Родители – это не просто, что родил ребенка, и он с тобой живет. Быть родителем – это сделать так, чтобы твои дети стали настолько конкурентоспособными в повседневной жини, чтобы они, в свою очередь, оставили потомство и тем самым передали гены в будущее.
Если мы думаем, что конкуренции нет, то глубоко ошибаемся. Она идет всегда, принимая ту или иную форму. Способов, которые помогают людям выживать – множество. Русскоязычная культура, основанная на православии, проповедует мирный способ сосуществования, где мы помогаем друг другу.
Так, вот, возвращаясь к тому, как научить наших детей. Для этого, мы сами должны знать элементарные вещи о нас самих, об этом мире. Из обычной, повседневной жизни этого не узнаешь. Точнее, то, что приходит из того, с чем мы имеем дело каждый день, не поможет нашим детям. Этих знаний достаточно для того, чтобы выжить теперь, сегодня, но этого никак не хватит в будущем, когда откроются новые обстоятельство, создадутся новые условия.
Человек, который знает самого себя, всегда найдет способ справиться с тем, что приподнесет ему жизнь. Он найдет способ измениться так, чтобы суметь изменить мир.
Знания о себе никогда не возникают сами собой. Ребенок не умеет рефлексировать. Его надо этому учить. Учить надо долго, пока его мозг не созреет, а обстоятельства не сложатся так, чтобы он на практике применил эти знания. Но как только полученные теоретические знания и реальная жизнь встретятся и соединятся, тут человек приобретает самое ценное, он получает осознанный опыт.
О чем я говорю?
Вчера Данила с Соней, слышу, ругаются. Я не против. Они тем самым учатся решать конфликты. Ругаться – это примитивный способ, но для первого этапа сойдет. Часто они мирно расходятся, так как кто-то уступает. Вчера не разошлись.
— Мам, — выбегает в слезах Соня, — Ну почему, скажи, почему, когда я тихо и мирно смотрю телевизор, приходит ЭТОТ Данила и начинает меня бесить??!
Соня негодует, так как ей кажется, что она точно знает, что Данила не прав, и это, якобы, дает ей право плакать и кричать.
— Соня, — спокойно, но намеренно тихо говорю я ей. – Я вижу, что ты вся в растроенных чувствах. Пожалуйста, поднимись наверх и успокойся. Я подойду через 10 минут.
— Но мам!!! – пытается она утвердить свою правоту, но я останавливаю ее.
— Пожалуйста, иди наверх.
Соня в негодовании срывается со стула и демонстративно, топая ногами и со свисшими по бокам руками, идет к себе в комнату.
В этот момент я знаю, что и Соня, и Данила, и я – мы все на эмоциях. Если я начну разговор прямо сейчас, то огонь разгорится еще ярче и пожреть все наше хорошее расположение друг к другу. Конечно, у меня есть желание и вера, что улыбнись я детям и попроси я их помириться, они сразу это и сделают. Но я знаю по опыту, что это ощущение обманчиво. И именно это я должна сейчас донести до детей, научить их, как себя вести. Именно поэтому я оставила впокое и Соню, и Данилу, хоть он и был неправ, и сама отошла от них подальше, успокаиваясь и обдумывая свои действия.
Прошло 10 минут. Это ровно столько, сколько нужно, чтобы человеческая эмоция улеглась.
— Данил, — подхожу я к сыну. – Когда будет возможность, извинись перед Соней.
— Но в чем? – начал играть Данила.
— Ты слышал, что я тебе сказала?
— Слышал.
— Мне больше нечего добавить, — сказала я спокойно, почти ласково, и ушла.
Сижу на заднем дворе. Недавно прошел дождь, воздрух свежий, в природе все умылось, стало хорошо. Соня подходит.
— Мам, посмотри, что я сделала… – она показывает мне птичку из бумаги.
— Классная, Сонь, — подыгрываю я ей, делая вид, что недавнего недоразумения вроде как и не было. – Ты ее разукрасила и она теперь совсем как настоящая… Я чуть помолчала, а потом добавила – Кстати, когда чувствуешь, что не можешь сладить в конфликте, не допускай, чтобы пошли слезы. Все, что ты мне говорила, когда выражала свое негодование на Данилу, это было совершенно правомерными, но слезы свели на нет всю твою силу. Слезы – показатель того, что человек не владеет собой. С возрастом, человек учится выходить из конфликта до момента, когда пошли слезы. И это то, чему я тебя учу. Чувствуешь, что Данила жмет, уходи. Подходи ко мне и я помогу. Если вдруг не удержалась и пошли слезы, такое бывает, ничего страшного, дай себе 10 минут, чтобы успокоиться и потом подходи ко мне. Да?
Соня кивнула. По глазам вижу, что она согласна со мной и будет пытаться.
— Сонь, в общем, два момента: первое – это пытаться не допустить слезы. И второе, если не поймала этот момент и все-таки расплакалась, то дай себе 10 минут успокоиться и уже потом подходи и будем разбираться. А теперь давай обнимемся, и… попытайся помириться с Данилой.
— Мам, уже помирились.
Видать Данила-таки последовал моему совету. Молодчинка, хоть и редиска, что изначально довел Соню.
В общем, на все про все у нас ушло 15 минут. Раньше уходило от 2 до 4 часов, чтобы уладить все, и потом мне еще 10 часов, чтобы прийти в себя после всех переживаний.
Прогресс, однако...
Как же это бывает трудно — сдерживать эмоции и терпеливо, без эмоций, достойно выйти из состояния конфликта. Честно — для меня до сих пор даётся такое с великим трудом, особенно когда уверена в правоте своих слов или действий…дети существо чересчур эмоциональные и научить сдержанности это дорогого стоит ✊🏻🤝👍🏻
Не считаю что держать в себе слёзы это по взрослому, иногда это просто необходимо. Ибо всегда держать слёзы в себе это не правильно
Вот, тоже уцепил этот момент.
Ну это типа вырасти сильным и независимым, но в душе быть ранимым, но не показывать себя настоящего))))
Думаю, тут речь не в сдерживании слёз везде и всюду, а об обучении улаживания конфликтов прежде чем эмоции возьмут вверх, т.к. они (эмоции) не дают сосредоточиться на решении вопроса и человек может "нарубить дров". Этому действительно надо учиться, и это не просто, но зато результат того стоит, упростит жизнь.
2 в 1
Меня всегда радует, как люди выхватывают какую-то деталь и фокусируются на ней. Это очень помогает корректировать стилистику и логику изложения.🙂
Да, а иначе как научишься?) В любых обстоятельствах ищем положительные моменты😉