Долгокормление — это естественное кормление грудью от 2,6-3 лет и дольше, до 4,6-5 лет.
Чем пугает долгокормление?
Вы ждете малыша? Или Вас уже можно поздравить с прибавлением? Значит, Вы уже неоднократно задавались вопросами о грудном вскармливании и продолжительности этого периода жизни крохи.
Удивительно, но самое большое количество мифов и предубеждений относится именно к теме завершения грудного вскармливания.
Практически каждый родственник/друг/знакомый(ая) рано или поздно возымеет желание поделиться с Вами своими (верными или не очень) соображениями и советами:
Пожалуй, единственный человек, которого не беспокоит этот вопрос — сам кроха-едок-грудничок. Почему? Да потому, что он-то как раз ответ на этот вопрос и знает…
Кормите грудью столько, сколько это нужно самому ребёнку(!), а не бабушке, педиатру или подруге:
— Нужно малышу, для становления крепкого иммунитета, естественного угасания сосательного рефлекса, становления базовых навыков общения и доверия — мы же понимаем, что грудное вскармливание — далеко не только пища и питье для малыша, но и общение, проявление любви, борьба со стрессом…
— Нужно маме, для того, чтобы организм успел «выжать» из грудного вскармливания всю пользу, которую только можно, а это и процесс восстановления после родов, и защита от анемии, остеопороза, рака молочных желез, яичников, матки; для того, чтобы мама успела установить ту нерушимую, крепкую связь с малышом, которая позволит ей оставаться, возможно, самым близким ему человеком на протяжении всей его последующей жизни.
Нет смысла беспокоиться по поводу того, что малыш «слишком долго» на грудном вскармливании. Он вырастет из этого периода жизни так же, как вырастает из своих пеленок-распашонок, подгузников, горшка, стульчика для кормления, ношения на руках… Просто этот процесс немного более растянут во времени, чем остальные.
Но когда же?
Назвать идеальный срок для отлучения от груди невозможно. По той причине, что в каждой паре «мама-малыш» он разный. Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует продолжать грудное вскармливание до 2,6-3 лет и далее, по потребностям ребёнка… Но, все мамы и дети уникальны. Именно поэтому выбирать точные сроки и план отлучения крохи от груди придется именно Вам. Любой столь серьезный выбор стоит тщательно обдумать. Поэтому рассмотрим некоторые распространенные заблуждения, которые обычно пугают маму и заставляют ее пойти на раннее отлучение крохи от груди.
Миф 1: «После года в грудном молоке ничего полезного нет»
Реальность: На самом деле, к году кроха получает 90% всех полезных веществ именно с молоком матери. Мало того, в полтора года 65% суточной потребности во всех витаминах и микроэлементах ребенок тоже получает именно с маминым молочком. Причем эти 65% не может заменить ни одна смесь или взрослая пища. Грудное молоко — не куриные яйца, со временем не портится. Да, оно меняется, подстраиваясь под нужды взрослеющего ребенка. Но лишь потому, что ребенок начинает получать и другие виды пищи, а переизбыток некоторых витаминов порой не менее опасен, чем недостаток.
Миф 2: «После двух лет в грудном молоке ничего питательного и ценного нет»
Реальность: Научные исследования доказывают, что даже после двух и более лет молоко остается ценным источником белков, жиров, ферментов, расщепляющих в кишечнике белки и жиры; гормонов, витаминов и микроэлементов, которые быстро и легко усваиваются.
Содержание витаминов и микроэлементов в женском молоке может изменяться в зависимости от потребностей ребёнка и может увеличиваться с возрастом ребёнка. Например, при грудном вскармливании на втором году жизни малыш защищен от дефицита витамина А, который необходим для нормального формирования и функционирования глаз, кожи, волос, а также витамина К, предотвращающего возникновение кровотечений. К тому же в женском молоке содержится оптимальное количество железа, которое очень хорошо всасывается в кишечнике ребенка и предотвращает развитие железодефицитной анемии.
Ученые подсчитали, что если годовалый ребенок получает 500 мл грудного молока в сутки, то его суточные потребности в энергии обеспечиваются на треть, в белках — на 40%, а в витамине С почти полностью.
