"Если с ребенком трудно" ч.1-3 (из книги Людмилы Петрановской)

Привязанность не очень подчиняется логике, объективным фактам, доводам рассудка. Она иррациональна, замешана на сильных чувствах, и у ребенка они особенно сильны. Давайте попробуем чуть подробнее рассмотреть, как это устроено.

Где хранится привязанность

У нас – и у детей тоже – есть головной мозг (даже если нам иногда кажется, что нету). Говоря очень упрощенно, он устроен как матрешка, то есть внутри внешнего мозга спрятан еще мозг внутренний. Внешний, или кортикальный, мозг – это те самые «извилины», «серое вещество» – то, что мы обычно и называем собственно «мозгами», в смысле «способностью соображать». Когда мы говорим про кого-то: «Вот это у тебя мозги!» или ругаем: «Ты что, вовсе без мозгов?» – мы имеем в виду именно этот, внешний мозг. Там хранятся слова – и умные, и неприличные, там хранятся знания и умения, способность к суждениям, поэтические и зрительные образы, вера и ценности – словом, все то, что делает нас человеком разумным.

Под этим верхним, «разумным», мозгом есть мозг внутренний, лимбическая система, иногда его называют еще эмоциональным мозгом. Он у нас примерно такой же, как у других млекопитающих, не знающих ни таблицы умножения, ни спряжения глаголов. Но знающих, что они хотят жить, размножаться, не испытывать боли, не быть съеденными хищником, защищать своих детенышей. Этот мозг отвечает за чувства, за отношения, там рождаются и хранятся страх, радость, тоска, любовь, злость, блаженство – много всего. Именно этот, внутренний, мозг заставляет мать счастливо таять, держа на руках ребенка, а ребенка – улыбаться матери, именно он в случае опасности «замедляет» для нас время и придает сил, именно благодаря ему мы наслаждаемся объятиями и льем слезы при встрече и разлуке. Внутренний мозг отвечает за наши витальные, то есть жизненно важные потребности – безопасность, базовые нужды (голод, жажда и др.), влечение к противоположному полу, привязанность. Он же регулирует иммунитет, артериальное давление, выбросы гормонов и вообще отвечает за связь психики с телом.

Отношения между внешним и внутренним мозгом сложные. С одной стороны, они тесно связаны. В целом, если все более-менее благополучно, два мозга живут в ладу, «слышат» друг друга и действуют согласованно. Наши мысли влияют на чувства: мы можем впасть в мрачное настроение, услышав невеселый сюжет в теленовостях, или обрадоваться, вспомнив, что скоро Новый год. И наоборот: когда на душе тяжело, все вокруг кажется подтверждением тезиса «жизнь ужасна, все вокруг идиоты», а когда ты влюблен и счастлив, идиотом кажется какой-нибудь мрачный Шопенгауэр. Но возможности внешнего мозга влиять на внутренний ограничены. Если нам страшно, даже в ситуации, когда объективно бояться особо нечего, например ночью на кладбище, мы не можем заставить себя перестать бояться. Не можем просто спокойно проанализировать ситуацию, решить, что ничего опасного нет, и успокоиться. Так не получается. \даже у нас, у взрослых!!!\

Если лимбическая система расценила какую-то ситуацию как тревожную, угрожающую жизни или жизненно важным отношениям, в ней включается сигнал тревоги, эмоциональная «сирена». По нервам разносится сигнал: «Боевая тревога! Свистать всех наверх! Срочно предпринять меры по ликвидации угрозы!» Подключается тело: учащается пульс, в кровь выбрасывается адреналин, мы замираем в ужасе – чтоб не заметили, или громко кричим – чтобы спасли, или быстро убегаем – чтобы не догнали, или бросаемся в драку – чтобы победить опасность.

Причем объективность угрозы тут – дело второстепенное. Если ребенок боится Бабы-яги под кроватью, не помогает ему просто объяснить, что там никого нет, да и посветить фонариком тоже не помогает. Для его внешнего мозга, конечно, все ясно: под кроватью пусто. А его эмоциональному мозгу страшно, и все тут. А не страшно, только когда мама рядом.

