Речевое развитие детей 1,5-2 лет. Статья + сылка на диагностику с логопедом.

Развитие речи детей от 1,5 до 2 лет

Возраст от полутора до двух лет ознаменован относительным спокойствием, кризис миновал, ребенок становится старше, понятливее и послушнее. Уровень развития 2-х летнего малыша часто колеблется в зависимости от его личностных особенностей. Постарайтесь не сравнивать своего ребенка с другими детьми, принимайте его таким, каков он есть. В этом возрасте ребенок уже понимает очень многое и важно, чтобы он слышал позитивные высказывания о себе. Когда мама говорит, что ее ребенок ленивый, трусливый или бестолковый, она формирует определенный образ личности и эти, далеко не лестные определения становятся частью представлений ребенка о себе.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нор­мального речевого окружения и от воспитания и обучения

Пример:

  1. Дети из неблагополучных семей – плохо разговаривают
  2. «Дети Маугли» — они находятся вне речевой среды, их никто не воспитывает, если они не попадут в благополучную среду до 3-5 лет, то уже никогда не смогут в полной мере овладеть грамотной речью. Это не значит, что они не научатся говорить, но речь будет существенно отличаться от той речи, к которой мы привыкли.

В полтора года речь ребенка претерпевает переход с одного периода – накопления словаря, в другой – овладение активной речью. Поэтому очень важно уделить внимание именно развитию речи ребенка в этом возрасте. Важно помнить, что развитие речи полуторагодовалого ребенка не может проходить самостоятельно, автономно, а только вместе с познанием окружающего мира, с развитием сенсорных способностей.

Звукопроизношение

Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие – меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать,
но все же существует так называемая норма речевого развития:

в 1 год 8 мес. ребенок уже очень хорошо произносит гласные – а, у, о, и; согласные – п, б, м, к, г, нь, ть, дь, ль, сь. Большинство согласных малыш еще или совсем не произносит, или произносит неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками.

в 1 год 10 мес. Хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный. Стечение согласных появляется в середине отдельных слов ЛЬК, СЬК

в 1 год 10 мес. – 2 года появляются твердые согласные Т, Д, Н, большинство стечений согласных замещаются одним звуком.

Ряд твердых согласных заменяется мягкими.

Звук Ы – его произнесение требует очень сложной работы органов артикуляционного аппарата, недаром мало кто из иностранцев могут произнести этот звук (заменяют звуком И).

Словарь

С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окру­жающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа — пришел папа; нет папы; папа, подой­ди и т.п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение с взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрос­лого, усвоения знаний, накопления новых слов.

Вот данные о разви­тии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:

  • к 1 году 6 месяцам — 10-15 слов;
  • к 1 году 8 месяцев – около 30 слов;
  • к 1 году 10 месяцев – около 90 слов;
  • к концу 2-го года — 300 слов (за 6 месяцев около 300 слов!).

Объем словаря зависит как от условий воспитания ребенка, от частоты объяснения его с взрослыми, а качество — от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как четко указывают малышу на то, какие действия можно производить с игрушками, предметами, как действует сам ребенок, указывают на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).

Грамматический строй речи

Примерно в 1 год 10 мес. у ребенка появляется фразовая речь: объединяют в одном предложении два аморфных слова. Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложный один слог опускается.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существитель­ных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно пре­восходит произносительные возможности.

Понимание речи:

в 1 год и 3 месяца малыш понимает простые указания с одним действием, например: «Принеси мячик»;

к 2 годам ребенок может выполнить указание с 2 действиями, например: «Найди, пожалуйста, мячик и принеси мне», способен выполнить словесные указания, которые не подкреплены действием взрослых;

После 1,5 лет ребенок может прислушаться, если родитель скажет: «Не сейчас. Может быть, позже».

Кстати, в полтора – два года речь мальчиков и девочек чаще всего заметно отличается: почти все девочки опережают сверстников — мальчиков в речевом развитии. Но эта разница через короткое время исчезнет, поэтому не нужно сравнивать первые попытки связно разговаривать своего сына с бойкой речью дочери соседки или подруги. Пройдет совсем немного времени, и дети сравняются в своих успехах.