Покрытие потребностей в веществах в цифрах:
29 % потребности в энергии
43 % потребности в белке
36 % потребности в кальции
75 % потребности в витамине А
76 % потребности в фолатах ( производные фолиевой кислоты)
94 % потребности в витамине B12
60 % потребностей в витамине C
Иммунитет ребенка формируется до 4,6-5 лет, а грудное молоко, с возрастом ребенка, увеличивает концентрацию иммуноглобулинов, что отлично поддерживает иммунитет ребенка.
Так же до4,6-5 лет формируется нервная система ребёнка; головной мозг вырастает на 95% к4,6-5 годам.
Помимо всего, ГВ очень очень помогает при адаптации в детском саду.
Миф 3: «Дети на долгом грудном вскармливании чаще болеют»
Реальность: Каждый болезнетворный микроорганизм, попадающий в организм матери, стимулирует выработку иммуноглобулинов, оказывающихся в молоке и получаемых ребенком. Концентрация этих веществ в молоке увеличивается с возрастом ребёнка и с сокращением числа кормлений, что позволяет детям более старшего возраста, у которых увеличилась потребность в этих веществах, полностью удовлетворять нужды иммунной защиты. Иммуноглобулины образуют на слизистой оболочке кишечника особую плёнку, делая ее недоступной для болезнетворных микроорганизмов, и обеспечивают уникальную защиту от инфекций и аллергии. Кроме того, белки женского молока стимулируют развитие собственной иммунной системы ребенка. Также в женском молоке содержатся вещества, стимулирующие рост полезных бактерий (бифидо- и лакто- бактерий), в кишечнике, которые противодействуют заселению его болезнетворными бактериями.
Другие белки молока также важны. Например, белок лактоферрин, связывающий железо, способен предотвратить рост ряда бактерий, забирающих железо.
Миф 4: «Ребенка надо воспитывать, иначе он вырастет манипулятором»
Реальность: Воспитание ребенка и грудное вскармливание, хоть и смежные, но все-таки различные сферы материнства. Хотите, чтоб малыш вырос самостоятельным? Психологи утверждают, что лучшим вариантом развития событий будет позволить ему самостоятельно оторваться от материнской груди. Не удивительно, что многие долгокормящие мамы замечают, что их дети с большим интересом познают окружающий мир, чем их сверстники. Ведь у них есть их любимая мама, в которой они уверенны, а значит, бояться нечего. А слишком ранняя независимость может перерасти в заброшенность и одиночество. Иногда молодые мамы рисуют в своем воображении картину: ребенок в магазине/парке/гостях начинает требовать грудь и при людно раздевать маму. Однако, не следует этого бояться. Ребенка до года можно спокойно покормить даже на людях (при условии наличия слинга, одежды или фартука для кормления) так, что никто ничего не заметит. А после года необходимость кормлений по-требованию отступает, с ребенком вполне можно договориться об определенной схеме кормлений, например, только в кровати или в определенной позе, когда мама разрешит… Грудь все-таки мамина, и распоряжается ею именно мама.
Миф 5: «Ночи станут спокойнее»
Реальность: Не исключено, что Ваш кроха после отлучения станет спать всю ночь без просыпаний, но большинство деток в год-полтора-два… еще не способны спать всю ночь напролет, в силу особенностей нервной системы. А значит это, что вместо груди маме придется искать ночные утешения. Водичка, укачивания… Неужели это проще, чем дать ребенку грудь, особенно при организованном совместном сне?
Миф 6: «Дети на долгом грудном вскармливании отстают в физическом развитии»
Реальность: При грудном вскармливании обеспечивается оптимальное соотношение жировой в мышечной тканей в организме ребенка и оптимальное соотношение длины и массы тела. Физическое развитие ребенка соответствует его биологическому возрасту, не опережает его и не отстает. Это определялось по срокам формирования различных костей скелета.