Когда ребенок цепляется за вас со слезами, провожая на работу, не помогает ему просто сказать, что «мама скоро придет», что «все взрослые должны работать» и прочие умные вещи. Мама уходит прямо сейчас, и это ужасно, потому что он хочет быть с мамой всегда. А помогает только посидеть с ним в обнимку, не дергаясь и не глядя на часы, и дать ему пока поносить свой халат – для лимбического мозга халат с запахом мамы – это, конечно, не мама, но как бы ее часть, и жить можно.

По этой же причине ваш ребенок уверен, что его папа самый сильный, и неважно, что папа – «ботаник» и сроду не поднимал штангу и не дрался. Ему, ребенку, его лимбической системе, рядом именно со своим папой защищённо и нестрашно. Просто потому что это его папа, его собственный. А с другим, чужим папой, не будет так же защищённо, будь тот хоть чемпион мира по всем видам единоборств сразу. Мозг, в котором хранится привязанность, идет от чувств, а не от фактов. Собственно, и открыли привязанность как явление именно благодаря этому обстоятельству.

Во время Второй мировой войны Лондон сильно бомбили и жизнь у детей в городе была невеселая – целыми днями иногда приходилось сидеть в сырых полутемных бомбоубежищах, ни погулять, ни воздухом подышать. Да и еда была очень скудной, не для растущих организмов. И было принято решение детей вывезти в деревню. Там безопасно, травка, воздух, парное молоко, местные жители помогут присмотреть за детьми, а родители в Лондоне пусть спокойно работают для фронта.

Так и сделали, и дети приехали в прекрасные английские деревни, к зеленым лугам, хорошей еде и заботам добрых местных домохозяек, готовых бедняжек приласкать, обогреть и развлечь. Детей сопровождали педагоги, психологи, врачи. Их хорошо устроили, у них была одежда и игрушки. Вот только происходить начало странное. Дети, особенно маленькие, которые в Лондоне были хоть и бледными и худенькими, но веселыми и вполне здоровыми, здесь чувствовали себя явно плохо. Они не хотели играть, плохо ели, они болели всем, чем можно, некоторые начали писаться, другие – перестали разговаривать. Они тосковали по родителям, им было плохо и страшно не там, в Лондоне, под бомбами и впроголодь, но рядом с мамой, а здесь, в чудесной пасторали, но без мамы.

Именно тогда психологи, среди которых был Джон Боулби, обратили внимание на это важнейшее свойство связи «родитель-ребенок» – она иррациональна. Ребенку спокойно от присутствия своего взрослого самого по себе, даже если вокруг падают бомбы. И наоборот: он не может быть спокоен и счастлив, а значит, не может хорошо расти и развиваться, если своего взрослого рядом нет. Или когда отношения с ним под угрозой.


Наташа
Наташа
Санкт-Петербург
1201115

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ксюша
Ксюша
Дмитрий
9 лет
Нижний Новгород
А у тебя эта книга в электронном виде? Хочу ее почитать, но не могу скачать нигде бесплатно. 59 рублей она стоит, а у меня на карточке 57
Пожаловаться
Наташа
Наташа
Санкт-Петербург

да где-то есть, скинь мне почту свою в личку

Пожаловаться
Настенька
Настенька
Поэтому сада боюсь)
Пожаловаться
Наташа
Наташа
Санкт-Петербург

в той книге про мальчишек вообще написано, что преждевременное отделение от матери травматично и вообще очень неправильно. если ребенок не готов — значит не готов. и не важно, сколько ему лет, и что мальчики «не должны прятаться за мамину юбку» и т.п.

но! моей племяшке нравилось очень в садике в 2 года, плакала, когда забирали ;) мой сейчас нормально остается только с моей мамой, а вот с моей сестрой (в той ж квартире) — с переменным успехом, что уж говорить о вообще левой тёте.

