Нормы речевого развития

Есть еще нормы физического развития, моторного развития, сенсорного развития, развития интеллекта. Но сегодня попробую поделиться с вами информацией про нормы именно речевого развития. Информации очень много и буду публиковать постепенно, как и раскладывать все по полочкам так сказать, для себя тоже. Беру я эту информацию не от себя, а на основе своего материнского опыта, общения, а так же прослушав кучу лекций и до сих слушаю, логопедов, психологов, нейропсихологов. Мне эта информация нужна ради своих детей, знать как общаться с такими детьми, как сделать их социально адаптированными, как помочь им чувствовать себя комфортно. Обмениваясь опытом и знаниями мы помогаем преодолеть все наши трудности!

Так вот оказывается еще с самого зачатия начинает развиваться и формироваться нервная система маленького человечка. И жизнь в утробе мамы это не менее важный период, как и после рождения. Именно поэтому, будущие мамочки, берегите себя, еще когда носите в себе свое чудо!

Речевая функция ребенка формируется постепенно, как и все остальные высшие психически функции и самое главное поэтапно. Девочки, здесь вот очень важно. Если какой то этап упускаем, то следующий уже будет нарушен. То есть простым языком если ребенок не знает буквы, то он не научится читать, если не научили держать ложку, то и не надо требовать аккуратности при приеме пищи. Так же и нервная система и речь развивается поэтапно.

1 этап. Возраст 0-6 месяцев
В этот период жизни у ребенка имеется потребность слышать речь. Когда мама разговаривает рядышком младенец успокаивается, поворачивает головку в ту сторону от куда слышит звук, реагирует на свое имя, интонация плача становится разной (в зависимости от ситуации). В 3-4 месяца жизни появляется потребность самому произносить звуки. Это называется "гуление", когда малыш как бы распевает гласные звуки "ау" "уа" "ии" "ээ" и так далее. Детки гулят независимо от того ведет ли с ними кто то диалог или нет. Гуление - это врожденный рефлекс. Так же ребеночек в это время сосет мамину грудь или бутылочку таким образом разрабатывая кольцевые мышцы ротика.

2 этап. Период с 6 мес-1года
Этот этап можно назвать этапом познания человеческой речи. К 7-8 месяцам ребеночек начинает понимать простые слова и фразы. Например "идем гулять" "хочешь кушать?". К 8-9 месяцам гуление сменяется на лепет. Малыш произносит разные слоги "та та" " ба" "ма" "па". Эти слоги ребеночек может повторять ритмично, распевая какую то свою мелодию. На этом периоде повторяя и слоги одни и те же и пропевая их ребеночек подготавливает свой артикуляционный аппарат для более сложных слогов, букв, а так же слов. Это необходимо для сложных речевых движений язычка. Именно на этом этапе ребеночку очень нравятся игрушки, которые звенят, звучат, стучат, гремят. Из каждого такого звука он извлекает какой то свой слог и повторяет его много раз. К 9-10 месяцам появляются отдельные простые слова, сопровождаемые лепетом, но иногда и к 11-12 месяцам и это тоже считается нормой. Так же забыла сказать в этот период появляется подражание. Это очень важно. Подражание это основа речи на котором все строится.

3 этап 1 года до 1,5 лет.
Ну в этот период дети уже начинают оттачивать мычание, жужжание, мяукать, шипеть. Но первые звуки дети произнося не точно, одни звуки могут заменять другими. Дети начинают пользоваться указательным жестом, понимают слово нет, нельзя. Знают имена близких. Ну и 2-3 слова помимо "мамы" и "папы". Тут совершенствуется интонация, она становится все более выразительной и разнообразной. И вроде подготовительный период еще не закончен но и собственный речевой уже начал вырабатываться. Подготовительный период к речи будет длится до 18-20 месяцев, параллельно с развитием собственным речевым. В этот период очень важна речевая среда. Если первые слова появляются вовремя и дальше не происходит ничего чрезвычайного со здоровьем и условиями жизни, то идет бурное развитие способности говорить.

4 этап. 1,5-2 года.
Ближе к двум годам(приблизительно в 1,8-1,9) у ребенка появляются первые слова с разными неповторяющимися слогами: кися, титя и т.д.. В 2 года ребенок старается говорить слога из трех слогов, пропуская при этом, как правило, один из слогов. Некоторые слова повторяет как эхо не осознано. В более старшем возрасте ребенок не сможет повторять как попугайчик, потому что включается механизм осмысления речи и осознанно вытеснит бессмысленную речь.

5 этап. 2-3 года
Здесь уже появляются попытки строить предложения из двух слов. В это же время появляются трехсложные слова. Например "палямась" (поломалась), "аевка" (коровка). Появляется способность строить на примере взрослых простые предложения. Это период осмысленной речи. И пусть первые слова пока выстроены неправильно, но они выполняют главную роль - смысловую. Ребенок еще не чувствует отдельные звуки, он воспринимает их как целое. Таким образом, слово для него это звук, но который несет в себе информацию. Таким образом слово это звук, который можно связать с тем что его производит.

5 этап. 3-5 лет.
Ну а этот этап связывают с фразовой речью. Это самое яркое достижение ребенка. Словарь становится к трем годам словарный запас становится более объемным и ребенок может строить сам достаточно сложные предложения. На этом же этапе дети учатся классифицировать предметы, разбирать их по темам и запоминать уже преимущественно не по ощущениям и чувствам, а по признакам и логических связей.

!!!Речь пятилетнего ребенка должна стать развернутой, при чем не только диалогической (ответы на вопросы), но и монологической.

Фух... Кажется я справилась... Моему сыну 4.6 года и мы к сожалению на 4 этапе... Но благодаря занятиям с логопедом, дефектологом, психологом. И соблюдение правил дома (см. пост ниже) мы начинаем по-тихоньку строить простые предложения - я иду, я дую, я лью... Из-за упущенного времени все это дается не просто и сложно. И мне и ребенку. Но мы справимся. Все в наших руках! Всем здоровья и приятного вечера!

Инна
Инна
Никита
5 лет
Красноярск
04530

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
ПолиАнна
ПолиАнна

У нас сейчас нет речи, нет слов. У нас не было лепета, гуления. Что посоветуете? Сейчас есть мама, папа, но повторяющиеся, то есть па па па, ма ма ма. Есть несколько звукоподражаний. Что сделать мне сейчас? Нам тоже говорят просто ждать, я боюсь упустить время

Пожаловаться
Инна
Инна
Никита
5 лет
Красноярск
Ой не ждите ни в коем случае!!! Ищите специалистов в вашем городе. В первую очередь:
1. Обследовать слух у сурдолога.
2. Проконсультироваться с неврологом и психиатром. Возможно назначат обследования: ээг ночного сна, сдать кровь на нейроинфекции, узи шейного отдела.
3. Консультация психолога.
4. Консультация остеопата.
Чем раньше вы начнете действовать тем быстрее все исправится. Я вот опустила время теперь расхлебываю. В основном все диагнозы исправляются до пяти лет, да конечно остаются следы и в поведении, звуках, и такие, но в целом дети до 5 лет реабилитируемы! Бегите скорее по специалистам!
Пожаловаться
ПолиАнна
ПолиАнна
Инна 

Мы пошли к неврологу, сказала ждите до 2 лет. Были у остеопата два раза, речь не сдвинулась, только стала спокойнее и сон лучше стал. У кого просить направления на все эти исследования?

Пожаловаться
ПолиАнна
ПолиАнна
Инна 

Написала в личные вам. Если сможете, ответьте, пожалуйста