Миф 7: «Дети на долгом грудном вскармливании отстают в психическим развитии»
Реальность: За счёт того, что во время грудного вскармливания между матерью и ребёнком устанавливается тесная психологическая связь, которая необходима ребёнку на биологическом уровне и определена природой для улучшения развития детей на базе того, что они получают максимальный спектр материнской ласки, любви и заботы, полностью удовлетворяют свои потребности в сосании материнской груди, в присутствии мамы и в её внимании, у детей на длительном грудном вскармливании активнее стимулируется нервно-психическое развитие, а также формируются механизмы стрессоустойчивости, они лучше адаптируются во взрослой жизни, быстрее и легче переходят от одной стадии развития к другой, проще сепарируются от родителей, не испытывают к ним болезненных привязанностей, сопряжённых со страхом одиночества, с недостатком родительской заботы. Согласно изученным данным о различных стадиях развития, принятых за основу в работе с детьми в детской психологии, привязанность к родителям до возраста, когда ребёнок отделяет себя как обособленную личность — это норма сосуществования родителей и детей. Стадия осознанного перехода к обособленности, или так называемой «сепарации-индивидуации» от родителей наступает примерно в возрасте 4-х лет (по Ж. Пиаже), эта стадия совпадает с развитием у человека его отдельного “Я”, когда он начинает отделять это «Я» от внешнего мира. Во-первых, нет никаких рекомендаций, относительного того, что переход к этой стадии развития необходимо каким-то специальным образом стимулировать или подгонять, и если этого не делать, то ребёнок естественным образом не развивается до стадии сепарирования. Во-вторых, нет никаких данных о том, что правильно организованное длительное грудное вскармливание тормозит переход к стадии сепарации. Зато есть данные о том, что излишняя холодность, нарочитое отстранение родителей от ребёнка, опасающихся его привязанности и считающих, что привязанность ребёнка к ним может помешать ему в будущем стать самостоятельным, влияет прямо пропорционально желаемому: ребёнок, растущий в обстановке постоянной родительской депривации, испытывает гораздо больше сложностей с адаптацией в социуме, с самооценкой, чем ребёнок, чьи потребности в тесной связи с родителями полностью удовлетворялись в раннем детском возрасте.
До появления в психологии направлений, которые вплотную подошли к изучению психологии младенцев и детей раннего возраста, уже существовали именитые основоположники психологических теорий, которые считаются догмами в современной психологии, согласно мнению которых, чем дольше ребёнка кормят грудью, тем больше удовлетворяются его потребности, и тем гармоничнее развивается ребёнок, который не испытывает недостатка в удовлетворении этих природных требований. Об этом писал ещё в 1947 году знаменитый Эрик Берн в своей книге «Введение в психоанализ и психиатрию для непосвящённых». До появления направления, называющего себя «экзистенциально-гуманистическое», психологи изучали влияние различных обстоятельств на жизнь человека в основном через взрослых людей и строили свои гипотезы о влиянии тех или иных факторов на основании аналитических данных, собранных со взрослых внутри динамической теории психологии. Современные психологические течения позволяют изучать влияние многих факторов на младенцев непосредственно пока ребёнок растёт и развивается. И эти исследования красноречиво говорят о том, что здоровые отношения внутри семьи, материнская любовь, забота, ласка и удовлетворение потребностей ребёнка не только не могут повредить, а наоборот, помогают развиваться, а вредят ограничения ласки и внимания. Внимательная мать, прислушивающаяся к желаниям и нуждам ребёнка, воспитывающая его в согласии с принципами сближения с ребёнком, практикующая налаживание тесного эмоционального контакта с ребёнком не может быть фактором, который наносит травму. Отношения с матерью посредством продолжительного грудного вскармливания – это всего лишь отношения, в которых ребёнок ест и общается с матерью, существующие с момента появления вида человека, и продолжающие существовать как биологически естественные, не противоречащие параметрам жизнедеятельности вида хомосапиенса. Это доступная ребёнку и матери форма выражения своей привязанности и любви на самом главном этапе жизни — в детстве, это формирование близости на уровне возможностей сосуществования матери и потомства, что само по себе естественно и не несёт в себе угрозу чьему-то здоровью и нравственному состоянию и не противоречит механизмам выживания популяции. Распространённые мифы вокруг продолжительного грудного вскармливания о том, что оно травматично для ребёнка – не более, чем устаревшие данные, собранные аналитическим способом, имевшим лишь теоретическую базу, но не практическую, теории о вреде, который может наносить грудное вскармливание после года никогда не были подтверждены исследованиями, а остаются лишь теориями. В то время как многочисленные современные исследования подтверждают позитивное влияние долгого кормления грудью на психомоторное и интеллектуальное развитие детей, и на основании этих исследований организации здравоохранения осуществляют в настоящий момент поддержку продолжительного грудного вскармливания.
Мамы, длительно кормящие грудью, проявляют больше заботы о своих чадах, более позитивно к ним относятся, поддерживают чувство любви, что особенно важно в критические возрастные периоды детей после года. В каком бы напряжении ни находилась мама, когда она садится и с удовольствием кормит своего малыша, к концу кормления оба расслабляются, и у обоих заметно улучшается настроение.
