Прям чувствую гору тапок, летящих в меня по этой теме, но, поскольку выражу не свое мнение, а весьма уважаемого в стране педагога, то рискну... А вдруг кому-то пригодится?
Сейчас многие (большинство) мамочек стремится к раннему развитию своего ребенка, но почему-то под этим самым развитием подразумевают именно знание букв и чтение. У кого-то в 5 уже читают, у кого-то даже в 3...
Да, у малышей очень хорошая память, причем почти у всех здоровых. Так что в раннем возрасте их много чему можно научить. И буквам-цифрам-чтению тоже.
Моя старшая в 1,3 года (!!), когда мы долго лежали в больничке и нас регулярно выгоняли из палаты для кварцевания в коридор, а развлекать ребенка там было нечем, так приходилось ей оказывать буквы на плакатах. Так она выучила несколько букв. Прочесть и произнести не могла, а показать, когда просишь - запросто.
Но разве это показатель развития?
Это присказка. Теперь суть.
Дочка попала в 1 класс в одну из лучших школ региона (относится к ведомству ран). Сами понимаете, что из микрорайона там деток мало, остальные все "крутые", которых готовили специально к этой школе.
Все дети с ранних лет по кружкам, подготовкам, репетиторам - неподготовленных там нет. Все родители понимают, в какую школу поступают и стараются подготовить. Тут читать начинают еще с периода младенчества.)))
Учительница у нас просто великолепная - дети ее обожают, она заслуженная- презаслуженная, у нее в классе обычно бывает много олимпиадников..
И вот при всем при том, наша учитель на собрании особо подчеркнула, что с каждым годом все больше деток, которым в школе нужна серьезная логопедическая помощь!
И дело не в дефектах речи и произношении. А в отсутствии привычки разговаривать. К неумению РАЗГОВАРИВАТЬ, СТРОИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ФОРМУЛИРОВАТЬ СВОЮ МЫСЛЬ!
Т.е детки приходят умея читать-писать-считать-решать задачи. А рассказать что-то, объяснить, пересказать - не умеют.
Речевой аппарат не готов, не привык к речи.
Их таскали по кружкам, репетиторам, где с ними по паре часов в неделю кто-то немного разговаривал. Потом им давали в руки телефон или книжку, максимум - разговаривали по бытовым темам, где словарный запас меньше, чем у Эллочки-Людоедки. .
А вот разговаривать на иные, кроме бытовых и учебных тем их не научили.
Родителям проще отвезти на кружок, секцию, к репетитору, чтобы кто-то чем-то позанимался с их ребенком.
А самим заставить себя регулярно и много разговаривать с ребенком на не типичные темы, размышлять уже не хватало сил.
И, по словам учителя, если раньше таких было 3-4 человека в классе, то в нашем из 38 человек больше половины не способны выразить свою мысль, подобрать слова, понять что-то новое.
Так что развивайте, девочки, в первую очередь не навыки чтения, письма, счета или игры на каком-то инструменте у ребенка, а разговорную речь, пересказ, словарный запас. Это, как оказалось, гораздо важнее.
Сейчас многие (большинство) мамочек стремится к раннему развитию своего ребенка, но почему-то под этим самым развитием подразумевают именно знание букв и чтение. У кого-то в 5 уже читают, у кого-то даже в 3...
Да, у малышей очень хорошая память, причем почти у всех здоровых. Так что в раннем возрасте их много чему можно научить. И буквам-цифрам-чтению тоже.
Моя старшая в 1,3 года (!!), когда мы долго лежали в больничке и нас регулярно выгоняли из палаты для кварцевания в коридор, а развлекать ребенка там было нечем, так приходилось ей оказывать буквы на плакатах. Так она выучила несколько букв. Прочесть и произнести не могла, а показать, когда просишь - запросто.
Но разве это показатель развития?
Это присказка. Теперь суть.
Дочка попала в 1 класс в одну из лучших школ региона (относится к ведомству ран). Сами понимаете, что из микрорайона там деток мало, остальные все "крутые", которых готовили специально к этой школе.
Все дети с ранних лет по кружкам, подготовкам, репетиторам - неподготовленных там нет. Все родители понимают, в какую школу поступают и стараются подготовить. Тут читать начинают еще с периода младенчества.)))
Учительница у нас просто великолепная - дети ее обожают, она заслуженная- презаслуженная, у нее в классе обычно бывает много олимпиадников..
И вот при всем при том, наша учитель на собрании особо подчеркнула, что с каждым годом все больше деток, которым в школе нужна серьезная логопедическая помощь!
И дело не в дефектах речи и произношении. А в отсутствии привычки разговаривать. К неумению РАЗГОВАРИВАТЬ, СТРОИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ФОРМУЛИРОВАТЬ СВОЮ МЫСЛЬ!
Т.е детки приходят умея читать-писать-считать-решать задачи. А рассказать что-то, объяснить, пересказать - не умеют.
Речевой аппарат не готов, не привык к речи.
Их таскали по кружкам, репетиторам, где с ними по паре часов в неделю кто-то немного разговаривал. Потом им давали в руки телефон или книжку, максимум - разговаривали по бытовым темам, где словарный запас меньше, чем у Эллочки-Людоедки. .
