Для того, чтобы понять что происходит с ребенком, когда он входит в конфликт, не мешало бы понять самих себя, что с нами происходит, когда мы конфликтуем с ребенком.
Это не всегда лежит на поверхности. Это не всегда можно осознать. Это очень сложно применить, даже когда мы вооружены этим знанием. Но это то, к чему мы все, как люди обладающие самосознанием, должны стремиться, и не только во взаимоотношениях с детьми, но со всеми, включая нас самих.
Я вдруг поняла, что очень часто конфликт начинается там, где мы выходим за пределы своего понимания ситуации, своих знаний, возможностей. Мы злимся, когда последний способ воздействия был использован, а результата нет. Дальше поднимается эмоция бессилия, либо страха, либо раздражения. Она активизирует наши железы. Железы выделяют гормоны. Гормоны блокируют часть мозга, отвечающую за логику. Мы поддаемся чувствам, инстинктам, часто архаичным и начинаем, как говорят в народе, ломать дрова. Когда пар выпущен, а он нужен для того, чтобы нейтрализовать повышенный уровень гормонов, гормональный фон стабилизируется, наши центры, отвечающие за логику начинают работать, и мы судорожно ищем решение, как наладить то, что было так легко и быстро сломано. Мы пытаемся восстановить испорченные взаимоотношения.
- Соня, приготовь пожалуйста на завтра форму, прибери с пола и готовься ко сну.
- Не буду.
Разговор обычный. Реакция у меня и у нее начинают идти по обычному сценарию. Я наблюдаю за собой: вот, пошла эмоция раздражения, страха, что отношения будут испорчены, бессилия что-либо поменять. Наготове голосовые связки. Я сотни раз наблюдала в себе эту реакцию, поэтому, чтобы огонь не вспыхнул, ухожу из комнаты, спокойно сказав напоследок. Очень спокойно, так как научилась уже держать себя в узде:
- Сонь, у нас один и тот же разговор случается очень часто. Мое терпение, если честно, истоньшается. Ты просто однажды дождешься, что я действительно выполню все свои обещания о последствиях.
Я ушла в соседнюю комнату. Сижу и очень внимательно рассматриваю все свои чувства. Эмоции продолжают кипеть в душе. Понимаю, что это действие гормонов. Чувствую, как отключился мозг. Я просто знаю, что в нормальном состоянии я понимаю, что дочь взрослеет, что ей уже не так просто сделать то, о чем просят, в силу подросткового чувства противоречия. Однако, вместо понимания и сочувствия в голове зреет план наказаний, репрессий, возникают образы, как утром я буду делать вид, что расстроена, обижена в надежде, что это ее проймет. И вот здесь я сегодня остановила себя сразу же. Я усилием воли заставила себя включить логику и разум.
Дочь пошла за формой, она убрала комнату. Делала все резко, с гонором. Мозг хотел пуститься в другую крайность, сделать вид, что этого ничего нет, что все нормально. Снова чувства пошли вверх, что я плохая мама, что не научила дочь, что так будет всегда. Снова вскочила, чтобы пойти к дочери, но тоже уняла себя, успела. Я снова усилием воли заставила чувства улечься. Спустя несколько минут заработала логика: «Надо сказать ей, что ее поведение не то, что оно ранит другого, но надо сказать это спокойно».
- Дочь, приготовила форму?
- Да!
- Ты просто знай, что как ты к людям, так и люди к тебе. И знай, что мне больно от того, как ты себя ведешь. Просто, когда ты о чем-то просишь, я все оставляю и делаю, пусть не сразу, но ты знаешь, что делаю. Просто это как-то нечестно получается...
Я ушла. Самое интересное, что в такие моменты ты никогда не знаешь правильно ли поступила, правильно ли, что сказала или правильно ли, что НЕ сказала. Всегда хочется вернуться, и что-то еще добавить. Кружилась около Сониной комнаты, раза два порывалась зайти. Удержалась, не зашла. Успокоилась. Чуть позже вздохнула с облегчением, что не наговорила больше. И вспомнились Сонины слова. Она сказала это вчера, когда мы все вместе пили чай.
- Мам, ты когда злишься на нас, просто вспоминай, что мы все еще дети, и пока еще не всё знаем.
Я ответила на это, сдерживая тон, чтобы не показаться слишком уже задетой:
- Дочь, когда вы с Данилой видите, что я злюсь на вас, вы попытайтесь остановиться и подумать, а что такого вы можете изменить в себе, чтобы я не злилась. Если мы будет это делать с обеих сторон, то дело пойдет быстрее, но вообще, я очень рада, что ты сейчас произнесла эти слова.
Проанализировав, как сегодня вела себя Соня, я увидела, что вся ситуация была с маленькими, едва заметными изменениями: ее жесты, более сдержанные, ее молчание в моменты, когда она обычно отвечала, ее действия, когда она пересиливала себя. Я вдруг поняла, что в ней шла работа не менее интенсивная, чем у меня самой. Я вдруг явно почувствовала, что она применяет на практике свои и мои слова. Скорее всего неосознанно, но я видела ее слова в действии.
Я вдруг поняла, что если мы каждый раз пытаемся себя изменить в сложных ситуациях, то это работает. Не так быстро, не так заметно, но работает. Не надо опускать руки. Нужно всегда идти вперед, и чуточку вверх. Если вверх пока сложно, то просто вперед...
Это не всегда лежит на поверхности. Это не всегда можно осознать. Это очень сложно применить, даже когда мы вооружены этим знанием. Но это то, к чему мы все, как люди обладающие самосознанием, должны стремиться, и не только во взаимоотношениях с детьми, но со всеми, включая нас самих.