Пожаловаться
Настенька
Настенька
Мой тоже не готов думаю. «мамина юбка»- пережитки прошлого такие подходы, не поддерживаю. Но не знаю обстоятельства если вынуждают то остается себя корить. Что не можешь создать других обстоятельств
Пожаловаться
Наташа
Наташа
Санкт-Петербург

хорошо бы такой садик, где вначале с мамой можно вместо ходить, и есть программа «адаптации»

ты заранее себя не кори, может ему наоборот понравится

Пожаловаться
Настенька
Настенька
Еще не идет, но боюсь что сеоро придется. Да по местным меркам и так он долго дома, но местные мерки вообще неправильные. Адаптация тут у них это пару дней мама с ними на 2 часа приходит. По другому нельзя, дескать другим детям обидно
Пожаловаться
Настенька
Настенька
И это за почти 1000 фунтов в месяц
Пожаловаться
Наташа
Наташа
Санкт-Петербург

а может разрешат сначала по вечерам в группе играть, когда других детей нет — ну чтобы хотя бы помещение знакомым стало

Пожаловаться
Наташа
Наташа
Санкт-Петербург

ты поищи еще, если не уверена! я вот переживала, что обычные сады и школы остой, а оказалось в моем районе три нестандартных садика! они примерно 1000 долларов в месяц, но по сравнению с 20 долларов в месяц гос.садиков — это очень дорого, муж не поймет. А у меня зарплата в месяц 1000$, то есть если я просто не выйду на работу — тоже самое ;)

Пожаловаться
Ксюша
Ксюша
Дмитрий
9 лет
Нижний Новгород
Как у меня свекровь говорит — каждому ребенку свои родители, это уже все решено за нас. И если ребенок решил родиться именно у нас, значит мы для него — лучшие! Какими бы плохими или хорошими мы не были.
Пожаловаться
Наташа
Наташа
Санкт-Петербург

такая теория согревает сердце :) А то я частенько начинаю переживать, что не самые лучшие родители сыну достались..

Пожаловаться
Ксюша
Ксюша
Дмитрий
9 лет
Нижний Новгород
Да ладно, вы — да не лучшие? Не поверю! ))
Пожаловаться
Наташа
Наташа
Санкт-Петербург

Боюсь, твое представление обо мне вызвано книгами, которые я читаю и люблю :) Но на практике я ужасна, кричу на ребенка (( часто (( И люблю побыть одна, без него.

Даже странно, я могу 5-7 часов подряд читать книгу про психологию детей, но устаю от своего ребенка уже через несколько часов :( Может я теоретик, а не практик? ;)

Муж с одной стороны супер папа, и играет, и везде с собой берет, и вообще лучше с сыном у него выходит, чем у меня. Но он «старой школы», где вечные «нельзя», ну и прочее вплоть до телесных наказаний. Правда как говорит моя мама, он на словах только такой, на деле и правда не наказывал ни разу слава богу.

Ну а самый главный минус нас как родителей — дома сейчас атмосфера не очень. Ругаемся часто и по мелочам. Наверное, кризис трех лет… Эх, вот бы Гиппенрейтер написала «общаться с мужем — как?» ;)

Пожаловаться
Ксюша
Ксюша
Дмитрий
9 лет
Нижний Новгород
Ну у нас тоже не все идеально. У меня вот свекровь почти каждый вечер Тиму забирает — я так к этому привыкла, что когда она его не берет — даже не знаю чем с ним заниматься иногда. А иногда уже с утра жду — скорее бы вечер, чтобы побыть одной. А уж с мужем какие у нас страсти кипят — я молчу, ребенок тоже все это слышит, понятное дело. Не будем о грустном. Все равно мы для детей лучшие.
Пожаловаться
Наташа
Наташа
Санкт-Петербург

вот это да! стоило запросить вселенную о книге Гиппенрейтер про мужа — и мне тут же пришел ответ :)

Пожаловаться
Ксюша
Ксюша
Дмитрий
9 лет
Нижний Новгород
Пойду и эту скачаю. Ле Шан уже скачала — действительно небольшая края дочка.
Пожаловаться
Ксюша
Ксюша
Дмитрий
9 лет
Нижний Новгород
*Небольшая книжечка



Пожаловаться
lina
lina
Сало́ники
Пожаловаться
ЕленаСуперДетка
ЕленаСуперДетка
Aндрюша
10 лет
Лейкангер
Правда