Амалии взять другую либо поменяться игрушкой с девочкой, но мама Виолетты меня перебивала громко очень, и в итоге Амалия забрала формочку девочки, которую ей отдала ее мама), и увидела, что когда и вторую игрушку вынудили отдать, Виолетта очень расстроилась, у нее было чувство беспомощности и беззащитности, что весь мир против нее, она оглядела всех взрослых (как будто прося помощи или просто растерянно) и когда ее мама ей отдала другую уже игрушку позже — кинула ей в маму и разрыдалась. А Кириллу бабушка начала говорить, чтобы отдал обратно игрушку девочке и в итоге и Кирилл расстроился (потому что бабушка навязывала свое мнение «играй с трактором» с нажимом в голосе говорила, будто угрожала).
А потом эти две женщины начали удивленно спрашивать самих детей: «Вот, хорошо играли, почему же рассорились? Что случилось?» — хотя было ясно, что они испортили детям игру, навязав свои какие-то правила, не стараясь понять детей. Я часто это вижу, и потом вижу детей, которые остаток прогулки ноют уже по всякому другому поводу, а родители, вместо того, чтобы с любовью разобраться, отчего ребенок вдруг стал так расстраиваться от всего подряд, еще начинают сильнее насиловать его психически, усугубляя проблему :( И потом еще и на него ответственность за свои косяки вешают. Жаль :(
угомонись уже
Регин, уже все давно поняли, что ты не наказываешь и почему)))))))))))) я даже не комментила посты, ибо выйдет пустая дискуссия, не приводящая ни к чему. каждый при своем мнении останется. но в данной ситуации конечно глупо мама Виолетты поступила. очень. нельзя забирать у ребенка ЕГО вещи и отдавать другим. никогда нельзя! со многими тут спорила, которые говорят, что нужно учить делиться. но это учение заключается в отбирании у своего ребенка и отдавании другим. я так никогда не делаю. и вообще считаю, что все по ситуации должно быть.
я так же, мне неудобно становится перед ребенком чужим и мы уходим всегда. Настя однажды коляску кукольную девчке не дала. так мамаша ее второй год косится ходит на нас)))))
Оставить без десерта только в случае, если зуб болит — тогда чтобы зуб совсем не сдох, придется быть без десерта. Но для манипуляции — неприемлемо. Мне это так же неприемлемо, как пытаться манипулировать мужем с помощью секса.
конечно, все не правы, надо было дождаться, когда Виолетта и Кирилл подерутся из-за формочки, испачкаются, разревутся и станут счастливы.
а лучше, чтобы дети передрались из-за игрушек?)) может и не все гладко в приведенной вами ситуации, но побоища избежали — молодцы)
Амалия единственная из детей не плакала, хотя ей тоже в итоге Кирилл чего-то там не дал. Она просто стала и пошла играть в другие игрушки сама. Без напоминаний.
Скорее всего ей запрещали плакать, не проговаривали ее чувства или показывали своим примером насилие (когда придумывали месть, или ругались).
«Месть» — это деструктивное чувство, возникает только не у счастливых людей.
Я не считаю агрессивных детей ненормальными, скорее это уже норма (если за норму по определению считать «большинство»). Но агрессия — это не естественное природное состояние души.
К слову о запретах на чувства. Вот некоторые запреты на чувства:
— не плачь
— большая уже а плачешь
— ууу, стыдно плакать
— не надо плакать
— ой как некрасиво плакать
и т.п.
вы говорите, что не надо вмешиваться, но все дети разные, не все умеют решать свои проблемы внутри конфликта в 2 года, вы так не думаете?) сначала надо направить в нужное русло, тогда к 3,5-4 годам может что и получится) мой ребенок на данный момент общается с ровесниками, и там она ведет себя вполне здраво: может поконфликтовать, но привлекать взрослых она не будет, решит проблемы сама...
а про нытиков я останусь при своем мнении
А предложение поменяться или взять другую не является вмешательством в игру?
Там «предложение» поменяться было озвучено таким тоном и из области «а можно я уже съел твой пирожок?»