Статья не моя, Елены Даниловой. ССылка на первоисточник: https://blog.
Однажды моя дочь Санька была в гостях у своего друга Захара. И была она там одна – без меня. А было им было: 2,2 (Саша) и 2,5 (Захар).
Юля (мама Захара) взялась что-то срочно подшить. Коробочку с нитками и иголками открыла, поставила перед собой и стала шить. А малыши сидели напротив коробочки.
Юля, вроде, куда-то отошла на минутку, а детям сказала “Это трогать нельзя!”.
Как только она отвернулась, Захар тут же потянул руку. Саша была в шоке! Она так посмотрела на Захара, обалдев и сказал: “Ты что!? Это же нельзя!”. И отодвинула его руку….
Как вообще понять, что ребенку можно, а что нельзя?
Начнём не с “нельзя”. Начнём с “можно”.
Можно то, что не вредит жизни и здоровью.
Кроме опасных вещей можно запрещать еще и очень ценные предметы.Но запретов в жизни ребёнка должно быть обязательно меньше, чем разрешений. Нельзя превращать жизнь ребёнка в один сплошной запрет (как часто бывает).
Если вещь чрезвычайно ценная, то её можно убрать подальше или держать под контролем (компьютер, мобильник и т.д.), пока ребёнок очень маленький, а потом постепенно начать объяснять, что её брать нельзя.
Дети довольно долго не могут понять суть понятия “нельзя”, потому что мы сами не даём им толком понять, что же это такое. Многие родители постоянно твердят ребёнку “нельзя” по любому пустяковому поводу, тем самым “размывая” весь смысл понятия “нельзя”.
Вот ребенок потянулся к тарелке. А вы ему “Нельзя!” (еда еще не остыла). Через две минуты на ту же тарелку: “Бери!”.
Так нельзя или можно? Как ребёнок должен понимать ваше “нельзя”, сказанное три минуты назад?
Ребёнок для себя делает вывод: “нельзя” означает только лишь “подожди немножко!”.
Вот он и ждет чуть-чуть. Только вы отвернулись, значит уже можно – мама уже не интересуется и я могу брать!
Вполне понятная логика!
И ребенок не выбирает, где её применять – на розетках или горячей каше. Она для него работает везде!
Что это означает?
А то, что “нельзя” должно быть только те вещи, которые нельзя никогда – безусловно!
Например:
розетки,
открытое окно,
газ,
входная дверь,
мамин-папин компьютер,
мамин-папин мобильник.
Ну и еще какие-то вещи, которые вы не дадите никогда. И лучше, если вы продумаете этот список “нельзя” и обсудите их со всеми членами семьи.
Но есть вещи, которые иногда можно, а иногда нежелательно брать (трогать, использовать). И для этих временных или не строгих ограничений лучше выбрать себе другое слово, не используя “нельзя”. Или – лучше – несколько слов!
— Не сейчас нужно брать кашку! Она еще горячая!
— Подожди, пожалуйста, не включай телевизор, папа отдыхает!
— Не надо СЕЙЧАС наступать в лужу, мы же идем на концерт, ты можешь забрызгать нарядные брючки!
— Не стоит сейчас бегать и кричат, бабушка легла спать, вы ей будете мешать.
Ну и так далее!
А как быть, если ребенок вопреки всем словам постоянно пытается взять то, что нельзя?
Конечно, отвлекать – это самый действенный способ! Малыша проще переключить с неверного действия, чем объяснить, почему так делать не стоит.
Но совершенно не нужно прятать всё в доме, что может быть опасным или чего ребёнку не стоит брать. Это означает – не научить ребенка следовать установленным запретам! Как только ребенок, у которого в доме спрятано всё опасное и пограничное (опасное без взрослых), дорвется до запретного предмета – может случиться беда!
Лучше отвлекать, пока маленький, переключать на что-то. Давать замену – похожую, но безопасную.
Позже – научить пользоваться опасными предметами. И научить не брать их без мамы.