Миф 8: «Длительное грудное вскармливание вредит зубкам ребенка»
Реальность: Не верьте! Это типичное заблуждение. У детей на длительном грудном вскармливании развитие лицевой мускулатуры и речевого аппарата происходит лучше. Во-первых, лактоза, содержащаяся в грудном молоке, гораздо менее опасна, чем сахароза в смесях и взрослой пище. А во-вторых, у рано отлученного ребенка, придется удовлетворять сосательный рефлекс сосками-пустышками. Так вот, при сосании пустышки, губки кроха складывает как при произнесении звука «У», и длительное сосание пустышки усложняет произнесение звуков «И», «А», «О» и многих других. А вот грудь малыш сосет довольно широко открывая рот, И логопеды всего мира признают именно такое сосание естественным и безопасным для дальнейшего речевого развития.
Это связано с активным участием мышц мягкого нёба в процессе получения молока из груди. Дети, длительно вскармливаемые грудью, лучше воспроизводят тональности и частоты звуков. Нарушения речи у них встречаются реже, и в основном это только обычные физиологические замены звуков «ш», «ж», «л» на более «простые» звуки.
Миф 9: «Он не бросит грудь сам»
Реальность: Один из самых неприятных мифов, если думать о причине его возникновения. Удивительно, но в 20-30 годы прошлого века детей кормили до 4,6-5 лет, а поликлиники полнились забавными плакатами в стиле: «Наши дети не должны болеть поносами!», — агитирующими за долгое грудное вскармливание. Но вот грянула война, страну необходимо было восстанавливать. Кормить ребенка до полугода, а уж тем более до года стало непозволительной роскошью. Матери были нужны на работе. И им дали уверенность в том, что раннее отлучение — это нормально и даже хорошо для малыша.
Но сейчас не война. Пора бы задуматься о правде.
А правда такова: дети способны к самоотлучению от 4,6 до 5 лет или к безопасному отлучению по инициативе матери после 2,6-3 лет кормления грудным молоком.
Мало того, Всемирная Организация Здравоохранения рекомендуя продолжать кормления грудью хотя бы до 2,6-3 лет, говорит не о том, что позже мамино молоко ребенку становится не нужным, а о том, что с этого возраста, можно, договариваясь и общаясь с ребенком, сгладить хотя бы психологические последствия отлучения.
Миф 10: «От долгого грудного вскармливания страдает организм матери»
Реальность: У женщин длительно кормивших грудью, значительно реже развиваются злокачественные новообразования молочных желез и рак яичников. — снижается риск воспалительных процессов внутренних оболочек матки, нормализуется уровень холестерина, уменьшается риск развития желчекаменной болезни и остеопороза. Женщины, кормящие грудью дольше трёх лет, и соблюдающие здоровый образ жизни, правильно питающиеся и поддерживающие свой организм с учётом лактации, не отмечают ухудшение самочувствия.
Анализ данных 47 эпидемиологических исследований из 30 стран, где сравнивали 50.302 женщины с раком груди и 96.973 женщин без рака груди показал, что по сравнению со здоровыми женщинами, среди женщин, которые заболели раком груди больше тех, кто вообще не кормил грудью и средняя суммарная продолжительность грудного вскармливания среди заболевших более чем в полтора раза меньше (9,8 месяцев среди заболевших против 15,6 месяцев среди здоровых).
Эмоциональное здоровье:
Целью исследования было изучение соотношения между лактационным статусом, естественным стрессом, настроением, сывороточным уровнем кортизола и пролактина и плазменной концентрации адренокортикотропного гормона (АКТГ). В исследовании участвовали 88 женщин, которые кормили только грудью, 99 – только искусственными заменителями грудного молока и 33 здоровые женщины (контрольная группа), которые не рожали детей сразу перед проведением исследования. Результаты исследования показали, что у кормящих искусственными смесями реже бывает хорошее настроение, они реже рассказывают о положительных событиях в жизни, и у них в целом больше ощущение стресса. У кормящих смесями было больше депрессий и проявлений злости по сравнению с кормящими грудью. Ученые пришли к выводу, что грудное вскармливание обладает защитным эффектом от плохого настроения и стресса.
----
Итак:
1. ВОЗ рекомендует сохранять грудное вскармливание в среднем до 2,6-3 лет и дольше, столько, сколько необходимо малышу.
