Детская речь.Мамам на заметку

Этапы развития собственной речи ребенка:
Крики — возникают с рождения
Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев.
На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.
Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев
Слова — переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев
Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.

Рост словаря ребенка от года и старше

1год -5-9 слов
1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов)
2 года от 50 до 200 слов
3 года от 800 до 1000 слов
3,5 года — 1100
4 года 1600 — 1900
5 лет 1900 — 2200
Развитие фразовой речи
Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до двух лет
Появление и развитие предложений — с двух лет
К трем годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы «почему?» «когда?», использует практически все части речи, предлоги и союзы.
Использует единственное и множественное число
К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.


Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.
***
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
а) раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н', к, г, х, с, -йот;
б) среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л';
в) позднего онтогенеза речи: р, р', ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.
***
Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
***
Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов,
***
После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев.


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Александра

вот у нас больше 50 слов, а невролог поставила задержку речевого развития, потому как слова не правильно говорим, а упрощаем слишком… как их понимать

Пожаловаться
Наталья

Невролога в лес — обратиться в первую очередь к логопеду и узнать что он скажет. Если там проблема в физиологии ( например уздечка коротковата) — то он уже направит к нужным специалистам и т.д.

Пожаловаться
Evgeniya


интересно!

Пожаловаться
Кат

о! спасибо. вроде в пределахъ нормы мы судя по статье..

Пожаловаться
Наталья

Не за что)) сама искала — решила поделиться как нашла

Пожаловаться
Катерина Лукьяненко
Мы 50-200 уже должны говорить, а по факту мама-папа-на.
Пожаловаться
Кат

было так же до 2,5 лет. потом пошли на развивашки и начал говорить слова, за год научился говорить предложениями.

Пожаловаться
Наталья

Это же не в день и не за раз). У нас лексикон уже больше 100 примерно, но бОльшую часть слов сказал 1-2 раза и все. а так да нет, мама папа, дай, вот это.

Пожаловаться
Кат

ну нам задержку ставили в 2 года. а потом когда в 3,5 года пришли. сказали что проблемы есть но уже лучше. сейчас вижу что что мы еще больше продвинулись. 2 раза в неделю занимаемся с логопедом

Пожаловаться
Наталья Жукаускас

Не очень соответствует действительности

Пожаловаться
Наталья

чьей дествительности? здесь же все-таки усредненная норма. К примеру если ребенка лечили антибиотиками — то это может повлиять на задержку речевого развития. И т.д.

Пожаловаться
Наталья Жукаускас

мои дети, мой брат в 2 года не ограниченное количество слов, это я к тому что рамки разброса не соответствуют действительности, ведь есть дети которые в 1,5 года говорят как взрослые, как моя старшая и в 4 не говорят как племянник, а здесь рамки Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до двух лет

Пожаловаться
Юлия

ничего себе))) антибиотики и мозг...

Пожаловаться
Наталья

Я сама у мамы в год мишку косолапого рассказывала, половину букв не выговаривала — но рассказывала. Это скорее исключение из правил. Повторюсь — тут усредненная норма. Есть дети опережающие развитие, есть с задержкой.

Пожаловаться
Наталья

да есть антибиотики старшего поколение, который влияют на какие-то там связи и на клетки мозга в том числе и речевого центра

Пожаловаться
Наталья Жукаускас

Мне просто сказали что и у нас норма и у племянника норма и отклонений нет, бывает мамочка прочитает статью с нормами и переживает что ребятенок молчит, а с ребенком все в порядке,