А вот разговаривать на иные, кроме бытовых и учебных тем их не научили.
Родителям проще отвезти на кружок, секцию, к репетитору, чтобы кто-то чем-то позанимался с их ребенком.
А самим заставить себя регулярно и много разговаривать с ребенком на не типичные темы, размышлять уже не хватало сил.
И, по словам учителя, если раньше таких было 3-4 человека в классе, то в нашем из 38 человек больше половины не способны выразить свою мысль, подобрать слова, понять что-то новое.
Так что развивайте, девочки, в первую очередь не навыки чтения, письма, счета или игры на каком-то инструменте у ребенка, а разговорную речь, пересказ, словарный запас. Это, как оказалось, гораздо важнее.
Полезный пост, спасибо! Очень вовремя. Только пошли на первую в жизни сына "развивашку" и я поймала себя на что я выдохнула — можно просто помолчать. А тут ваш пост)))
Конечно молчаливый ребенок нам уже точно не грозит, но задуматься заставляет. У нас, мне казалось перебор у ребенка "лишней" информации, он в деталях знает что такое и зачем трансформатор, трубопровод, насос, генератор и тому подобное… Называется: когда мама — инженер 🤣🤦😉
Это не только вопрос гаджетов -это тенденция глобальная, потому что рарьше дети с малых лет во дворах гуляли, социализировались, было много родственников, близких, друзей — дети в принципе много общались. Дети больше читали, родители и сами не сидпли в гаджетах, не включали посудомойки и стиралки.
И в принципе больше детей стало с проблемами, даже в младенчестве сейчас выхаживают детишек, которые 30 лет назад не выжили бы — меняется медицина, появляются последствия и это дает отпечаток.
Ваше «развивайте речь, а не учите читать» уж простите, слишком узкий совет. Проблема шире. Среди обеспеченных людей обычно наоборот больше родителей, которые с умом подходят к воспитанию детей -занимаются с ними, а не выращивают как придорожную траву в гаджетах. Занятия чтением и математикой никак не мешают развитию разговорной речи.
По поводу «обеспеченных», которые с умом подходят к воспитанию — увы, не соглашусь. Слишком много лет варилась в этой среде, знаю не по рассказам. Они готовы любые деньги «на развитие», но не на воспитание.
Потому что воспитание предусматривает личное участие родителя, а большинство хотят откупиться, заменить репетиторами и кружками свое внимание. Занять ребенка так, чтобы к ним не приставал уже.
Я, видимо, где-то не правильно выразилась (надо перечитать) — не вместо чтения и математики. Но все-таки мышление (в тч осознанная речь) должны быть первичны.
А учитель лишь обратила внимание, что современные дети не умеют разговаривать даже после кучи репетиторов и всяческих полезных навыков.
Читать умеют, а разговаривать — нет. И, соответственно, мало что САМОСТОЯТЕЛЬНО понимают из прочитанного нового.
про то, что дети не понимают, что прочитали — всегда так было и это не проблема раннего чтения, это в принципе проблема при начале чтения, во все времена. И дети сейчас начинают читать не в школе, про контроль прочитанного многие просто не знают — что надо спрашивать о чем ребенок читает, это и проблема выбора книг для чтения тоже. Но и эта проблема не нова и не зависит от обеспеченности-ребенок прочитывает, не понимает что читает, если еще и книжки подсовывают не по возрасту, то и читать ребенок не хочет, при отсутствии регулярности занятий может и разучиться читать. Обычное дело -спросите у учителей в селах)
И учить читать до школы -НАДО — программы сейчас такие, что не предполагают, что 30 детей в классе надо сначала научить читать, все приходят умея читать, если не научить до школы -отставать будет, даже умея болтать лучше всех в классе.
Вообще, репетитор готовит детей и к пересказам, к рассказыванию по игрушке/картине/и т.п., к "составлению письма" (то есть письменной речи). Даже в гос садах это обязательно в программе есть.🤷♀️
А про программы садов уж молчу — моя ходила в логопедический, тоже считается очень хорошим. Два прекрасных воспитателя на 42 человека (по списку)!!! Группа разновозрастная — т.е старшая и подготовительная вместе.
Даже наши любимые воспитатели (одна по образованию логопед-дефектолог), которые были вторыми мамами нашим деткам, и то они работать по программам не успевали с таким количеством детей. Хорошо, что хоть на подготовку к праздникам у них хватало возможности. А вот с подготовкой там были сильные провалы.
А уж что успевает изучаться в в обычных садах..
Родители должны сами разговаривать со своими детками.
Мы же говорим о раннем чтении, обучении математике и т.п.? То есть о том, что нужно обучать не чтению, а тренировать т.н. связную речь. То есть пост звучит как призыв "забейте вы на этих репетиторов, просто общайтесь со своим малышом". Так вот просто "говорения" с ребенком для подготовки к школе недостаточно. Вообще, странно, что родители, которые занимались подготовкой ребенка к школе, не обратили внимание на такой важный навык, как умение говорить.
Из недавнего — в школе куча кружков.
Меня «свалил» вопрос одной из мамаш: «А что такое кружки „песенная страна“ и „библионика“?».