оо… вот это тож отлично) чтоб была альтернатива))) учту) спасибо
Дабы исключить «неправильного нельзя», я все неразрешаемые вещи (телефон, планшет, игрушки до которых еще не доросли, сапоги (это просто болезнь — нацепить сапоги уличные и вышивать в них по дому и т.д.) пытаюсь убирать из виду. Если и говорю нельзя, стараюсь по примеру автора статьи аргументировать почему!!! В принципе помогает, недавно даже сестричке своей София рассказала, почему нельзя брать ножницы (папа оставил маникюрный набор на своей тумбочке) «Пасик коль, Поле будет бо-бо и пакать»))) (пальчик уколешь, будет больно и будешь плакать). Но бывают и истерики, боремся, как говорится!!
Хорошая статья!!! надо все это обдумать… муж тоже постоянно говорит НЕЛЬЗЯ… даже слух режет..
согласна, слово нельзя нужно заменять на другие слова -более конкретные и понятные для ребенка
Хорошая статья! Стараюсь объяснять и отвлекать правильно, я редко говорю нельзя, в основном-острый нож или ножницы-порежешься, горячо-обожжешься, сильно высоко-упадешь, больно очень будет и т.п
у меня просто он еще их не видел не разу и не пробовал… поэтому и не будет искать)
хоть сахар )))
бедняга
на заметочку
Хорошая статья!!! Примеры приведены )))
Хорошая статья, надо бабушке нашей дать почитать, а то у меня уже мозг взрывается, когда слышу из её комнаты непрекращающиеся «нельзя».
вот именно… когда много запретов — их просто уже не воспринимает мозг....
так вот ведь, ещё и говорит, что сильно много позволяю ребёнку
полностью согласна, стараюсь сама ка можно меньше говорить «нельзя», а от бабушки только и слышно «нельзя-нельзя», причем даже на те вещи, которые по-моему мнению можно давать ребенку для игры
ну да)) в это чет не верится
Интересная статья! я согласна
Отличная статья, очень разумная. Я очень стараюсь, чтобы «нельзя» было как можно меньше, но их все равно сначала было немало, а потом становилось все меньше — сынок стал понимать и уже редко трогает что-то запретное. И замену тоже ищу (ножик нельзя брать, возьми ситечко, оно ничем не хуже, и т.д.)
вот и у меня так же… особенно на кухне… все что вообще нельзя — я убрала… а то что может случайно взять… то же ножик рядом с краем стола положила — то в замен тут же венчик предлогается, или ситечко, или куча всего интерессного что можно найти на кухне)хотя сама с чем то в этой статье не согласна… мне кажется проще до какого то возраста ограничить доступ к чему нибудь не опасное для жизни, но и не стоющее брать… те же крупы… не думаю что годовалому ребенку все таки можно обьяснить что к ним нельзя подходить… а в 2 года уже более менее можно обьяснить...
Ну ограничить — это тоже, конечно. да никто не будет иголки держать в свободном доступе, или бокалы хрустальные)
ну это до определенного возраста… я в детстве всех своих кукол обшивала… это еще до первого класса было… значит у меня уже лет в 5 были в свободном доступе иголки, нитки, пуговицы… тут от возраста зависит....
часто вижу такую картину с едой… лежат печеньки или конфеты на виду… естественно ребенок или сам берет или просит… а у меня видимо выдержку начинают отрабатывать… говорят что нельзя… конечно он это не слушает и все равно просит… ну тогда жалеют его и дают))) а убрали бы с глаз — и не просил бы)
Я про маленьких, как наши. Я тоже еще до школы шила, носовые платочки, помню, подшивала. А печеньки с конфетами вообще лучше только по праздникам в доме иметь)
ну с конфетами не соглашусь наверное… если по праздникам — значит это что то очень вкусное, поэтому его редко дают… нам с мужем тоже конфеты не в волю давали и не каждый день… сейчас зато мы наедаемся на славу) потому что подсознательно уже заложилось что если редко и по малу дают — значит это супер вкуснятина)
А я в детстве много ела сладкого, оно всегда было. И сейчас желание не угасло, держусь как могу, но если куплю какую-нибудь сладость — часто все сразу съедаю. Не хочу, чтобы так было с детьми
ну вот… у кого то его в детстве было мало, у кого то много… один фиг — сейчас его точим)))
статьи статьями, а дети разные… Я на что-то доче скажу, что это фууу кака, нельзя. Она берет и смеется — кака!)
моя сразу на слово нельзя начинает плакать, хоть объясняй хоть нет
может у тебя нельзя как в Ералаше, когда мальчик собаке сидеть говорил