P.s. С 24 по 28 ноября Елена Барышева специально для читателей сайта «Растем и развиваемся вместе с мамой» проведет бесплатную диагностическую неделю «Как говорит мой малыш». В течение 5 дней мы будем играть с малышами в игры, которые помогут определить уровень:

— понимания речи у ребенка,

— развития артикуляционной и мелкой моторики,

— слухового внимания и сенсорного развития, что является базой для нормального речевого развития.

Также эти игры помогут определить какой активный словарь у вашего малыша, и соответствует ли его звукопроизношение возрастным нормам.

Чтобы провести диагностику речи своего ребенка под руководством опытного логопеда вам необходимо оформить подписку!

это ссылка на он лайн диагностику:

http:/ /deti-burg.ru/wppage/diagnostika-rechi-u-detey (убрать пробел)

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Аленькая
Аленькая
Балашиха
1215300

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Кристина
Кристина
Подольск
Мы говорим но не предложениями, хотя я болтаю с ним весь день, так как люблю поговорить… Но предложения не складывает, но я и не тороплюсь, все будет )
Пожаловаться
Аленькая
Аленькая
Балашиха
конечно будет! просто не хочется потом по логопедам ходить, исправлять то что можно было предотвратить. принимайте участие!))) Кстати, Крис, я ходила к в Шаке к Ирине по твоей наводке! Она правда клевый мастер! Перед НГ к ней записалась уже:))
Пожаловаться
Кристина
Кристина
Подольск
Супер ) я рада что тебе понравилось ., я иду к ней на татуаж бровей скоро ))
Пожаловаться
Аленькая
Аленькая
Балашиха
да, она говорила, что она мастер по татуажу. А ты живешь там недалеко? как ты к ней попала, случайно?
Пожаловаться
Кристина
Кристина
Подольск
Случайно, давно искала мастера) ну не прям рядом, минут 15-20 хотьБы
Пожаловаться
Татка
Татка
Олег
7 лет
Майкоп

хорошая статья! я все переживала что мы плохо говорим, а оказывается оч даже хорошо все для нашего возраста))))а куда ты на диагностику записалась? и в каких случаях ее надо проводить?

Пожаловаться
Аленькая
Аленькая
Балашиха
там ссылка внизу статьи, диагнотика с 24 кажется, он лайн, будет проводить логопед.
Пожаловаться
Татка
Татка
Олег
7 лет
Майкоп
спасибо)думаю примем участие.интересно!
Пожаловаться
Татка
Татка
Олег
7 лет
Майкоп
там же скайп вроде не нужен?
Пожаловаться
Аленькая
Аленькая
Балашиха
Тань прочитай еще раз внимательно. диагностику будешь проводить ты сама, а логопед давать задания на 4 дня, потом все обсуждать в форуме.
Пожаловаться
Ксения
Ксения
Данил
8 лет
Балашиха

на тему нашего разговора

Пожаловаться
Аленькая
Аленькая
Балашиха
ага, я для вас и выложила!))
Пожаловаться
МамОля
МамОля
Брянск

убило, что ребенок к 2 годам становится послушнее

Пожаловаться
МамОля
МамОля
Брянск
а у нас наоборот психи начались, на улице балуется, не слушается, может на землю повалитьсяи перед сном уже стабильно ор
Пожаловаться
Таисия Кобзарева
Таисия Кобзарева
Пермь
Ой… тоже смотрю, все НЕ послушей и Не послушней становится
Пожаловаться
Аленькая
Аленькая
Балашиха

да, про понятливее это точно, но вот послушанием пока и не пахнет:)) хотя нам еще 3 месяца до 2 летия, сейчас же просто ахтунг!

Пожаловаться
Аленькая
Аленькая
Балашиха
та же фигня, но вам еще далеко до 2 лет, вы как раз в кризисном возрасте.
Пожаловаться
МамОля
МамОля
Брянск

нам надо настоящее что-то, чтоб реально отвлечься на улице, би би или киса например, а вот перед сном уже не отвлекать а наоборот надо чтоб легла спокойно и глаза закрыла

Пожаловаться
Кристина
Кристина
Подольск
Ой, неужели мы не одни такие… У нас как начинается истерика, хоть вешайся, ляжет на пол и давай ногами и руками бить, кричать… Уже прям не знаю как бороться… Но действительно, сейчас понимает лучше, хоть объяснить можно ))