В до-советские времена мамы кормили грудью до 4,6-5 лет, что считалось абсолютной нормой. Люди в те времена были более крепки, выносливы, психически устойчивы и здоровы, чем в советские и пост-советские времена, когда грудью кормили до 2-3 мес. и, чем в наши времена, когда грудью кормят до 1-1,6 лет.
2. Но, если вы всё таки настроены отлучить малыша от груди, то готовность Вашего малыша к отлучению от груди можно проверить по тесту:
http: //
И, отлучать от груди нужно грамотно:
3. Если у крохи в возрасте 2,6-3 лет осталось в среднем 4 прикладывания за день (не считая ночные прикладывания), и вы не чувствуете дискомфорта при подобном режиме кормлений, то лучшей схемой будет: «не предлагать и не отказывать», стараясь отвлечь внимание от груди с помощью игр и общения. Этот процесс называется «самоотлучением» и считается естественным завершением грудного вскармливания:
Самоотлучаться таким образом от груди ребёнок может до 4,6-5 лет.
Что отвечать «умным» советчикам?
В споре вряд-ли Вам удастся донести научное обоснование ваших действий до собеседника, поэтому:
1. Можно отшутиться: «Как я могу лишить кроху подобной красоты? Буду кормить до школы (или института, армии, свадьбы, пенсии...)».
2. Можно сказать: «Я обдумаю Ваше предложение...», — и сделать по-своему.
3. Ну а можно напрямую задать вопрос: «А сколько кормили грудью лично Вы?», — как правило, большинство вопросов и предложений тут же отпадает.
4. В конце-концов, при длительном кормлении, кормления осуществляются в основном ночью. А кого касаются ваши ночи-то? Может всем и не стоит знать о Вашем выборе?
5. Если речь идёт о педиатре (или др. враче)… На его «умные» советы лучше просто промолчать, чтоб не настроить его против себя и ребёнка...
И, никогда не говорите кому-либо в садике, что вы всё ещё на ГВ, — ребёнка заклюют… Очень много неадекватных воспитателей, которые просто издеваются над детьми на ГВ.
________________________________
Источник:
Сорина Анна,
консультант-стажер МОО АКЕВ
----
Часто, когда я говорю об этом, в ответ я слышу:
— «Да не получится вырастить богатыря, из-за нашей пагубной экологии...».
Да, экология у нас ни айс! Но экология, как и войны, как и природные катаклизмы, эпидемии… лично от нас не зависят. Это не зависящий от нас фактор, здесь мы совершенно бессильны, а мы должны заботиться о том, что от нас зависит, что нам достижимо, и следовать этому. ГВ, как и совместный сон, ПП… зависит от нас и абсолютно нам достижимо, было бы желание… На это мы и должны направлять всё своё нутро: дать ребёнку всё от нас зависящее — всё самое лучшее...
ГВ и совместный сон — это лучшее, что может дать мама своему малышу.
Кормите грудью долго и с удовольствием, на здоровье своё и своего ребёнка!
________________________________
P. S.: Сама кормлю до сих пор, и ещё через несколько месяцев смогу носить статус Долгокормящей мамы
----
Ура-ааа, Я — Долгокормящая мама! — нам сегодня 2,6 года
Вот и завершили мы наше ГВ, подробности тут:
https://forum.baby.ru/blogs/post/487491455-32216313/
нет, соску не признает ))
сосочные груднички кусаются потому, что принцип сосания груди и соски разный… они просто путают принцып сосания соски с принципом сосания груди...
моя сосок вообще не знает, только грудь, и я не знаю, что такое кусачки ))
вот почитайте про кусак:
http: //www.mamkinyanki.ru/kormimgrudyu/kusaetsya.html
может ещё чего найдёте в и-нете ))
Я так жалею, что мы в 2 года закончили ГВ


Я бы с удовольствием покормила ребёнка подольше ....
Я настроена кормить долго, но меня выстегивают дочины закидоны с сиюминутным требованием груди… Благо на улице и в общественных местах не просит, но в гостях постоянно! Стоит нам куда-то прийти, как тут же начинаются настойчивые требования груди. Может ей это нужно чтобы адаптироваться… Не знаю… Но как ей объяснить что в гостях это не очень уместно особенно если там есть мужчины? Поделись опытом?
а в гостях что уединиться нельзя что-ли )) я просто говорю, что мне нужно уединиться, чтоб покормить дочку и всё )) даже, если квартира однокомнатная, не на долго можно занять кухню ))
спасибо
Да и педиатры даже не видят в этом смысла… особенно если это мальчики!
