Читаем ребенку. Как правильно выбрать книгу для ребенка первого года жизни?

Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой — это семимильный шаг к развитию его образного мышления и интеллекта, речевого развития и расширения мировоззрения. Где, кроме как не в книге малыш может увидеть увлекательный окружающий мир, который выходит далеко за грани Вашей квартиры и сквера, где Вы гуляете с крохой?

Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. Как правильно подобрать такие книги для малышей от рождения до года?

Книги для детей от 0 до 5-6 месяцев. Как читать?

Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируется эмоциональное развитие личности.

Показывая крохе уже в возрасте от 2-3 месяцев яркие иллюстрации, Вы развиваете его образное мышление, умение сосредоточиться, но, за один «подход», показывайте лишь одну-две картинки. Если Ваш первооткрыватель не «запросит» еще.

Книги для детей от 6 месяцев до года. Как читать?

А вот с 5-6 месяцев, малыш просто обязан заинтересоваться книгами! Ведь им интересно все – что их окружает! Шестимесячный ребенок начинает активно пользоваться руками — ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус.

Познакомьте малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой.

Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности «говорящие». Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка — лаять. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними «общаться»: возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать «старые» книги.

Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным — например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией.

В возрасте ближе к году и более можно читать ребенку и бумажные, картонные книги. В целях безопасности, после такого «сеанса чтения», уберите такие книги от малыша подальше, ведь ребенок может не только порвать, но и съесть бумажные страницы.

Требования к книгам

  • Картинки в детских книгах должны быть крупные, яркие, желательно на белом фоне – и не более одного изображения на странице. Предметы, изображенные на картинке, так же желательно должны быть хорошо знакомыми ребенку, если ему меньше полугода. Например: для самого раннего возраста хорошо будет, если на странице изображено улыбающееся человеческое лицо.
  • Педагогическое требование, которое относится к книгам для детей этого возраста: животные на картинках должны выглядеть естественно, без красочных аксессуаров в виде сарафанов-шапочек. Такие детали не просто отвлекают внимание ребенка на себя, но и формируют ошибочное мнение о матушке-природе. Как объяснить потом малышу, почему Ваша кошка-Мурка не носит телогрейки? Пока у ребенка нет способности различать реальность и сказку — такими книжками лучше не злоупотреблять.
  • Сейчас на книжном рынке много разнообразных детских книжек. Выбирая их, помимо всего прочего, нужно обращать внимание, соблюдаются ли предъявленные к таким изданиям гигиенические требования. В первую очередь посмотрите на материал, из которого они изготовлены, — он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.

Идеальные книги по текстовому информационному содержанию приведены ниже в списке литературы.

Список литературы для детей от 0 до 2 лет:

1. Любые книги с «правильными» иллюстрациями, моющиеся либо из плотного картона.
2. Серия «Моя первая книжка»: «Это я»; «Животные»; «Машина»; «Счет»; «Слова»; «Ферма»
3. Серия «Мишутка»: «Приятного аппетита»; «Что надеть»; «Любимые игрушки»; «Веселый денек» С. Козлов. „Я на солнышке лежу“.
4. Серия „Уроки малышам“: „Твои игрушки“; „Считалочка“; „Все поет“; „Давай поиграем“
5. Серия „Топотушки“: Р. Сеф. „Кто на кого похож“
6. Серия „Для самых маленьких“: „Сказки в стихах“ ( А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский, Э. Успенский, И. Токмакова;
7. „Репка“. Русская народная сказка в обработке А. Толстого, „Снегурочка и лиса“ Русская народная сказка из сборника А.Н. Афонасьева.
8. „Теремок“.
9. В.А. Степанов. „Как живете? Что жуете?“ Б.Заходер. „Песенки Винни-Пуха“.

Статья написана по рекомендациям А. Морозовой — дошкольного педагога, Ирины Александровой — филолога, преподавателя высшей категории.


Мари
Мари
Арзамас
011441

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Татьяна Трофим
Татьяна Трофим
Елена
11 лет
Боровичи

я с рождения обоим деткам читаю адаптированные варианты сказок (Золушка, Бременские музыканты), а также рассказываем на прогулке различные РНС — Репка, Курочка Ряба… сейчас с сыном осваиваем Чуковского и Барто)))