Я вдруг поняла, что очень часто конфликт начинается там, где мы выходим за пределы своего понимания ситуации, своих знаний, возможностей. Мы злимся, когда последний способ воздействия был использован, а результата нет. Дальше поднимается эмоция бессилия, либо страха, либо раздражения. Она активизирует наши железы. Железы выделяют гормоны. Гормоны блокируют часть мозга, отвечающую за логику. Мы поддаемся чувствам, инстинктам, часто архаичным и начинаем, как говорят в народе, ломать дрова. Когда пар выпущен, а он нужен для того, чтобы нейтрализовать повышенный уровень гормонов, гормональный фон стабилизируется, наши центры, отвечающие за логику начинают работать, и мы судорожно ищем решение, как наладить то, что было так легко и быстро сломано. Мы пытаемся восстановить испорченные взаимоотношения.
- Соня, приготовь пожалуйста на завтра форму, прибери с пола и готовься ко сну.
- Не буду.
Разговор обычный. Реакция у меня и у нее начинают идти по обычному сценарию. Я наблюдаю за собой: вот, пошла эмоция раздражения, страха, что отношения будут испорчены, бессилия что-либо поменять. Наготове голосовые связки. Я сотни раз наблюдала в себе эту реакцию, поэтому, чтобы огонь не вспыхнул, ухожу из комнаты, спокойно сказав напоследок. Очень спокойно, так как научилась уже держать себя в узде:
- Сонь, у нас один и тот же разговор случается очень часто. Мое терпение, если честно, истоньшается. Ты просто однажды дождешься, что я действительно выполню все свои обещания о последствиях.
Я ушла в соседнюю комнату. Сижу и очень внимательно рассматриваю все свои чувства. Эмоции продолжают кипеть в душе. Понимаю, что это действие гормонов. Чувствую, как отключился мозг. Я просто знаю, что в нормальном состоянии я понимаю, что дочь взрослеет, что ей уже не так просто сделать то, о чем просят, в силу подросткового чувства противоречия. Однако, вместо понимания и сочувствия в голове зреет план наказаний, репрессий, возникают образы, как утром я буду делать вид, что расстроена, обижена в надежде, что это ее проймет. И вот здесь я сегодня остановила себя сразу же. Я усилием воли заставила себя включить логику и разум.
Дочь пошла за формой, она убрала комнату. Делала все резко, с гонором. Мозг хотел пуститься в другую крайность, сделать вид, что этого ничего нет, что все нормально. Снова чувства пошли вверх, что я плохая мама, что не научила дочь, что так будет всегда. Снова вскочила, чтобы пойти к дочери, но тоже уняла себя, успела. Я снова усилием воли заставила чувства улечься. Спустя несколько минут заработала логика: «Надо сказать ей, что ее поведение не то, что оно ранит другого, но надо сказать это спокойно».
- Дочь, приготовила форму?
- Да!
- Ты просто знай, что как ты к людям, так и люди к тебе. И знай, что мне больно от того, как ты себя ведешь. Просто, когда ты о чем-то просишь, я все оставляю и делаю, пусть не сразу, но ты знаешь, что делаю. Просто это как-то нечестно получается...
Я ушла. Самое интересное, что в такие моменты ты никогда не знаешь правильно ли поступила, правильно ли, что сказала или правильно ли, что НЕ сказала. Всегда хочется вернуться, и что-то еще добавить. Кружилась около Сониной комнаты, раза два порывалась зайти. Удержалась, не зашла. Успокоилась. Чуть позже вздохнула с облегчением, что не наговорила больше. И вспомнились Сонины слова. Она сказала это вчера, когда мы все вместе пили чай.
- Мам, ты когда злишься на нас, просто вспоминай, что мы все еще дети, и пока еще не всё знаем.
Я ответила на это, сдерживая тон, чтобы не показаться слишком уже задетой:
- Дочь, когда вы с Данилой видите, что я злюсь на вас, вы попытайтесь остановиться и подумать, а что такого вы можете изменить в себе, чтобы я не злилась. Если мы будет это делать с обеих сторон, то дело пойдет быстрее, но вообще, я очень рада, что ты сейчас произнесла эти слова.
Проанализировав, как сегодня вела себя Соня, я увидела, что вся ситуация была с маленькими, едва заметными изменениями: ее жесты, более сдержанные, ее молчание в моменты, когда она обычно отвечала, ее действия, когда она пересиливала себя. Я вдруг поняла, что в ней шла работа не менее интенсивная, чем у меня самой. Я вдруг явно почувствовала, что она применяет на практике свои и мои слова. Скорее всего неосознанно, но я видела ее слова в действии.
Я вдруг поняла, что если мы каждый раз пытаемся себя изменить в сложных ситуациях, то это работает. Не так быстро, не так заметно, но работает. Не надо опускать руки. Нужно всегда идти вперед, и чуточку вверх. Если вверх пока сложно, то просто вперед...
Но есть смены настроения у детей, злость и т.п. все временно, успокаиваю я себя :)))
Мне ещё кажется, я надеюсь на это, что в подростковом возрасте у детей работает память. Взрослея, ребёнок вспоминает, что ему говорили. Если говорили без злости, то начинает применять. Если говорили со злостью и раздражением, то блокирует на всю жизнь.
Гнев он необходим что взрослому что ребенку, задача своим примером показать как он будет продуктивно работать в обществе. Вот тут вы прям правы как никто другой, что начинать надо с себя.