кстати про сиськи) грудь обвисает после беременности, а не после ГВ… почему то до многих это не доходит. А это физиология. и после 40 лет она у вас врятли будет стоять, как в 20, даже если вы и не рожали и не кормили… а у меня после 1,2 года ГВ грудь улучшилась- уменьшилась, чему я очень рада)))))))))
пусть в меня кидают тапками, но я считаю что ГВ уместно до 2х лет, самое то… потом постепенно отучат, если конечно сам раньше не откажется. у меня есть знакомая долгокормящая… ребенок уже нормально развит разговаривает членораздельно, но он на груди… а чревато это тем что когда они находятся в компании ребенок может подойти начать маме при всех задирать майку, орать когда она не дает, может подойти также к любой другой девушке и начать ее трогать за грудь и задирать майку! Это нормально разве? Надо уже в таком возрасте приучать детей вести себя в обществе и ребенок должен перестать воспринимать грудь как еду. Он подходит к маме и при всех говорит, показывая на грудь чужой женщины в автобусе-мама можно мне тётиного молочка? Это вообще как? Как он в обществе будет… в саду… Я считаю у ребенка должно быть восприятие вещей по возрасту. А это уже выглядит как отсталость
здесь речь идёт о не воспитании, воспитывать нужно )) но воспитывать не значит отлучать… ))
моя такое себе не позволяет, тоже уже говорит хорошо и членораздельно… ))
как это объяснять? ребенок воспринимает грудь как еду и точка. если ему начать внушать что так себя вести неестественно и неприлично у него создается внутреннее противоречие. как ребенку в этом возрасте объяснить почему нельзя трогать ее грудь на людях и брать грудь? ребенок не воспринимает просто «НЕЛЬЗЯ», нужно обоснование. а какое тут может быть обоснование? я хочу сисю но не дают.почему? что в этом стыдного? для ребенка это естественно
у меня тоже когда-то были подобные вопросы… позже, с опытом они отпали сами собой ))
ну так я у вас и спрашиваю, потому что у вас есть опыт! расскажите как вы своему ребенку объясняли) я вот ума не приложу
во-первых с самого начала я приучала её к слову грудь, а не сися ))
во-вторых, на прогулку всегда беру печенье или ещё что вкусненькое и отвлекаю этим...
далее, всегда уединяюсь с ней… дочь сама привыкла, что во время кормёжки никого нет )) более того, сама берёт меня за рука и просит уединиться… а место для уединения можно найти всегда, по крайней мере у меня ещё ни разу не было случая, чтоб я не нашла укромного места..., будь-то ТЦ или ресторан или гости или поликлиника или парк или детская площадка… )) + я ношу лифчик и одежду для кормящих, что значительно облегчает это дела в публичных местах… ))
вместо этого говорю МОЖНО, ТОЛЬКО...
по такому принципу:
forum.baby.ru/blogs/post/173581268-32216313/
вот и у нас также
ой не знаю девочки не знаю… сложно это все… действительно каждый для себя решит… да и смысл кормить когда ребенок уже ест все тоже что и вы?.. обычную еду? мне кажется в материнском молоке нет чего то такого уж незаменимого что ребенок не может получить из обычного рациона..
ну и??? что витамина А, К, С и так далее нет в обычных продуктах? впрочем мы здесь не для того чтобы спорить а чтоб каждый высказал свою точку зрения… мне кажется 2х лет достаточно. а когда ребенок в сад идет… тем более уже должен быть не на груди.
Миф 4: «Ребенка надо воспитывать, иначе он вырастет манипулятором»
Вот именно по этой причине при первых же распространенных проблемах с ГВ, типа требований через крики, раздираний кофт и пр. надо заниматься воспитанием, а не отлучением.
а когда в сад не ходим — летом или в поездке по морям-океанам или родственникам… вообще забываем о болезнях )) пока снова не вернёмся в сад
я до 4 кормила точне до 3 дочу продолжаю кормить и не болеют
мы например в ходим в частный сад, но ни мои соседи ни подруги и даже многие родственники этого не знают )) думают, что мы сидим дома и ждём очередь в сад
дела каждого, конечно )) каждая мама сама считает, что лучше для её малыша )) кто-то уверен, что смесь с рождения лучше… ))
До 3-х точно кормить буду, может до 4 -х дотяну, а дальше навряд ли.